Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев попросил президента принять его досрочную отставку после пожара в торговом центре «Зимняя вишня», в котором, по официальным данным, погибли 64 человека. «Народный губернатор Кузбасса», руководивший областью 21 год, не собирался покидать свой пост до истечения срока полномочий — 2020 года. Он не хотел отпускать власть даже тогда, когда уже был не в силах самостоятельно встать. Но причиной ухода стал не физический недуг пожилого человека. После страшной трагедии Тулеев выступил так, что лучше бы скорбно промолчал. «Лента.ру» рассказывает, какой долгий путь во власти проделал глава Кузбасса и почему настоящий бузотер — он сам.
Поклонился и ушел
Аман Тулеев рассказал о причинах отставки в видеообращении и назвал свое решение «правильным, осознанным, единственно верным»: «Потому что с таким тяжелейшим грузом на посту губернатора — ну нельзя, морально нельзя». И захотел присоединиться ко всем жителям Кузбасса: «Каждый из нас все это пропустил уже через свое сердце, весь этот ужас, боль этой катастрофы... Вместе с нами скорбит и вся Россия, весь мир». По словам уходящего в отставку губернатора, он сделал все, что мог: «Встретился с семьями погибших, постарался решить вопросы с оказанием помощи. Еще раз приношу самые глубокие соболезнования. Но надо же жить, дальше жить», — зачем-то добавил Тулеев.
Бессменный глава Кузбасса, кажется, только сейчас нашел что сказать. На прошлой неделе он говорил так, что лучше бы молчал. Он не приехал на место пожара — очевидно, просто физически не мог пройти и нескольких метров. В его администрации все списывали на безопасность: мол, кортеж не сможет проехать к месту ЧП и будет мешать пожарным нарядам. «Да он ползти должен, а не на кортеже подъезжать!» — возмущались люди. Во вторник, 27 марта, когда в Кемерове появился президент и начал совещание по вопросам ликвидации последствий, Тулеев не мог ни вставать, ни садиться без посторонней помощи — за руку его держал Сергей Меняйло, полпред президента в Сибирском федеральном округе.
Но говорить Тулеев мог… и — начал извиняться перед президентом. В эти минуты жители Кузбасса на стихийном митинге требовали отставки губернатора и отказывались верить в официальные данные о числе погибших. На площади раздавались крики «Убийцы!», а Тулеев продолжал говорить странные вещи: про оппозицию, которая наживается «на горе людском», про то, что на улицы вышли не родственники погибших, и слово им подобрал — бузотеры. Совершенно нелепым выглядел и широкий жест: глава Кемеровской области и его заместители перечислили однодневный заработок на счет помощи семьям погибших при пожаре.
И вот наконец он нашел и нужные слова, и нужные жесты — ушел с поста и поклонился. На прощание Тулеев вспомнил: «Мы прошли большой жизненный путь от Кузбасса бастующего, сидящего на рельсах, до Кузбасса созидающего, опоры нашего государства». И действительно, за два десятка лет его бессменного правления в регионе путь был пройден немалый. За плечами 73-летнего Тулеева еще советский аппаратный опыт.
От коммунистов к единороссам
Начальник Кемеровской железной дороги в конце 80-х, он выдвигался кандидатом на первых президентских выборах. Поддержал ГКЧП, чего Борис Ельцин не простил и впоследствии назначил главой Кузбасса другого человека. Этот пост он получил только в 1997 году, на фоне волнений шахтеров. И одержал абсолютную победу — 94,5 процента голосов. И стоит отметить, что спустя 18 лет ситуация не изменилась: в 2015-м он вновь избрался губернатором при поддержке более 96 процентов избирателей.
Вообще, неудачи в политической карьере Тулеева были редкостью. Жители Кемеровской области поддерживали его вне зависимости от того, на какой пост он метил. Он трижды баллотировался на пост президента России. На выборах 1996 года снял свою кандидатуру накануне первого тура и призвал избирателей отдать голоса в поддержку Геннадия Зюганова. В 1999-м отказался принять от Ельцина орден Почета. Свой демарш объяснил всеобщим обнищанием народа: «Я просто не могу принципиально принять награды от власти, которая ввергла страну в нищету».
В тот момент он уже готовится создать собственное движение и провести на парламентских выборах своих кандидатов в Думу. И шумная история с награждением поддержала образ несгибаемого борца с режимом, которого не купить подачками. Однако в сентябре 2000 года Тулеев принял эту награду уже от Владимира Путина. Из рядов КПРФ он перекочевал в списки «Единой России». С Зюгановым впоследствии судился, и тот заявлял: «Тулеев устроил в Кемеровской области паханат!»
