В России есть аэропорт, построенный еще во время Великой Отечественной войны и сохранившийся практически без изменений до сегодняшнего дня. Речь о Сеймчане, что в Магаданской области. Он использовался для нужд фронта, а после войны перешел на гражданские рейсы. Специально для читателей «Ленты.ру» Антон Афанасьев из Far East Spotting Team рассказал об этой уникальной авиагавани.
Государственный комитет обороны (ГКО) 9 октября 1941 года принял решение об организации доставки самолетов по ленд-лизу из США в СССР по воздуху. Изучалось несколько маршрутов, утвердили маршрут через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию и далее до Красноярска. Конкретно советская часть маршрута проходила через такие населенные пункты, как Уэлькаль, Анадырь, Марково, Омолон, Сеймчан, Оймякон, Хандыга, Якутск, Олекминск, Киренск, Нижнеилимск и Красноярск.
Трассу разработали и утвердили в течение трех дней. Командир первой перегоночной авиационной дивизии Илья Мазурук так описывал встречу со Сталиным на заседании ГКО.
— Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США? — спросил Сталин.
— Нельзя, — отвечаю.
— Почему? — сверлит взглядом.
— Наступает полярная ночь. Авиация там еще на уровне подсобной. Очень мало аэродромов, на них ничтожен запас горючего. Его сможем завезти в навигацию 43-го года...
— А через Камчатку?
— Тоже невозможно. Самолетам придется долго быть над морем, Джугджурские горы. Здесь также неблагоприятные метеоусловия, для истребителей путь длинный и непригодный. Негде создавать площадки.
Сталин идет к столу, переворачивает листки календаря, что-то пишет, а затем говорит Ворошилову и Новикову:
— Послезавтра доложите. Трасса должна быть...
Аэродром Сеймчан находился посередине маршрута между американским Фербенксом, откуда вылетали самолеты, и Красноярском. Здесь базировался третий перегоночный авиационный полк воздушной трассы Алсиб (Аляска — Сибирь), перегонявший самолеты из Сеймчана в Якутск. Строить аэродром поручили тресту «Дальстрой» НКВД СССР. Строительство началось весной 1942 года и велось в круглосуточном режиме.
Очень мешала вечная мерзлота. Аэродром сооружали на берегу реки Сеймчан, неподалеку от ее устья и реки Колыма. Оборудовали грунтово-гравийную взлетно-посадочную полосу (ВПП).
Сложные геологические условия и вечная мерзлота потребовали при строительстве ВПП огромных трудовых затрат. Было снято и вывезено 37,5 тысячи кубометров торфа, после чего освоили еще 44,2 тысячи кубометров земляных работ. На стройке применялись тракторы ЧТЗ-60, взятые у «Дальстроя».
Фото: Антон Афанасьев / FEST
Удивительно, но, несмотря на сжатые сроки и тяжелые условия, строители не ограничились типовым бараком, а возвели крепкое и красивое здание, напоминающее терем из русских сказок.
Официально трасса открылась спустя год после решения ГКО — 7 октября 1942-го. C 1942 по 1945 год по Алсибу, по маршруту США — Уэлькаль — Марково — Анадырь — Сеймчан и далее через Якутск на Красноярск проследовали почти восемь тысяч одномоторных и двухмоторных самолетов с тоннами грузов и тысячами пассажиров. Не обошлось без ЧП. На советском участке трассы произошло 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 человек. Это только официально учтенные потери. До сих пор в разных местах трассы находят разбившиеся самолеты и останки летчиков.
Один из самых опасных участков — Верхоянский хребет. При отказе двигателя пилота спасал парашют, а вот вызволить его из ледового плена гор не могла никакая экспедиция. Пилоты в то время часто говорили, что их могилы — на каждом сотом километре от Чукотки до Урала.
После войны аэропорт активно использовался на местных воздушных авиалиниях, осуществлялись регулярные рейсы в населенные пункты Магаданской области, Чукотки и Якутии. В аэропорту базировалась авиалесоохрана, геологоразведка, ледовая разведка.
К 1985 году здание все еще сохранялось практически в первозданном виде и, несмотря на отсутствие капитальных ремонтов, без труда выполняло свои функции.
После развала Советского Союза аэропорт пришел в упадок, число рейсов резко снизилось, в четыре раза (до 2,5 тысячи человек) сократилось и население поселка. В минувшие четверть века здание аэродрома несколько раз пытались снести, сжечь или разобрать на дрова. Только благодаря местным жителям его удалось отстоять.
Фото: Антон Афанасьев / FEST
При этом с 2015 года по сети гуляют многочисленные списки «худших аэропортов мира», куда регулярно попадает Сеймчан.
Однако у этой истории все-таки может быть хороший конец. Недавно аэропорт после нескольких лет обещаний все же признали объектом культурного наследия и рекомендовали включить в единый государственный реестр как памятник истории и архитектуры Магаданской области.
Теперь авиагавань находится под охраной государства. История на этом не заканчивается, для потомков будет сохранено это историческое здание, и, возможно, уже в ближайшее время его начнут реставрировать, а число рейсов из аэропорта увеличится. Сегодня Сеймчан обслуживает лишь один рейс в неделю — по средам сюда из Магадана прилетает Ан-28 авиакомпании «СиЛА».
Другие истории об аэропортах Магаданской области можно прочитать в ЖЖ Антона Афанасьева