В современном мире премиальный автомобиль стал настоящим статус-символом его владельца. Но до появления автомобиля свою значимость богатые и успешные демонстрировали с помощью других предметов. «Лента.ру» разобралась в том, как менялись символы статуса на протяжении истории человечества.
В древности, когда не существовало масс-медиа, а абсолютное большинство населения было неграмотным или весьма малограмотным, единственным средством продемонстрировать свою успешность, состоятельность, высокий социальный статус и подтвердить наследственный или церковный титул для мужчины был его внешний вид и «атрибуты мужественности» — оружие и лошадь.
В Средние века в Европе и Азии — от Испании на западе до Японии на востоке, от Великого Новгорода на севере до Аравийского полуострова и Индонезии на юге — оружие носили все свободные воины, составлявшие дворянское сословие, и, разумеется, аристократы. Последним по статусу полагались украшенные золотом и серебром, самоцветами и бирюзой сабли и кинжалы (позже шпаги и пистолеты), доспехи с серебряной и золотой насечкой, стоившие целое состояние седла и сбруя и, конечно, чистокровные скакуны. Все эти ценности остаются актуальными до сих пор, но к ним прибавились и новые символы статуса, главным из которых стал автомобиль.
Конь-огонь и другие транспортные средства
Лошадь, одно из первых прирученных человеком животных, на протяжении столетий оставалась едва ли не главной его ценностью. Прочие животные — стада овец (которыми измерялись состояния кочевников начиная с библейских праотцов), верблюды, слоны, волы и другие — служили в основном для практических и хозяйственных нужд, а конь был не только «транспортным средством», но и символом статуса своего владельца.
Фото: Esam Omran Al-Fetori / Reuters
Чистокровный скакун стоил дороже перстня с рубином или сабли с золотой рукоятью, дороже собственного, украшенного золотом и жемчугом седла или затейливой сбруи с бриллиантовым налобником. Конь — произведение интуитивной селекции еще тех времен, когда никто не знал слова «селекция», — спасал хозяина в битвах и позволял ему выигрывать воинские ристалища и скачки. Без коня воин не мог продемонстрировать свои боевые качества, ловкость и наездническую лихость, которая была основой его профессионального статуса во всех армиях, имеющих в своем составе конницу.
В некоторых языках слово «всадник» было синонимом дворянина: например, испанский «кабальеро» — это «наездник», «конник». Бедные, не способные обеспечить себя основной, сменной и вьючной лошадью солдаты оставались в пехоте — в бедности и безвестности.
Особенную ценность кони имели, естественно, у кочевых народов: арабские скакуны — одна из самых древних пород лошадей. Что характерно, арабы почти столь же высоко ценили (и ценят до сих пор) и одногорбых верблюдов-дромадеров — возможно, потому, что эти животные также способны участвовать в забегах на скорость, демонстрирующих ловкость наездника.
В Индии наряду с лошадьми показателями высокого статуса владельца были прирученные слоны. Обычный дрессированный слон мог быть просто тягловым животным, но лучшие представители породы, особенно редкие белые особи, принадлежали аристократам. Во время торжественных выездов слоны раджей ослепляли зевак драгоценностями — почти такими же пышными, как и сокровища самих индийских аристократов.
Золото-бриллианты
В древности драгоценности носили не столько женщины, сколько мужчины. Помимо привычных нам и по сей день колец и символических подвесок, воины носили серьги, гривны и массивные ожерелья на шее, браслеты на запястьях (помимо декоративной, они выполняли и защитную функцию, закрывая уязвимые места в рукопашной схватке). Богато украшенные доспехи, шлем, щит не только демонстрировали состоятельность владельца, но и позволяли подчиненным сразу узнать военачальника даже в самом жарком бою.
Фото: Gianni Dagli Orti / Shutterstock
Византийский император, а потом и русские цари не появлялись на церемониях без многокилограммовых торжественных одежд, украшенных золотом, жемчугом и драгоценными камнями. А уж о рубинах и сапфирах, алмазах и топазах индийских, ланкийских и бирманских копей, тысячами скапливавшихся в сокровищницах средневековых восточных владык и украшавших их руки, шеи и чалмы, легенды ходят до сих пор.
В XVII-XVIII веках мужчины затмевали женщин роскошью своих костюмов и украшений. Например, русский аристократ, дипломат князь Александр Куракин, современник Екатерины II и Павла I, прославился в Париже как «брильянтовый князь»: даже пуговицы его одежды и золотые табакерки украшали ограненные алмазы, а также рубины и сапфиры.
