Агентство стратегических инициатив появилось в России 9 лет назад и стало далеко не первой прогосударственной структурой, декларирующей в своем названии отношение к инициативам, стратегии, инновациям и новым технологиям. Чем по своей деятельности АСИ отличается от Центра стратегических разработок, Комитета гражданских инициатив, инновационного центра «Сколково», как этой сетевой «махиной» управляет женщина, есть ли потребность в таком государственном агенте или это очередное «проедание» бюджетных средств — в материале «Ленты.ру».
Идея создания специального агентства для поддержки проектов предпринимателей, в образовании и социальной сфере принадлежала непосредственно Владимиру Путину, возглавлявшему тогда российское правительство. Об учреждении АСИ глава кабинета министров объявил 6 мая 2011 года, выступая на межрегиональной конференции «Единой России» в Волгограде.
Владимир Путин тогда заметил, что модернизация России идет неудовлетворительными темпами, а потому нужны «новые, стратегические, прорывные» инициативы. Следом, 11 августа, было подписано распоряжение о создании АСИ в форме автономной некоммерческой организации. По замыслам Путина, оно должно было отбирать и продвигать перспективные предложения малого и среднего бизнеса, помогать предпринимателям привлекать финансирование и преодолевать административные барьеры, помогать в развитии новых форм образования и развивать негосударственный сектор в социальной сфере. Он сам возглавил Наблюдательный совет, а в экспертный совет вошли как известные менеджеры, так и руководители небольших предприятий.
АСИ создавалось практически одновременно с инновационным центром «Сколково», и говорили, что даже в противовес ему. На одной из пресс-конференций эту тему пришлось затронуть даже Владимиру Путину. «Не нужно искать никакого политического подтекста, никто никому ни на какие части тела не наступает и наступать не собирается», — сказал Владимир Путин, отвечая на реплику журналистов о том, что проект агентства по стратегическим инициативам, по сути, наступает «на пятки» проекту «Сколково» (продвигаемому президентом Дмитрием Медведевым), и в этой истории есть политический подтекст.
«Я считаю, что "Сколково" — хороший проект, своевременный, правильный. Он преследует целью собрать на хорошо оборудованной площадке, условно говоря, интересных людей и важные проекты. Здесь (агентство) речь идет несколько о другой, о сетевой работе по всей стране, — отметил Владимир Путин. — Одно будет гармонично дополнять другое. Вот и все». Миссия АСИ — «создание возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире, построить страну, в которой хочется жить и работать».
Правда, вскоре после создания Агентства звучали предложения и вовсе сделать его секретариатом «Открытого правительства», с которым у АСИ было немало пересекающихся направлений. Эту идею отвергли, и, как оказалось, не зря. «Открытого правительства» уже нет, а АСИ продолжает работать.
АСИ. Начало
С момента появления и до февраля 2017 года Агентство возглавлял нынешний губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Тогда АСИ занималось реализацией перспективных общественно значимых проектов по трем направлениям: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы» и «Социальные проекты». За эти годы АСИ поддержало более 500 проектов в области промышленности, образования и социальной сферы. Но с подобными функциями в России уже были созданы и Российская венчурная компания, и ВЭБ.РФ, не говоря уже о «Сколково» и даже «Роснано». В чем же тогда ноу-хау АСИ?
Каждое из трех направлений Агентства поддерживает конкретные проекты — от внедрения новой инновационной технологии промывки теплообменного и промышленного оборудования без остановки производства до разработки самых современных протезов кисти для детей. Но помогая одним, там смотрят, чтобы эффект был системным: будь то корректировка ГОСТа, которая снимет ограничения для целой отрасли промышленности, или отмена неактуальных за давностью лет санпиновских требований, открывающих доступ негосударственного сектора в социальную сферу.
АСИ не предоставляет проектам финансирования, а, помимо снятия барьеров, создает все возможности для поиска партнеров, акселерации проектов, их тиражирования в регионах, их продвижения в самом широком смысле. Те, кто приходят сюда, получают доступ ко всей инфраструктуре и сервисам АСИ и партнеров, а ведь зачастую именно правильные коммуникации — залог успеха проекта.
При поддержке агентства Россия вступила в международное движение WorldSkills International. Была разработаны Национальная предпринимательская инициатива (НПИ), направленная на упрощение ведения бизнеса в России. В рамках НПИ были разработаны так называемые дорожные карты по 15 направлениям при участии более 800 представителей бизнеса, экспертного сообщества и федеральных органов власти, было принято почти 500 правовых актов, сокращены 54 бюрократические процедуры. В том числе за счет этой работы в международном рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия за последние девять лет наконец выбилась из второй сотни стран и ворвалась в топ-30, «проскочив» более чем 90 позиций рейтинга — со 120-го места до 28-го. Рейтинг отражает степень легкости ведения бизнеса (главный показатель), включает также уровень административного давления на предпринимателей, доступность и достаточность инфраструктуры для бизнеса и т. д.
