Санкт-Петербург принял бразильцев, которые собрались уничтожить сборную Коста-Рики. На фоне разгромного поражения Аргентины от хорватов настроение у фанатов «канариньи» было просто прекрасным, однако их команда едва его не испортила, затянув с голами до последних минут. «Лента.ру» — о том, как Северная столица принимает чемпионат мира.
Подпорченный карнавал
Нет ничего лучше, чем смотреть матч Аргентины в пучине болельщиков сборной Бразилии. В питерской фан-зоне, которая накануне матча пентакампеонов с Коста-Рикой была переполнена и в итоге закрыта на вход, власть захватили болельщики в желтой форме. И, знаете, никто не проявлял открытой ярости и не оскорблял аргентинскую команду, безнадежно проигравшую Хорватии. Но было хуже. Над Лео Месси и компанией откровенно смеялись. Примерно так смеется старший брат над попытками двухлетней сестры залезть, например, на слишком высокий стул.
Шутки шутками, а провал аргентинцев реально сделал и без того вечно довольную бразильскую группировку чуточку счастливее. На Невском проспекте люди выходили на проезжую часть — тротуары перед кафешками были перекрыты толпами людей в желтых майках. Вся главная улица города, пережившая адовую ночь после победы сборной России над Египтом, теперь наблюдала за песнями и танцами поклонников «канариньи».
Очень много слов было адресовано в адрес Месси. Он — символ аргентинского футбола, а для бразильцев — символ всех бед, что преследуют их вечных соперников на чемпионате мира. Лео все никак не может раскрыться в России, партнеры в этом помочь не могут, они больше предпочитают группироваться вокруг своего лидера в теневых играх против тренера Хорхе Сампаоли. Аргентинские болельщики боготворят Месси и посвящают ему плакаты и кричалки, бразильцы же поют о нем в пренебрежительно-издевательском тоне.
И мало вспоминают о Неймаре. Вокруг форварда не сложилось никакого культа, более того, о нем выражаются как-то осторожно на фоне первого матча в группе со Швейцарией. Но, естественно, он лидер — на поле и в раздевалке. И в чем-то он похож на Месси: когда у команды ничего не получается, бразилец пытается сделать все сам. И дико психует, если на финты не ведется никто, а удары летят мимо створа.
Жутко заведенный Неймар получил желтую карточку на 81-й минуте матча с Коста-Рикой. К тому моменту его команда так близко подошла к провальной второй ничьей подряд, что нервы начали сдавать не только у звезды ПСЖ. Да и как тут не завестись, если костариканцы, нацеленные на 0:0, тянули время минуты с 60-й, а Кейлор Навас очень сильно стремился доказать, что «Реалу» не нужен Давид Де Хеа. Естественно, от бразильцев ждали только победы, они были безоговорочными фаворитами встречи.
До самой концовки на поле не было футбола. Были какие-то попытки бразильцев сделать хоть что-то, редкие корявые контратаки Коста-Рики, но больше — борьбы, свиста и Неймара, который успел очень подробно изучить газон «Санкт-Петербурга». Он падал от каждого касания и дыхания соперника, праведно возмущался, если судья не ставил штрафной, а однажды даже сумел обмануть его и почти заработал пенальти.
Но Бьорн Куйперс был в полном порядке. Голландец посмотрел видеоповтор и увидел, что Неймар, нежно поглаженный по животику защитником костариканцев, упал, будто пулю в печень словил. С трибун выглядело очень естественно, на деле — фальшиво.
За шесть добавленных к основному времени минут бразильцы сделали больше, чем за два тайма. Сначала мяч в ворота Наваса протолкнул Филипе Коутинью, однозначно лучший игрок команды в первых двух матчах. Он полетел к трибунам с высунутым языком и долго отмечал вымученный забитый мяч. А потом гол сделали Неймару — ему нужно было не промахнуться по пустым воротам. Сразу после финального свистка форвард расплакался.
Бразильские фанаты, пережившие сначала состояние Неймара, а потом — Коутинью, еще долго пели и танцевали. Еще чуть-чуть, и аргентинцы смогли бы поиздеваться над ними в ответ, но «канаринья» задушила Коста-Рику по всем правилам супергеройского кино — в самый последний момент.
Питер по-бразильски
Матч закончился. С выходом из чаши проблем не возникло, по крайне мере визуально. Трибуны опустели минут за десять, осталась только та самая группа, что распевала гимны в честь победы бразильцев. Все пошли врываться в вечерний Питер.
Забавно наблюдать, как любой город этого чемпионата меняется от матча к матчу. Санкт-Петербург вот, например, за три дня сначала стал столицей футбольной России, а потом — Бразилии. Так уж получилось, что на групповом этапе из европейских сборных на севере сыграли только хозяева турнира, а 28 июня на «Санкт-Петербург» приедет Месси — бороться с нигерийцами. Так что холодный хипстерский Питер уже пережил и еще раз переживет нашествие самых горячих и по-человечески простых фанатов — из Южной Америки и Африки.
Говорят, на мундиале проблемы с пивом: его, мол, пьют вместо воды, так что запасы пенного истощаются. В Питере по заветам Шнура живут все гости, и недостатка в целебной влаге не испытывает никто. В фан-зоне встретились мексиканцы, которые из стаканов составили гигантских размеров башню и ходили довольные собой. А подзаправленные двухметровые австралийцы, разодетые и разукрашенные, фотографировались с местными девушками. Одной повезло: красавчик из страны кенгуру смачно чмокнул ее в щеку. За харассмент это никто не воспринял.
При этом фан-зона здесь расположена довольно неудобно: чтобы пройти от одного выхода к другому, нужно пересечь канал по мосту, пройти через переулок и, выйдя на другую улицу, протопать еще минут семь. В первый раз это жутко взбесило. Но... оно того стоит. Говоря о Питере как о городе-организаторе, все же в первую очередь вспоминаешь именно фестиваль болельщиков. Пространство футбола и мультикультурной жизни притягивает, в нем спокойно можно провести целый день, даже если ты, например, перуанец и не любишь дождь. Кажущееся нездоровым (ну, для людей, не больных футболом) единение бросилось в глаза, когда во время матча Франция — Перу пошел ливень. Пара сотен человек смогла спрятаться под немногочисленными крышами, а остальные так и остались стоять, прикрыв голову чем попало. И ничего, переждали.
Сам по себе город несколько отдалился от футбола после карнавала в честь сборной России. На матче бразильцев и костариканцев местных почти не было. Но после него питерцы вышли на улицы. Не так массово, но вышли и разделили радость от победы вместе с гостями из Южной Америки. Как и должно быть на чемпионате мира.