Представители радикальных националистических организаций Эстонии пообещали приступить к жестким методам борьбы с «вражескими» интернет-сайтами и телевидением — вплоть до демонтажа спутниковых антенн с крыш домов потребителей «московской пропаганды». «Лента.ру» разбиралась, как в Прибалтике сражаются с неугодными российскими телеканалами.
Война с информацией
На прошлой неделе в эстонский филиал российского новостного агентства Sputnik пришло послание от местных националистических организаций. Радикалы заявили, что их «отцы и деды сражались с большевизмом в немецких мундирах», сами же они намерены не только добиваться «бесповоротного законодательного запрета русского телевидения на территории республики», но и готовы самостоятельно снимать тарелки с фасадов и крыш зданий. Правозащитник, многолетний член ПАСЕ Борис Цилевич в беседе с «Лентой.ру» так прокомментировал ситуацию: «Полагаю, не стоит уделять большого внимания высказываниям членов маргинальных объединений. Снять антенну с дома имеют право только представители правоохранительных органов по приговору суда, в случае какого-либо выявленного нарушения. Например, пиратского просмотра телеканалов — у нас в Прибалтике это проблема распространенная. Во всех других случаях подобные действия подпадают под действие уголовного законодательства — со всеми вытекающими последствиями».
Впрочем, представители эстонского парламентского «Союза отечества и Res Publicа», также предложившие закрыть доступ населению к «российской пропаганде», — отнюдь не маргиналы. Член правления партии, депутат горсобрания Таллина Тармо Круузимяэ заявил: «Телеканалы восточного соседа призывают к насилию, разжигают межнациональную рознь и пытаются дестабилизировать ситуацию по всей Европе». Однако предложение запретить российское телевидение не нашло поддержки у премьер-министра Таави Рыйваса, посоветовавшего коллегам не уподобляться властям Северной Кореи.
«В нашей стране мы наблюдаем конфликт "эстонство против прав человека", в котором задействованы тесно связанные между собой свобода слова, свобода печати и свобода получения информации, — объяснил «Ленте.ру» таллинский правозащитник Сергей Середенко. — Если ради полного торжества "эстонства" надо еще урезать права человека, скорее всего, такая инициатива последует. Но в данном случае настораживает откровенно уголовный призыв к вандализму: сбивать "российские" тарелки. Это логическое продолжение линии, начавшейся с отказа от ретрансляции эфирных российских каналов. Но уже на "народном" уровне, так как сбивать собирается не государство, а всякая шпана. Причем первый из них, заслуженно получивший за свои выходки по морде, будет немедленно объявлен святым мучеником за народ. Вот так и живем…»
Эстонский общественный деятель Дмитрий Линтер в беседе с «Лентой.ру» предположил, что до снятия тарелок в открытой форме не дойдет, но не исключено, что «мелко пакостить» зрителям российских каналов националисты будут.
Европа недовольна
Хотя власти Латвии, Литвы и Эстонии демонстрируют полную приверженность курсу Вашингтона и Брюсселя, в прибалтийских республиках проживает много этнических русских, традиционно ориентирующихся больше на Восток, чем на Запад. Да и многие латыши, литовцы и эстонцы, особенно из тех, кто постарше, еще помнят русский язык и с удовольствием включают российские каналы. Дошло до того, что однажды Солвита Аболтиня — спикер Сейма Латвии, одно из первых лиц в государстве — откровенно призналась, что редко смотрит латышские телепередачи. Как показали данные опроса, проведенного в первом полугодии 2016-го, четыре наиболее популярных в Латвии русскоязычных канала в среднем за неделю набирали 47,6 процента аудитории зрителей латышской национальности.
В странах Балтии пытаются решить проблему репрессивными методами. За последние три года российские каналы несколько раз временно отключали и обкладывали штрафами. Поводом, как правило, служили случаи несовпадения транслируемых точек зрения с мнением официоза по событиям современности или недавнего прошлого. Пока лидирует в этом вопросе Литва. Началось с того, что Вильнюсский окружной административный суд на время остановил трансляцию в стране Первого Балтийского канала (телекомпания, созданная на основе российского Первого канала для вещания в Прибалтике). ПБК обвинили в показе «лживой пропагандистской передачи» о событиях 13 января 1991 года, когда советские войска штурмовали телецентр в Вильнюсе.
К решительной борьбе с «пропагандой» в Литве приступили в октябре 2015 года, когда вступил в силу закон, позволяющий штрафовать телевизионных ретрансляторов: он предусматривает за «недружественную пропаганду» штраф до трех процентов годового дохода. Президент страны Даля Грибаускайте обосновала необходимость этой меры тем, что Литва «сейчас живет в условиях информационной войны». В пояснительном письме к законопроекту говорилось, что российские телепрограммы, транслирующие «пропаганду», постоянно смотрят 400 тысяч (15 процентов) жителей Литвы.
