Николай Новичков, недавно назначенный на должность руководителя рабочей группы по вопросам развития туризма Экспертного совета при правительстве России, рассказал «Ленте.ру» об актуальных туристических трендах, конкурентных преимуществах, упущенных возможностях и о том, как сделать иностранца русским патриотом.
«Лента.ру»: Что входит в задачи вашей рабочей группы?
Новичков: Совет занимается экспертизой существующих нормативно-правовых документов, а также оценкой проектов этих документов. Причем они бывают самого разного уровня — от федеральных законов до материалов субъектов федерации. Задача же рабочей группы состоит в том, чтобы поднимать актуальные темы конкретно по вопросам развития туризма и высказывать мнение в отношении тех или иных нормативно-правовых документов. Сейчас стоит вопрос о разработке новой версии федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. В настоящий момент мы, собственно, разрабатываем ее идеологию, обозначаем тренды.
Краеугольным камнем действующей ФЦП, которая заканчивается в 2018 году, было создание условий для развития туристической инфраструктуры. Получилось? Где-то да. Проблема в том, что разные люди и институты понимают под туристической инфраструктурой не одно и то же. Дорога является ее частью? Наверное, да. Навигация? Да.
При этом понятно, что идеальную инфраструктуру невозможно построить. Надо думать о приоритетах. И вот здесь каждый раз возникает конфликт. Регион хочет построить дорогу, но реально она далеко не всегда имеет отношение к туризму. Просто региональные власти вставляют ее в разные проекты в надежде, что где-то им удастся получить финансирование. Ругать их за это нельзя. Они работают в рамках своих возможностей.
На чем следует сосредоточиться на новом этапе?
Необходимо создать условия для того, чтобы люди зарабатывали на туризме. Точка входа в туристический бизнес должна быть предельно простой. Захотел человек открыть свою горнолыжную базу, кафе или какую-нибудь аутентичную кухню, он должен иметь возможность достаточно просто это сделать. Именно на это должна быть направлена основная стратегия ФЦП.
Симптоматичный пример — Калининградская область, которая расположена на перекрестке всех мыслимых туристических маршрутов. Петербург ломится от туристов, а Калининград нет. А ведь там масса достопримечательностей и климат лучше. Проблема, очевидно, в том, что люди не понимают, как на этом заработать. Но до тех пор, пока они не увидят здесь для себя приемлемых возможностей, развития никакого не будет.
На что, на ваш взгляд, сегодня важнее сделать упор — на внутренний или внешний туризм?
Оба важны. Это ведь разные рынки. Но кое-где они пересекаются. Например, в Петербурге, куда едут все — и россияне, и зарубежные гости. Такой точкой могли бы стать Калининград и Владивосток. А вот Московской области делать ставку на иностранцев было бы странно. Ради чего они должны туда ехать? Но у области есть Москва, и масса людей выезжает из столицы на выходные. Значит, областным властям и следует рассчитывать, прежде всего, на них.
Конкретная дестинация должна быть ориентирована на три целевые группы. Первую составляют те, кто живет в радиусе 500 километров, на расстоянии одной заправки. Грубо говоря, каждый региональный центр должен быть ориентирован на жителей региона. Вторую группу составляют жители столицы, если конкретный регион им неинтересен, он объективно проседает. Третью группу составляют приверженцы так называемого специализированного туризма. Например, поклонники исторической реконструкции или сноубордисты. Туристический бизнес на каждом направлении должен точно понимать, кто является потенциальным клиентом или может стать таковым. Калининград, например, интересен, в первую очередь, немцам. Немецкий рынок самый большой в Европе, немцы много путешествуют, они живут рядом и у них есть ностальгия по Кенигсбергу. Для Карелии это финны. Значит, региональным структурам надо работать на эти рынки.
Интересный кейс может получиться у Новгородской области. Там можно было бы отработать тему Ганзы или викингов, вполне себе модные и актуальные.
Каковы туристические преимущества России и насколько эффективно они используются?
Первое преимущество — цена. После девальвации национальной валюты мы находимся в исключительно выгодном положении по отношению ко многим нашим соседям на Западе и на Востоке.
Второе — стремительный рост общекультурного интереса к России, который наблюдается и в мире, и внутри страны. Этот рост фиксируют все опросы. Мы интересны миру. При правильном позиционировании мы можем конвертировать этот интерес в реальный турпоток.
Третье — уникальное разнообразие. Мы единственная европейская страна, где есть и субтропики, и Заполярье. Мы разнообразны в культурном плане — у нас есть чисто европейские города, есть чисто русские, есть чисто восточные и т.д. И если первые два фактора, в общем, конъюнктурные, то третий постоянный.
Отрабатываем ли мы свой потенциал? Нет, не отрабатываем. То, что мы сейчас имеем в плане увеличения количества туристов, строго говоря, не является нашей заслугой. Так получилось.
Вы можете назвать регионы-трендсеттеры в туристической сфере?
Трендсеттеры, безусловно, есть. Другой вопрос — нравятся ли мне, как эксперту, конкретные тренды? Основной тренд, который должен быть, — умение отрабатывать имеющийся потенциал. А если этого потенциала нет, то его надо создавать. Хороший пример, к сожалению, почти не тиражируемый, — это 72 часа безвизового пребывания в Питере для пассажиров круизных судов и паромов. Городские власти отлично отработали тему. Это дало резкий рост турпотока. Понятно, что круизники ночуют на кораблях, но они все равно оставляют какие-то деньги в городе. Они покупают вещи и сувениры, едят, ходят в музеи и театры, посещают экскурсии. По этому пути потенциально могут пойти Карелия, Калининградская и Псковская области.
Еще один хороший пример — Казань. Хотя он тоже почти не тиражируемый. Про Казань в мире узнали только после Универсиады. Но власти отработали в данном направлении чрезвычайно эффективно. У Татарстана KPI — быть первыми везде. И они активно работают с разными рынками.
А Владивосток, напротив, не отрабатывает свой потенциал, хотя у него уникальное расположение. У Калининграда та же история. Москва не отрабатывает до конца. А ведь в столице масса возможностей для того, чтобы привлекать туристов и из других регионов и иностранцев.
Туризм становится уделом людей образованных. Пляжный туризм давно стал отдыхом, более или менее доступным всем. Сегодня есть острая потребность именно в культурном туризме, и спрос на него будет только расти.
Иными словами, туризм может стать эффективным оружием борьбы с новым варварством?
Совершенно верно! Начнем с того, что туризм — это эффективное оружие духовного и интеллектуального господства. Нагружая туриста позитивными впечатлениями и позитивной информацией, ты делаешь его патриотом данной дестинации. Редко бывает, что турист не испытывает теплых чувств к конкретному месту, если ему там понравилось.
Главный враг современного общества — упрощение. А туризм, напротив, создает сложные впечатления, которые позволяют нам не становиться варварами. Я далек от того, чтобы заставлять людей путешествовать, но что-то в этом роде надо делать. Надо поощрять людей путешествовать. Так поддерживается и стимулируется их духовный рост.