Отец Кузбасса
Умение ладить с шахтерами сыграло такую роль в истории Кемеровской области и России в целом, что федеральный центр был готов идти на поводу у Тулеева. Летом 1998 года шахтеры Кузбасса и Воркуты, оказавшиеся в бедственном положении из-за многомесячных задержек зарплаты, на несколько недель перекрыли железные дороги. Тулеев ввел чрезвычайный режим, однако применять против шахтеров силовые действия не стал, более того — заявил вице-премьеру Борису Немцову, ответственному за разблокирование путей, что требования бастующих законны и справедливы. В итоге часть задолженностей была погашена, пути освобождены, а Тулеев завершил так называемую рельсовую войну.
Политику удавалось усмирять шахтеров и в последующие годы. Он погасил протест рабочих после произошедших в конце 2000-х аварий на шахтах, в результате которых погибли сотни человек. Тулеев последовательно отстаивал права добытчиков и не скрывал, что осведомлен об исходящей от них опасности, иногда прибегая к нелестным сравнениям. В 2015 году, например, он запретил проводить какие-либо работы в кузбасских шахтах во время новогодних праздников: «Пьяный в шахте, на горных работах — это тот же террорист». А в 2016 году он отстаивал интересы работников «Распадской угольной компании», которым грозили массовые увольнения. «Получается, что работников просто планируют выгнать на улицу с ипотеками, кредитами, всеми платежами, отчитавшись красивым словосочетанием "оптимизация непрофильных структур"», — возмущался глава Кемеровской области.
Он утвердился в регионе как защитник прав обездоленных, горняков и даже как защитник от террористов. Тулеев неоднократно принимал участие в переговорах со злоумышленниками. В 1991 году, будучи народным депутатом РСФСР, он помог освободить из автобуса захваченную в заложницы вблизи Красной площади Машу Пономаренко, предложив себя в обмен на девочку. Десять лет спустя принял участие в обезвреживании террориста, взявшего в заложники водителя такси в кемеровском аэропорту. В 2007 году после телефонных переговоров Тулеева с прапорщиком милиции Шаталовым, угрожавшим взорвать жилой дом и забаррикадировавшимся у себя в квартире, новокузнецким силовикам удалось обезвредить террориста и взять его живым.
Долгое время Тулеева любили, воспринимали в Кузбассе как отца, дедушку и не хотели отпускать. Он этим пользовался. Однако не все в регионе были благосклонны к нему: у местного бизнеса накопилось много претензий. Крупным холдингам недвусмысленно дали понять — нужно делиться деньгами с областью, выделять на социальную сферу. С неугодными предпринимателями авторитарный губернатор всегда жестко вел диалог. Тулеев вообще открыто выходил на конфликты, но себя позиционировал как гаранта стабильности в регионе.
Уходить надо вовремя
Прогнозы об отставке Амана Тулеева строились уже несколько лет. Задумались о возможном преемнике старейшего российского губернатора в том числе из-за коррупционных скандалов в его администрации. При этом сам Тулеев оставался неприкосновенен.
Такую махину могло бы свалить только здоровье. И оно беспокоило давно. Первую операцию на позвоночнике Тулеев перенес еще в 2011 году. Спустя шесть лет немецкие врачи провели повторную операцию. После нее появилось осложнение — пневмония. Из-за долгого отсутствия на публике и затянувшегося отпуска поползли слухи о скором уходе с должности. Но в 2017 году старейший российский губернатор четко дал понять: покидать свое место он не собирается ни сейчас, ни даже в ближайшие пару лет. Он был намерен сохранить свой пост до истечения полномочий, то есть до 2020 года.
Тулеев так и не подобрал себе преемника. При этом в регионе практически полностью отсутствует значимая оппозиция. Говорили, что вероятным преемником Тулеева может стать первый вице-губернатор, совладелец угольной компании «Колмар» Сергей Цивилев. В администрацию Кемеровской области он пришел лишь в начале марта. А в конце марта — встал на колени перед толпой на митинге.
Именно Цивилева президент Путин назначил временно исполняющим обязанности главы региона. Выборы пройдут в единый день голосования 9 сентября. Проголосует ли за него народ — покажет время. Пока же оно показало: уходить надо вовремя.