По зубам Древние римляне чистили их мочой, а майя украшали самоцветами

Фото: Lucy Nicholson / Reuters

История косметической стоматологии — искусства поддерживать зубы красивыми и (по возможности) здоровыми — насчитывает уже несколько тысячелетий. «Лента.ру» начинает серию материалов, посвященных развитию этой отрасли медицины, со времен почти доисторических.

Попытки восстанавливать зубы с практической целью — чтобы их обладатель мог жевать пищу, увенчались относительным успехом лишь в XIX столетии. Зато по части украшения зубов человечество преуспело гораздо раньше — причем вовсе не в просвещенной Европе.

Мертвецы помогут

Первым стоматологом в мире, имя которого доподлинно известно, был египтянин Хеси-Ра, живший в XXVII веке до нашей эры и служивший фараону Джосеру. Надписи в гробнице Хеси-Ра именуют его не только «старшим над царскими писцами» и «главным зодчим», но и «лечителем зубов». Что именно делал с зубами Джосера Хеси-Ра, доподлинно неизвестно — но пирамиду, у подножия которой он и был похоронен, действительно создал. Тем не менее, стоматология в Египте явно развивалась достаточно интенсивно. Папирус Эберса, датированный XVI веком до нашей эры, дает одиннадцать советов по лечению зубов, включая рецепт состава, напоминающего современную композитную пломбу: наполнитель (молотый ячмень), связующий состав (мед) и антисептик (желтая охра).

Древнеегипетская цивилизация знала и зубные имплантаты: у мумии одного из фараонов Х столетия до нашей эры исследователи обнаружили медный зуб, вживленный в челюсть; также сохранился, вероятно, первый в истории человечества зубной мост — два донорских зуба, прикрепленных медной проволокой к нижней челюсти неидентифицированной мумии ХХ века до нашей эры. Неизвестно, впрочем, были ли эти протезы сделаны при жизни или поставлены уже перед мумификацией в чисто эстетических целях (большинство современных исследователей склоняются ко второму).

Мост с донорскими зубами

Мост с донорскими зубами

Фото: egyptopedia.info

То же, скорее всего, верно и в отношении железного зуба, обнаруженного на челюсти черепа знатной кельтской женщины, умершей примерно за 300 лет до нашей эры на территории современной Франции. Отсутствие анестезии делало процесс имплантации практически невозможным из-за невыносимой боли — и даже если операцию удавалось завершить без летального исхода, за ней неизбежно следовало отторжение имплантата — либо из-за занесенной инфекции, либо из-за несовместимости тканей (идея пересаживать зубы мертвецов или животных была популярна среди древних медиков).

Золотые мои

Поскольку вылечить испорченные зубы удавалось не очень, дантисты древности сосредоточились на том, чтобы хотя бы как-то достичь эстетического совершенства. Так родились зубные коронки, закрепляемые на остатках разрушившегося зуба. Первые известные образцы относятся ко II веку, они были найдены на территории современной Тосканы, в Италии. Материалом служило золото — как, впрочем, и столетия спустя. Американская стоматологическая ассоциация уже в нашем веке высокопрочных пластиков и композитных материалов указывает следующие преимущества золотых коронок (сегодня, кстати, их делают из сплава с медью и другими металлами): герметичность, износостойкость, минимальное удаление здоровой ткани, низкая отторгаемость. А кроме того, как отмечает сайт известной марки зубной пасты, «у вас будет просто уникальная улыбка».

«Уникальная улыбка» из тогдашнего всеобщего эквивалента стоимости стоила немало, так что люди менее состоятельные пробовали зубные коронки, изготовленные из зубов трупов или животных. Такие коронки позволяли худо-бедно пережевывать не очень твердую пищу, но отвратительно пахли и со временем могли привести к инфекционному заражению в полости рта. Запах, впрочем, в те времена мало кого смущал — древние римляне, к примеру, пользовались зубной пастой на основе человеческой мочи (содержащийся в ней аммиак служил отбеливающим агентом), а в средневековой Европе чисткой зубов, да и мытьем тела в принципе, не особо интересовались.

Инкрустированные зубы майя

Инкрустированные зубы майя

Фото: National Museum of Dentistry

За океаном, в еще неоткрытой Америке больших успехов в деле косметической стоматологии достигли майя. Мужчины племени украшали зубы инкрустацией из драгоценных камней, искусно встроенных в аккуратно просверленные отверстия — судя по всему, дантисты майя достаточно хорошо разбирались в анатомии, так как у найденных черепов апертуры не доходят до пульпы. Как считает мексиканский антрополог Хозе Консепсьон Хименес, такие украшения не были знаком особенного социального статуса, а служили чисто декоративной цели и использовались людьми самых разных слоев. Как отмечает ученый, подобные украшения отсутствуют у найденных царских мумий майя.

Красота по-филиппински

В 1530 году в Германии вышла анонимная «Книжица лекарская обо всех видах зубовных болезней и немочей», первое в истории Европы медицинское практическое пособие, полностью посвященное лечению зубов. Кроме прочего, в ней содержались и советы по изготовлению золотых пломб. Но примерно в то же время европейцы столкнулись с поразительными достижениями в области косметической стоматологии у «азиатских дикарей».

Испанцы, начавшие в середине XVI века колонизацию Филиппин, столкнулись с практикой украшения зубов местными племенами, поразившей их сложностью и дороговизной. Жители островов намеренно чернили зубы, объясняя это тем, что «у собак и свиней зубы белые, а мы должны от них отличаться». Но те, кто мог позволить себе более утонченную дистинкцию от животного мира, шли дальше. Иезуит Педро Чирино так описывал этот обычай у тагалов: «Они даже вставляют золотые пластины между зубами как украшение. К центру зуба они сверлят аккуратное отверстие, кое затем заполняют золотом, так что эта золотая точка сияет посреди черного зуба. И сие находят они красивым весьма». Любопытно, что сами филиппинцы часто смотрели на колонизаторов как на «варваров с белыми зубами», полагая нездоровым отсутствие привычки чернить зубы.

