Федеральная резервная система (ФРС) США на заседании в среду, 14 декабря, скорее всего, поднимет ставку на 0,25 процентного пункта. Аналитики в этом уверены практически на 100 процентов. Доллар подорожает, рубль и нефть подешевеют — но лишь на какое-то время. Гораздо интереснее и важнее общее направление политики монетарных властей в США, от которого зависит развитие всей мировой экономики в ближайшие несколько лет.
Руки развязаны
Последний раз ставка ФРС повышалась как раз в декабре прошлого года, и это было первое ее увеличение за последние семь лет. Мало того, что ставка на уровне около нуля была сама по себе рекордным показателем, так она еще и продержалась невероятно долго. Стойкость монетарных властей США понять можно: они столкнулись с беспрецедентным в истории финансовым кризисом, последствия которого ощущаются по сей день.
Раньше при первых признаках исправления ситуации ставка ФРС повышалась, чтобы экономика не перегревалась, а цены не росли слишком быстро. Однако в последние годы ни о каком перегреве говорить не приходилось. Инфляция была крайне низкой, временами балансируя на грани дефляции. Экономический рост также оставался анемичным и едва превышал два процента в год, что по американским меркам мало (учитывая постоянный прирост населения в стране).
Поскольку кризис был чрезвычайно глубоким, ожидалось и столь же быстрое восстановление. Но этого не произошло, что озадачило финансистов и вынудило их действовать с еще большей осторожностью. Лишь в последние полтора года экономика США постепенно восстанавливается, хотя ей еще далеко до уровней начала и середины нулевых, не говоря уже о девяностых.
Тем не менее, по итогам третьего квартала 2016 года, ВВП вырос на 2,6 процента — это один из лучших показателей последнего времени. Безработица также держится на крайне низком, почти докризисном уровне в 4,6 процента. По данным опроса ISM, 14 отраслей американской экономики из 16 в ноябре продемонстрировали рост.
Все это наконец развязывает руки ФРС. Прошлогоднее повышение ставки показало, что ужесточать монетарную политику можно без серьезного ущерба для экономики. Как бы то ни было, почти наверняка 14 декабря ставка опять будет повышена с небольшим шагом в 0,25 процентного пункта, то есть до 0,5-0,75 процента. По словам аналитика группы компаний «Финам» Тимура Нигматуллина, инструмент FedWatch на бирже CME показывает, что рынок оценивает вероятность повышения ставки до указанного уровня в 93,2 процента. До кризиса ставка повышалась или понижалась с шагом в 0,5 процентного пункта, но теперь ФРС дует на воду.
Замерли в ожидании
В то время как в США обсуждают, насколько успешно совпадут шаги ФРС с решениями уже по большей части назначенной администрации избранного президента страны Дональда Трампа, зарубежные государства ожидают изменений в монетарной политике Америки даже с несколько большим волнением. Это неудивительно, поскольку США представляют собой крупнейший товарный и финансовый рынок в мире, составляющий более 20 процентов глобального ВВП. Любое действие американцев так или иначе отзывается по всему земному шару.
«От ставки ФРС и, соответственно, курса доллара зависит весь мир. Доллар и другие активы и товары находятся в противофазе. Если доллар укрепляется, все остальное дешевеет, так как все инструменты оцениваются в американской валюте», — объяснил «Ленте.ру» председатель комитета Госдумы России по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
Для России, как и многих других развивающихся стран, эти действия особенно интересны, поскольку небольшой по своим объемам отечественный рынок крайне зависим от любых внешних раздражителей. «Наш рынок — маленький. Из-за этого возникает высокая волатильность, и мы резче реагируем на колебания доллара и другие внешние факторы, чем более емкие рынки», — подчеркнул Аксаков.
Впрочем, добавил он, конкретно решение 14 декабря на рубль не особо повлияет, так как в силу его предсказуемости оно давно уже отыграно биржевиками по принципу «покупай на слухах, продавай на новостях». Рубль уже испытывал некоторые затруднения осенью как раз на фоне спекуляций о повышении ставки. Хотя на несколько дней или даже часов рубль все же может ослабеть, но это быстро отыграют обратно.
По словам Тимура Нигматуллина, непосредственно после заседания ФРС в течение нескольких недель из-за укрепления доллара ожидается плавное ослабление рубля в пределах пяти процентов. Это будет относительно краткосрочная и неглубокая коррекция. На более продолжительную перспективу его прогноз куда более оптимистичный.
«Восстановление рынка в той или иной мере наступит довольно скоро: скажется эффект роста цен на нефть из-за недавних решений ОПЕК, выход экономики России из двухлетней рецессии, позитивное влияние низкой инфляции и плавающего курса рубля, помогающее нашему рынку дополнительно сгладить внешний шок. Ближе к концу 2017 года ожидается устойчивый рост по ММВБ, и индикатор может завершить следующий год выше текущих уровней на 15-20 процентов. Валютная пара доллар/рубль к концу 2017 года ожидается вблизи отметки 55 рублей», — отметил аналитик.
Назад в будущее
Поскольку само событие повышения ставки уже более или менее отыграно, наибольший интерес вызывает позиция ФРС на будущее. К примеру, решение стабильно увеличивать ставку резко укрепит доллар по отношению к евро и фунту (и конечно же, рублю), который уже сейчас силен как никогда. По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, ФРС может заявить о некотором ужесточении своей позиции на 2017 год, особенно учитывая обещания нового президента США по расширению бюджетного стимулирования экономики. Последнее потребуется уравновесить более жесткой монетарной политикой.
Старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов уверен, что решения ФРС на мировые рынки особо не повлияют, максимум — приведут к небольшой коррекции. России же следует более внимательно следить за рынком нефти, где важнее изменение баланса с вводом в действие с начала года соглашения об ограничении добычи. Если фактическая добыча не сократится, перегретые позитивными ожиданиями котировки пойдут вниз, неизбежно потянув за собой и рубль.
В любом случае по-настоящему важные события откладываются на будущий год, когда ФРС начнет взаимодействовать с новой администрацией США. Многое зависит от действий Дональда Трампа и продвигаемых им реформ. Одни только его заявления уже обрушивали курсы валют не самых маленьких государств (например, мексиканского песо). С этой точки зрения центр влияния на мировую экономику может переместиться из штаб-квартиры ФРС в Белый дом.