Общероссийский народный фронт (ОНФ) провел съезд и Форум действий — как обычно, с участием главы государства. Движение успело побывать базой для предвыборного штаба кандидата в президенты Владимира Путина и одним из главных инструментов кремлевского контроля за чиновниками. «Лента.ру» узнала, как может измениться роль ОНФ в ближайшее время.
Три тысячи рейдов за три года
Съезд в Москве был вторым по счету. Первый, учредительный, состоялся в 2013 году. А следующий, по словам главы исполкома ОНФ Алексея Анисимова, проведут в 2018 году, на который намечены очередные выборы главы государства. В прошлый раз именно на базе «Народного фронта» формировался штаб кандидата в президенты Владимира Путина, хотя сам «фронт» еще только предстояло учредить.
Но основной официальной функцией в работе «фронтовиков» с самого начала был контроль за деятельностью чиновников и органов власти. Активисты с готовностью зарабатывали и поддерживали имидж «президентского ока».
За три года, рассказали на форуме, проведено более 350 мониторингов, более 2,5 тысячи опросов и 3,3 тысячи рейдов. С особым внимание отслеживали поручения президента в рамках исполнения его «майских указов». Эксперты движения сочли выполненными и рекомендовали снять с контроля только 16 процентов таких поручений. Оставшиеся, по мнению «фронтовиков», либо не реализованы, либо реализованы только на бумаге.
Президент, в свою очередь, отметил работу ОНФ в сфере контроля за госзакупками. По подсчетам Путина, экономия госбюджета благодаря деятельности ОНФ составила 227 миллиардов рублей. Сейчас активисты Фронта предлагают новые «контрольные» проекты. Так, к «Форуму действий» они подготовили реестр так называемых «строительных полуфабрикатов» — недостроенных социальных объектов.
Признаки перемен
Направления работы «фронта» могут измениться, полагают эксперты, и называют для этого сразу несколько причин. В октябре, после парламентских выборов, Владимир Путин назначил нового куратора внутренней политики — первым замглавы администрации президента стал бывший глава «Росатома» Сергей Кириенко, сменив на этой должности Вячеслава Володина, избранного спикером Госдумы. В Кремле именно Володин курировал работу ОНФ с момента его создания.
Теперь кураторство над президентским движением перешло к Кириенко. Под его руководством будут проводиться все мероприятия «фронта», рассказали «Ленте.ру» в окружении нового спикера Госдумы. Политологи допускают, что у экс-главы «Росатома», бывшего премьер-министра Кириенко могут быть свои взгляды на роль «Народного фронта» и его место в политической системе.
«С Сергеем Кириенко работаем в таком же конструктивном формате, [как и с Вячеславом Володиным], оцениваем все проекты, которые у нас есть, их эффективность, думаем над новыми формами, новыми решениями», — говорит сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
«Фронт» не только получил нового куратора, но и провел ротацию внутри движения — как раз в рамках последнего съезда. Из центрального штаба были выведены губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров и губернатор Брянской области Александр Богомаз, о котором на сайте ОНФ гордо сообщалось, что он является по совместительству членом совета Союза картофелеводов России. Исключен был и министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Бречалов заверил, что люди, которые де-юре вышли из состава штабов, исключены не по принципу «справились — не справились», а для того, чтобы включить в активную работу новых активистов. Член центрального штаба, председатель совета директоров фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский напоминает, что чиновники вошли в руководящий орган, когда еще не занимали нынешние должности.
Среди новых лиц в центральном штабе — Николай Будуев из Бурятии, Дмитрий Сазонов из Пермского края, депутаты Госдумы Виктор Климов, Николай Николаев, Антон Гетта и Анастасия Муталенка — руководитель проекта «За честные закупки», работу которого отмечал президент. «Это люди, к которым все уже привыкли, они были экспертами и руководителями проектов ОНФ», — объясняет появление новичков Бречалов.
Отменить или дополнить
Задачи ОНФ могут приобрести более практическое наполнение, считает директор «Центра политического анализа» Павел Данилин: «Новое руководство внутриполитического блока администрации ожидает от него более созидательных действий, которые должны приводить к конкретным результатам. Речь идет не о том, чтобы выявлять нарушения и злоупотребления на местах (контрольные функции), а о том, чтобы сосредоточиться на эффективном решении проблем конкретных групп граждан. Есть вероятность, что ОНФ будет придерживаться теории малых дел, вроде трудоустройства сотни безработных или вырубки леса на тысяче гектаров».
У «фронта» уже есть несколько подобных проектов: помимо «честных закупок» это инициатива «За права заемщиков», Центр поддержки журналистов, Центр общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса.
«Работа по организации волонтерских движений, по реализации социальных проектов — все это не противоречит контрольным функциям, а дополняет их, — полагает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Для ОНФ важно выйти на новый этап развития, не быть просто “страшилкой” для региональных властей».
Член экспертного совета фонда ИСЭПИ Алексей Зудин не видит повода для кардинальных перемен. По его словам, «это успешный проект, отлаженная машина, поэтому менять в ОНФ что-то серьезно — значит создавать угрозу его эффективности». В конечном итоге все будет зависеть от главы государства, подчеркивает сопредседатель центрального штаба движения Бречалов: «Именно президент определяет наши основные направления работы и задачи», — напоминает «фронтовик».
Россияне, однако, не прочь придать работе ОНФ волонтерский градус. Так, согласно исследованию ВЦИОМ, результаты которого опубликованы 23 ноября, почти половина опрошенных — 46 процентов — хотели бы, чтобы «фронт» занимался проблемами здравоохранения и медицины. Почти столько же, 45 процентов, желают видеть активистов на решении вопросов безработицы и занятости молодежи. Следом идет набившее оскомину ЖКХ, экология и, отдельным пунктом, борьба с незаконными свалками.