Словарь тагальского языка, составленный в начале XVII столетия францисканцем Педро де Сан Буэнавентура, упоминал даже специальный термин для этих украшений — pusal. К началу следующего века, впрочем, туземцев отучили от этих эстетических изысков — так как католические миссионеры полагали чернение и украшение зубов вызовом промыслу божию; к тому же для золота из ртов аборигенов у испанцев находилось и более практическое применение. Обычай, тем не менее, вернулся в конце XVIII века в несколько видоизмененном виде. Жены состоятельных мужчин племени инибалои вставляли себе под нижнюю губу цельные золотые пластины, снимавшиеся только на время еды. Это странное украшение, называвшееся чаканг, кроме демонстрации статуса, не давало дамам инибалои разговаривать — возможно, именно поэтому традиция продержалась до первой четверти ХХ столетия.

Короли и президенты

Тем временем в Европе от отсутствия зубов страдали не только простолюдины, но и монархи. Не всегда, впрочем, это было связано с естественными причинами. Французский писатель и историк Луи Бертран в биографии Людовика XIV, вышедшей в 1923 году, обратил внимание, что на известном портрете «короля-солнце» работы Гиацинта Риго у 62-летнего монарха явно отсутствуют все зубы (это видно по характерным складкам кожи на щеках). Как выяснил Бертран, личный врач короля Антуан д'Аквин (или Дакин; дворянство он получил от Людовика в знак признания заслуг) рассудил, что королевские зубы рано или поздно придут в негодность, так что лучше удалить их заранее. При этом медик несколько перестарался и повредил Людовику верхнее нёбо, которое пытался залечить прижиганиями раскаленным железом. Удивительно, но при такой интенсивной заботе о здоровье (сменивший д'Аквина в 1693 году на посту лейб-медика Ги-Кресент Фагон отличался не меньшим радикализмом в выборе способов лечения) Людовик умудрился дожить почти до 77 лет.

Средневековые европейские зубные протезы, Италия

Средневековые европейские зубные протезы, Италия

Фото: Simona Minozzi / University of Pisa

Но в XVIII веке стоматология — и косметическая, и клиническая — начали стремительно развиваться. В 1723 году французский хирург Пьер Фошар, которого называют «отцом современной стоматологии», публикует трактат «Зубной хирург» ( Le Chirurgien Dentiste), ставший на столетие с лишним настольной книгой стоматологов по всему миру. В 1746-м другой француз, Клод Мутон, описывает золотую коронку с креплением в корневом канале, а также предлагает покрывать золото эмалью — для большей схожести с настоящим зубом. В 1789-м Николя Дюбуа де Шеман (снова, как нетрудно заметить, француз) патентует фарфоровые искусственные зубы — но эту зубоврачебную революцию на пару десятилетий задержали проблемы, связанные с более известной широким кругам Великой французской революцией.

Тем не менее, вставные челюсти и отдельные коронки, прикрывавшие с большей или меньшей надежностью пустые места во рту владельца, к концу века Просвещения стали уже привычными в аристократических кругах. Историк Фернан Бродель цитирует в своей фундаментальной работе «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв.» популярный справочник на все случаи жизни «Нравоучительный словарь»: «Туалет — это набор всех пудр, всех эссенций, всех румян, потребных для того, чтобы преобразить внешность и сделать юной и очаровательной самое старость и самое безобразие. Именно при туалете исправляют недостаток роста, делают себе брови, вставляют зубы, создают себе лицо и, наконец, меняют фигуру и кожу».

«Дантист», гравюра конца XVIII века

«Дантист», гравюра конца XVIII века

Изображение: Robert Sayer

Для вставных зубов того времени использовались, как правило, слоновая кость, золото либо свинец (последняя опция, впрочем, была довольно опасна для здоровья). Деревянные зубы, владение которыми часто приписывают первому президенту США Джорджу Вашингтону, существовали разве что в фантазиях его позднейших биографов. Сохранившиеся вставные челюсти отца-основателя сделаны из слоновой кости – как считают историки, легенду о деревянных зубах породила уже в XIX веке пористая структура потемневшего от времени артефакта. Увы, слоновая кость плохо выдерживала действие содержащихся в пище кислот: «Комплект, присланный вами для чистки из Филадельфии, был очень черен. Портвейн своей кислотой портит всю полировку», — писал Вашингтону его личный дантист Джон Гринвуд, кстати, изобретатель первой в мире бормашины — с ножным приводом.

Наступивший вскоре XIX век принес с собой промышленное производство зубных протезов из фарфора (американец Сэмюэль Стоктон создал в 1825 году фирму White Dental Manufacturing Company, ставшую практически монополистом на рынке до конца столетия), первые анестетики, инновационные материалы, вроде основанного на каучуке «вулканита», использовавшегося для крепления зубных протезов, и первое профессиональное объединение дантистов — основанное в 1840 году Американское общество зубных хирургов. Стоматология по-прежнему оставалась дорогим удовольствием — в викторианской Англии хорошим тоном считалось дарить молодоженам вставные челюсти, чтобы им точно было с чем достойно встретить старость,— но все же более распространенным и менее опасным для здоровья пациента, чем в предыдущие эпохи. Потребовалась еще одна смена столетий, чтобы искусственные зубы стали обыденным явлением. Но, как и прежде, они демонстрировали статус владельца. Не всегда, впрочем, высокий — но об этом в следующей части.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше