«Дикие люди проявили дикость — удивляться нечему»

Студента заставили извиниться, но он готов продолжить спор с кавказцами

Кадр: телесериал «ЧОП»

Студента-первокурсника Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Алексея Князева силой заставили извиниться за обсуждение в соцсетях вопроса отношений кавказских девушек с русскими парнями. Молодые люди продиктовали Князеву текст извинения перед мусульманами, христианами, всем РАНХиГСом и всеми девушками с Кавказа, но были не удовлетворены искренностью покаяния, поэтому несколько раз ударили его кулаками по лицу, сняв это на камеру. На следующий день запись появилась в группе MDK и вызвала общественный резонанс: за сутки ролик собрал свыше 700 тысяч просмотров. Почти сразу запись была удалена за «разжигание розни», ее содержанием заинтересовались в Следственном комитете, а в сети был опубликован видеоответ от напавших. «Лента.ру» поговорила со студентом о том, почему он не считает конфликт межэтническим и что ждет его обидчиков.

«Момент был нервный»

Произошедшее с вами — это заурядный случай?

Князев: В моей жизни случай ни разу не заурядный, но я, как ни странно, изначально был спокоен, ибо дикие люди проявили дикость, и удивляться нечему.

Сам ролик вы видели?

Не смотрел, мне не хочется. Момент-то нервный был.

Что вы чувствовали тогда?

Инстинкт самосохранения в тот момент как отшибло. Толпой они ведь могли вообще что угодно делать, но я, для своего положения, что называется, держался очень нагло. Конечно, я старался как можно меньше «получить», но и своим, так сказать, принципам не изменял и вел себя как клоун, лишь бы казаться как можно менее искренним. С поправкой на непересечение грани, за которой я мог получить.

Это, вообще, что было, если одним словом? Насилие? Унижение?

Нет, просто дикость.

К психотерапевту не собираетесь обращаться после этого?

Незачем. Разве я должен был пострадать психологически? Если зверь какой укусит — тоже к психотерапевту бежать?

Здесь же моральное насилие в первую очередь?

Реальное физическое насилие и попытка насилия морального, скажем так. Не думаю, что навыки человеческой речи дают им способность реально воздействовать на моральное состояние человека. Иными словами, морально меня не задели никак, лишь показали свою дикость.

«Угроз нет и не было»

Вы видели ролик с извинениями якобы напавших на вас от имени некоего правозащитника? Как вы думаете, почему они все молчали?

Я не думаю, что они бы стали извиняться всей компанией. Стояли молчали, потому что не будут же они всей толпой извиняться — у них есть представитель. Ролик они выпустили, но не думаю, что это сильно им поможет. Извинения как такового я не увидел. Двоих из них я узнал. Правозащитника не знаю. Никто из них не пытался связаться со мной лично.

Считаете ли вы, что это прецедент: когда записывают ролик с извинениями в адрес того, кого еще недавно заставляли извиняться?

Думаю, они сами захотели оправдаться. Это порыв, такое бывает.

Им действительно есть чего опасаться? Как отреагировали в институте на случившееся?

В деканате сказали вскользь, что парней отчислят. На официальном уровне, кажется, такая фраза не мелькала. Я ничего не слышал, кроме обычной поддержки. Верхи академии пока ничего не решили, но работа над этим идет, судя по всему.

А угрозы продолжаются?

В поддержку пишут, самих угроз нет и не было.

«Они все — разных категорий»

Как отреагировали ваши родители на нападение? Они видели ролик?

Думаю, да. Родителям я сразу сказал, что ничего серьезного — просто «шел в институт, а там кавказцы наезжать стали». Их каким-то образом это успокоило, даже когда всплыла суть. Подробностей я не сообщал, уклонился: в целом, не хочу посвящать семью в какие-либо проблемы, я единственный ребенок в семье.

Сколько агрессоров было всего?

Похоже, что шестеро набросились.

Все кавказцы?

Они все разных категорий.

Вы имеете в виду, национальностей и вероисповедания?

Ну да.

То есть, вы согласны с ними в той части, что это не конфликт кавказцев и русского парня, как заявил в ролике «правозащитник»?

Да, да. Кавказцы среди них не все. Конфликт был конкретно с этими людьми.

А что значит, что вы «начали чернить не только русских, мусульман, христиан и так далее, а также дворянство и все российское сообщество»?

Я упомянул, что решать вопросы физической силой (то есть, в том числе дуэлями) — полная глупость. Это они сочли за оскорбление всего дворянства.

Они также сказали, что у вас другое имя. Это правда?

Да. Но лучше имя не светить.

Это как-то связано с тем, что оно украинское?

Ни в коем случае. Кому какая разница, какие корни у чьей фамилии? Лично мне — никакой. Не вижу какой-либо логики в том, что я могу кому-то не понравиться из-за украинской фамилии. Просто хотелось бы меньше светиться в будущем.

Председатель ингушской общины в РАНХиГС Магомед Барханоев сказал, что вы сами «разводили межнациональную рознь», и поэтому «парни вспыльчивые» сгоряча так себя повели, а над тем, что показано в ролике, пару лет назад «просто посмеялись бы».

Барханоев этот мне звонил, приглашал на встречу с ним самим и с адвокатом напавших. Сказал, что цель встречи — «разрешить проблему», причем приехать он хочет вместе с адвокатом. В тот момент я еще не знал, что он вообще что-то публично заявлял о ситуации. Теперь вот от вас впервые услышал. «Просто парни вспыльчивые»? «Межнациональная рознь»? Серьезно, что за вздор?