В начале 2016-го Литва обвинила канал «РТР-Планета», зарегистрированный в Швеции, в подстрекательстве к войне и разжиганию розни и составила на него донос в местную полицию. В качестве доказательства был представлен отрывок из программы, где депутат Госдумы Владимир Жириновский назвал турок «диким варварским народом» и призвал «поставить на колени» Турцию. Тогда же Вильнюс решил перевести канал NTV Mir Lithuania в пакет платных — и снова из-за «разжигающей ненависть ложной информации о событиях 13 января 1991 года в Литве».
Подобная политика вызывает недовольство ОБСЕ, неоднократно обращавшего внимание литовцев на то, что «любые ограничения противоречивых или иных взглядов на исторические события, даже если это делается в рамках закона, в итоге могут ограничить свободу СМИ». А в июне этого года вмешалась Еврокомиссия, выразившая недовольство тем, что власти Литвы, не посоветовавшись ни с транслятором, ни с Брюсселем, переводят «неприятельские» каналы в платный пакет. Под давлением ЕК Вильнюсу пришлось снять санкции с телеканалов «НТВ-Мир» и «РТР-Планета». «Геройски воевали, лихо громили восточного врага, но как услышали, что затопал Брюссель, гаубицы потихоньку свернули. Такой конфуз в информационной войне с Россией испытала маршал Даля Грибаускайте и ставшая ее гвардией Литовская комиссия по телевидению и радиовещанию», — иронизировал журналист Витаутас Бруверис.
Отключение невозможно
В начале октября в латвийские кабельные сети после шестимесячного перерыва частично вернулась «РТР-Планета». Весной канал обвинили в том, что в нескольких эпизодах его передач прозвучала мнение об Украине как о «фашистском государстве», а у власти в Киеве находятся «преступники, нелегитимно захватившие власть». Теперь же далеко не все операторы из опасения новых репрессий соглашаются вновь включать этот канал.
Тем временем в Латвии бьют тревогу: население восточных областей республики отечественное телевидение вообще почти не смотрит. Та же самая проблема в Эстонии: многие жители приграничного с Россией города Нарвы используют спутниковые тарелки, позволяющие принимать сотни российских каналов. Член правления «Гостелерадио Эстонии» Айнар Рууссаар сетует: «Есть доля людей, у которых в Нарве квартиры. Они ходят на работу, а возвращаясь домой, включают показывающий зеленоватую картинку корейский телевизор, купленный двадцать пять лет назад. Он уносит их в российскую реальность. Эти люди даже не знают, кто мэр Нарвы, и не могут этого знать. Это наша общая проблема. В XXI веке такого быть не должно». По мнению Рууссаара, широкому распространению российских телеканалов способствуют незарегистрированные кабельные операторы. «Покупают какую-то спутниковую карточку, в основном в России, устанавливают тарелку и просто воруют программу. Распространяют ее в сети или просто в доме — цена, естественно, ниже», — предполагает он. Сами жители Нарвы говорят, что российские каналы можно ловить и без всякой спецтехники — чем ближе к границе, тем лучше сигнал.
Ситуацией с российским телевидением очень озабочены представители радикальных партий, движений и объединений. Одиозный депутат Сейма Латвии от праворадикалов Имант Парадниекс обвинил председателя Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ) Айнара Димантса в наплевательском отношении к своим обязанностям. «Бездействие Айнара Димантса и НСЭСМИ — преступление. Двадцать пять процентов латвийцев смотрят российское телевидение нелегально. 200 тысяч домашних хозяйств пользуются карточками российских операторов, которые в Латвии нелегальны», — возмущается Парадниекс. Его однопартиец Эдвин Шноре прямо требует отключить «неприятельские» каналы: «Трудно понять, как распространение разрушительной путинской пропаганды среди русских в Латвии соответствует нашим национальным интересам».
Население в прибалтийских странах в целом законопослушное, не исключение даже националисты-радикалы, поэтому реальных попыток борьбы с российскими тарелками в регионе пока не зафиксировано. Но быть может, именно власти решат установить железный занавес между зрителями и враждебным телеящиком?
«Откровенно говоря, я не знаю, как сейчас в странах Балтии можно осуществить полную отключку российских телеканалов — и технически, и юридически. Данные каналы с юридической точки зрения являются западными предприятиями, поскольку зарегистрировали свои филиалы в Великобритании и Швеции. Соответственно, если они перед кем и отвечают, так только перед национальным регулятором в этих странах. Государства Прибалтики могут накладывать на них лишь временные санкции, если доказано, что какие-то передачи и сюжеты идут вразрез с местным законодательством. Чаще всего россиянам вменяют "пропаганду ненависти"», — поясняет правозащитник Цилевич.
Латвийский политолог Артем Губерман в разговоре с «Лентой.ру» высказал мнение, что при современном уровне развития интернет-коммуникаций любое запретительство теряет смысл: «Это попахивает умственной отсталостью. Ну, выключат наши власти трансляции из РФ — а смысл? Кто желает, тот без особого труда найдет альтернативный способ просмотров. Только еще дополнительную рекламу сделают российским телевизионщикам. А что касается угроз несистемных радикалов — что ж, в период нацистской оккупации знаком врага служили шестиконечные звезды на груди. А сейчас кому-то хочется сделать подобный символ из российских тарелок. Что поделаешь, идиотов везде много…»