На олимпийском турнире по сабле в Рио россиянка Яна Егорян завоевала две медали высшей пробы: в личном и командном зачете. На счету российской фехтовальщицы также золото домашнего чемпионата мира 2015 года и четыре победы на чемпионатах Европы (Загреб 2013, Страсбург 2014, Монтре 2014, Торунь 2015). В интервью «Ленте.ру» 22-летняя спортсменка рассказала, как отдохнула после Олимпиады, о планах на грядущий сезон и о любимых автомобилях.
«Лента.ру»: Яна, чем вы занимались после Олимпиады? Удалось отдохнуть перед новым сезоном?
Егорян: Сразу после Олимпиады отдыха не получилось, однако потом удалось выкроить неделю и улететь в Италию. Но, честно говоря, отдых не особенно удался: когда вернулась в Москву, график был настолько плотный, что уже на следующий день я забыла о коротких каникулах.
В двадцать два года вы осуществили мечту любого спортсмена — выиграли Олимпийские игры. В чем собираетесь черпать мотивацию для следующих Игр?
Медалей много не бывает. У меня, например, нет побед на личном чемпионате Европы и чемпионате мира — мне хочется, чтобы в ближайшие два года появилась возможность завоевать эти награды. О Токио-2020 загадывать рано, четыре года — срок немаленький.
Какие задачи ставите перед собой на текущий сезон?
Практически сразу после отдыха я вновь приступила к тренировкам. Сейчас я не ставлю перед собой глобальных целей — таких как олимпийское золото. Несмотря на победу в Рио, отбор на Игры никто не отменял, у нас очень много талантливых спортсменов среди подрастающего поколения — у них невероятная мотивация, они все время наступают на пятки.
Кто поддерживал вас на Олимпиаде?
Семья, родные всегда переживают за меня — независимости от результата. Правда, я не очень люблю, когда родители посещают мои турниры. Их присутствие отвлекает, хочется как можно лучше выступить.
После Олимпиады у вас стало больше поклонников. Фанаты делали вам какие-нибудь особенные подарки?
Когда мы приехали домой, мне пришлось принимать участие в разных мероприятиях — нужно было показать себя людям. Что касается подарков, их мне делали еще до того, как я стала олимпийской чемпионкой. Например, один поклонник подарил мне очень дорогие часы. Каждый раз с ужасом думаю, как я буду их носить: они стоят дороже моей машины! Я их только дома надеваю.
После Олимпиады состоялся торжественный прием в Кремле, олимпийским чемпионам вручили автомобили (BMW X6). Какова судьба вашего — не продали?
Я активно езжу на BMW, при этому у меня есть еще и старый автомобиль. Поэтому я разрываюсь между ними: две машины мне не нужны. От старой я не могу избавиться, потому что очень ее люблю, а от новой не могу отказаться — все-таки подарок президента. На днях собираюсь купить зимнюю резину — ее, к сожалению, нам не подарили. На самом деле все спортсмены, которым презентовали машины, пытаются собраться вместе и глобально поехать «переобуваться» — может, нам удастся скидку выбить (смеется).
Некоторые олимпийцы сразу после приема продали свои машины, и это вызвало волну критики. Как вы к этому относитесь?
С пониманием. Глупо негативно реагировать на эту ситуацию. Давайте понимать, что у кого-то нет водительских прав, а другим важнее приобрести жилье, поэтому нужда заставляет продать даже «президентскую» машину. К тому же это большой автомобиль, он требует постоянных вложений: немалый налог и колоссальный расход бензина.
Вы не думали продать свое авто?
Нет. Для меня это символ моего успеха на Олимпийских играх. Я очень жалею, что мы не смогли оставить свои фамилии вместо номеров. Первое время, когда можно было ездить без номеров, мы с коллегами могли пошалить: гоняли по транспортной полосе, потому что понимали, что камеры нам ничего не сделают! Я та еще гонщица! Люблю быструю езду — разгонялась даже до 200 километров в час (смеется)!
Фото: @egorianiana
Расскажите, чем занимаетесь в свободное время.
У меня четыре породистых кошки: две девочки и два мальчика — чистокровные русские голубые. Я очень люблю животных. По возможности стараюсь ездить в приюты для бездомных животных, чтобы чем-то помочь. Хотела стать волонтером, но оказалось, что это очень трудно: нужно собрать кучу документов. Даже когда есть время, чтобы погулять с собакой, тебе этого не позволят без специальных справок. Зато потом из соцсетей мы узнаем, как волонтеры с документами мучают собак и котят. А людям, которые искренне хотят помочь, отказывают!
В будущем вы хотели бы заняться благотворительностью?
У меня есть мечта: хочу открыть собственный питомник, поскольку часто сталкиваюсь с тем, что не с кем оставить любимцев. Однако я не считаю, что это благотворительность или особое проявление милосердия. Просто я люблю ухаживать за животными — это мое хобби.