По-вашему, это была не вспыльчивость, а запланированная с трезвым расчетом акция или что?

Вспылили они, так сказать, все вместе; а трезвости в своих действиях, как вы выразились, им все же хватило, чтобы запланировать встретить меня толпой.

Как вы относитесь к тому, что они заявляют о травле в свой адрес?

То, что им стали угрожать, это уже не мое дело.

«Высокие люди»

Следственный комитет обещал провести проверку по этому случаю.

Да, я уже был в здании управления. Расспросили меня, как ни прозаично, всю историю от начала до конца. Как шло общение, как меня встретили, что я делал потом. Ничего особенного. Официальный статус свой я пока не знаю. Вечером после нападения я обратился в полицию. Речь шла о моральном давлении толпой и нанесении нескольких ударов по голове. Тогда пошла некоторая огласка — в частности, мой случай уже вовсю обсуждали в большом количестве тредов на «Дваче».

Вам уже были известны имена напавших?

Мне сначала дали шесть имен, из которых верными оказались только три. Человек сам вызвался помочь, но ошибся наполовину, перепутав других трех человек со своими знакомыми. Потом мне помогли уточнить остальные. Конкретно помогавших называть не буду, попросили умолчать.

Когда вы узнали, что имена другие, позвонили участковому с уточнением?

Участковым не звонил, занялись сразу более высокие люди.

Что значит «высокие»?

Не углублялся, но высокопоставленные полицейские и следователи там были. Не знаю, насколько заурядна сама разборка (хотя ответ очевиден — как-никак, толпой на одного с угрозами и насилием), однако огласка далеко не заурядна.

Когда начались эти вербальные конфликты?

В начале сентября. Мне просто отвечали самые разные люди. Их было больше, чем шестеро. Первое обсуждение про таинственную девушку-вайнашку удалили, поскольку такой бурный спор сильно выбивался из общей картины паблика «Любовь и ненависть в РАНХиГС», скажем так, и админу явно не хотелось, чтобы все наблюдали за ссорами. Какие-либо угрозы пошли гораздо позже.

О чем был пост?

Какой-то анонимный парень писал, что ему приглянулась девушка определенной национальности. Туда набежали в комментарии кавказцы и принялись на него очень злобно ругаться, что это не его дело, ему не надо туда лезть. Я ответил: «Вы даже не знаете ее лично, пусть она сама решает, с кем встречаться и как ей жить». И, соответственно, из этого возникли многие другие темы.

«Используют такое для самоутверждения»

Почему вас вообще тема прав кавказских девушек так задевает?

Я не могу пройти мимо несправедливости, вот и все. Я не только за права женщин, я против насилия, неравенства и ограничения чужой свободы. Эти люди со мной не соглашались, причем их взгляды подразумевают насилие, будь это уважение к предкам, которые устраивали дуэли, или просто стремление «вбить» кому-то что-то в голову. На мой взгляд, насилие неприемлемо любое, кроме самообороны.

Может быть, были какие-то личные истории, друзья, однокурсники, которые не смогли общаться из-за запретов?

Нет, раньше я с этим не сталкивался, ничего такого вокруг меня не было. Только очень понаслышке.

В декабрьском треде вы ссылались на дневник бывшего мусульманина: все-таки до этого интересовались темой ислама?

Да. Тем очень много было, которые касались религии, традиции, поэтому немудрено, что затронули.

Не глупо ли было продолжать сыпать аргументами после их угроз найти вас?

Но я не ожидал, что они «дикие» на самом деле.

Их выходка доказала вашу правоту?

Пожалуй, очень даже да. Ну, или как минимум то, насколько неубедительными они сами считают свои взгляды, если такое ради них устраивают.

Но вы не думали, что традиции для них слишком чувствительная тема и лишний раз без повода ее лучше не затрагивать?

Я считаю и считал, что людям стоит взглянуть критически на традиции, а не слепо им следовать.

Соколовский (блогера Руслана Соколовского внесли в список террористов и приговорили к двум годам и трем месяцам условного срока за возбуждение ненависти к христианству и исламу — прим. «Ленты.ру») тоже так считал.

В этом плане правильно делал.

Но потом ему пришлось извиниться.

Думаете, искренне? Давление — штука такая. Я плохо отношусь не к самим традициям, а к их навязыванию. Например, по национальному признаку, а также к вреду, который они могут причинять. Это не совсем про мой случай, но, например, на Фарерских островах, насколько я знаю, есть обычай «посвящения» из мальчика в мужчину: люди в определенное время года ритуально убивают дельфинов. Такие жуткие традиции, а также и менее жуткие, но все равно как-то ограничивающие права людей и животных, по моему мнению, надо побеждать.

А как вы относитесь к «традиции» извиняться перед оскорбленными кавказскими народами? Например, ко вчерашнему визиту генерального директора Comedy Club Production Андрея Левина в постпредство Ингушетии из-за комедийной сцены?

Не знаю, насколько это можно назвать «традицией», но используют такое насилие лишь для самоутверждения, не более. Эти «извинения» ведь всегда под давлением выбиваются.

Вам не кажется, что, если они нуждаются в самоутверждении, они чувствуют себя в чем-то ущемленными?

Думаю, они чувствуют гнев вместе с неспособностью разумно оспорить слова собеседника — отсюда и попытки давления. Таким людям надо в кои-то веки донести, что извинение — это поступок обязательно добровольный, который совершается как самостоятельное признание вины перед человеком, а не для самоутверждения обиженного человека. Какой вообще смысл требовать извинения, если искренними они под давлением быть не могут?