Технологии в цене
В конце XVIII — начале XIX столетия к традиционным украшениям мужчины прибавили еще одну ценную личную вещь — карманные часы. Их цена объяснялась не только драгоценными материалами корпуса и бриллиантовым или эмалевым декором: сердце часов — механизм с хитроумными усложнениями типа репетира и турбийона стоил зачастую дороже своей «оправы».
Фото: Ray Tang / Shutterstock
В начале XX века часы из мужских карманов переместились на запястья: поводом для этой перемены послужило увлечение мужчин новыми видами транспорта. С лошадей, верблюдов и слонов представители сильного пола пересели в аэропланы и автомобили, управление которыми не давало возможности свободно запускать руку в жилетный карман и неторопливо извлекать карманные часы.
В XX веке мужские часы стали лаконичнее. Усыпанные бриллиантами хронографы и хронометры нравятся рэперам, восточным шейхам и состоятельным китайским бизнесменам, а обычные деловые люди предпочитают часы в классических или спортивных корпусах без лишней роскоши — либо простые трехстрелочники, либо дайверские хронометры, либо часы с усложнениями от исторических швейцарских мануфактур, либо, — если речь идет о коллекционерах-нонконформистах, — необычные изделия современных независимых часовщиков.
Новая роскошь
Неудивительно, что с изобретением автомобиля он мгновенно стал таким же статусным символом, как и чистокровный жеребец, а со временем и практически заменил его. Но по мере того, как автомобиль переставал быть роскошью и превращался в банальное средство передвижения, символом достатка и положения своего владельца становились лишь машины небольшого числа премиальных и люксовых брендов. Но в цене при этом оставались те же качества, что и у животного. Современный статусный автомобиль должен быть динамичным, как быстроногий конь или верблюд в прошлом, и большим, как величественный слон. Квинтэссенцией этого стали купе-кроссоверы: крупные, солидные, просторные, но при этом очень динамичные и отлично управляемые.
Например, Audi Q8, который с любым из моторов разгоняется до 100 километров в час за то же время, что спортивный автомобиль. Версия 45 TDI достигает сотни за семь секунд, а 55 TFSI — за 5,9 секунды. При этом благодаря системе полного привода quattro автомобиль надежно и точно управляется на любом покрытии. Но скорость боевого коня или верблюда современный кроссовер сочетает с комфортом роскошной кареты вследствие наличия доступной в качестве опции пневматической подвеске, настройки которой можно изменить нажатием кнопки.
Фото: Audi
Новая роскошь — это внимание к деталям, безупречное качество исполнения и простор. Так, Audi Q8 превосходит своих основных конкурентов по таким параметрам, как длина салона и высота от сидений до крыши. Опционально доступна продольная регулировка сидений второго ряда, а также четырехзонный климат-контроль с индивидуальным блоком управления для задних пассажиров. В отделке используются высококачественные материалы: натуральное дерево, алюминий, кожа и алькантара.
При этом клиент может сделать выбор среди нескольких видов дерева, кожи разных цветов и исполнений — доступна перфорированная кожа, кожа с ромбовидной прострочкой и различные сочетания кожи и алькантары. Центральное место в интерьере занимают дисплеи мультимедиа-системы MMI, на которую возложено управление всеми вспомогательными функциями автомобиля.
И, конечно, современный премиальный автомобиль — это шедевр высоких технологий. Как часы, телефон или компьютер, он олицетворяет собой прогресс. Audi Q8 предлагает своему владельцу такие высокотехнологичные системы, как активный круиз-контроль, матричные светодиодные фары, ассистент сохранения полосы движения, система предотвращения столкновений при движении задним ходом и многие другие.
Наконец, Audi Q8 заменяет собой целую армию обслуживающего персонала. Электропривод двери облегчит доступ к багажу, передние сиденья с функцией массажа позволят расслабиться после трудного дня, пневмоподвеска опустит машину для удобства входа и выхода, а аудиосистема Bang & Olufsen усладит слух первоклассным звучанием.
Современный кроссовер премиум-класса — это больше, чем просто очень комфортное средство передвижения. Это отражение стиля владельца и подтверждение его хорошего вкуса, генератор удовольствия и помощник в семейных делах, безопасный и надежный партнер на любой дороге и в любых погодных условиях.