В 2013 году при агентстве был учрежден Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). И уже в первом квартале 2014-го ФРИИ стал самым активным венчурным фондом не только в России, но и в Европе, опередив международный Index Ventures и немецкий High-Tech Grüenderfonds, свидетельствуют данные исследования Dow Jones Venture Source. В 2014 году, по подсчетам J'son & Partners, ФРИИ профинансировал 104 проекта и закрыл три синдицированные сделки, в 2015-м — сделал 74 инвестиции (ближайший преследователь — группа фондов Altair Capital, по данным портала Firrma.ru, совершил только 22 сделки).
Точка кипения
Работа АСИ хоть и публична и несет изменения для целых отраслей и сфер жизни, однако коммуникации на эту тему нельзя назвать агрессивными. Агентство не делает из пиара вокруг себя шоу в формате «лишь бы говорили». Это не Илон Маск ракету запустил или ветряную электростанцию построил. Пожалуй, это тот редкий случай, когда от структуры хотелось бы больше информации.
Три с половиной года назад агентство возглавила Светлана Чупшева, занимавшая в АСИ должность директора по направлению «Социальные проекты». Она продолжила развивать проекты, инициированные ее предшественником. В агентстве появились направления «Сетевое развитие» и «Лучшие практики», а также Проектный офис по развитию инициатив в сфере экотуризма, Центр городских компетенций и Центр цифрового развития. Расширилась экосистема агентства. Сегодня она объединяет более 2,5 тысячи партнерских организаций, среди которых — институты развития и фонды, госкорпорации и частные компании, общественные объединения, федеральные и региональные органы власти.
«Нам не нужны сегодня региональные представительства, потому что у нас более 2,5 тысячи независимых экспертов работают в регионах по нашей повестке, у нас сегодня около сотни "точек кипения", которые не мы финансируем, не мы содержим, а это предприниматели и лидеры в регионах», — говорила руководитель агентства Светлана Чупшева несколько лет назад. Сегодня региональная сеть агентства насчитывает более шести тысяч экспертов. Также у Агентства есть сеть общественных представителей во всех российских регионах.
«Точки кипения» — это развивающее пространство совместной работы над проектами будущего. Посетители таких точек, предложенных АСИ пять лет назад, могут быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды и тем самым оказывать влияние на развитие региона. В прошлом году первые «точки кипения» появились на базе университетов в 10 российских городах — в Череповце, Нальчике, Новосибирске, Омске, Хабаровске, Туле, Ульяновске и Ярославле. По два центра открылось в Ростове-на-Дону и Томске.
В этом и фишка АСИ — в быстрой реакции на запросы людей, которым хочется что-то изменить в своем регионе, в своей стране, и в предоставлении им возможностей для реализации своих идей.
В прошлом году реализация национальной стратегии пошла по новому вектору: АСИ и Сбербанк начали тестировать ниши по использованию искусственного интеллекта.
Аналогичным разработкам посвящен и совместный проект АСИ, «Сколково», Сбербанка, РВК, ФРИИ и «ВЭБ Инновации» «100 лидеров развития технологий». Уже сейчас к процессу проявили интерес более 60 крупных компаний из разных секторов экономики. Среди них — «Ростех», «Соллерс», «Росатом», «Ростелеком», «Гознак», РЖД, PepsiCo, S7 и другие. Крупные компании обеспечат спрос на новые технологические продукты, АСИ же вовлечет в работу сами технологические стартапы, поможет им во взаимодействии с государственными и частными компаниями, институтами развития и чиновниками.
АСИ таким образом постепенно вовлекает в партнерскую среду тех, с кем ему прочили конкурентную борьбу и на фоне кого предвещали бесперспективность. И, пожалуй, именно в таких коллаборациях АСИ удалось, что называется, отстроиться от «Сколково», взращивающего «модные» стартапы, и других институтов развития. АСИ впервые вовлекло бизнес — от частных предпринимателей до национальных корпораций — в реализацию масштабных отраслевых проектов, эффект от которых стимулирует целые сектора экономики, сферы жизни.
Наблюдая, как независимые игроки российского инвестрынка вдруг забывают о своих амбициях «крупняков» и вкладываются в пазлы совместных проектов, невольно удивляешься, как за этим движением устояла и продолжает стоять женщина — Светлана Чупшева. Даже если отбросить стереотипы, в России серьезный бизнес, промышленность, IT-индустрия — это все еще в подавляющем количестве мужчины, привыкшие к борьбе. АСИ хоть и неспешно, но формирует сообщество и своего рода культуру сотрудничества — бизнес начинает доверять власти и местами на равных участвовать в развитии экономики.
Глава того самого «прогосударственного» АСИ реализует карт-бланш на продвижение проектов, которые вроде бы ненавязчиво, но не оставляя альтернативы, подталкивают власть на местах быть прозрачной и «дружить» с бизнесом. И это не абстрактная фраза «Сообщи о коррупции анонимно», а востребованные инструменты — «Смартека» и Национальный рейтинг состояния инвестклимата в регионах, продвинуться в котором можно при условии, что местный бизнес оценит заботу местных властей и проголосует за региональную власть.
Рейтинг Doing Business по-русски
Можно сказать, что АСИ раздает успешные франшизы абсолютно бесплатно. Один из его проектов — платформа обмена практиками устойчивого развития «Смартека». Это инструмент сбора, «упаковки» и тиражирования лучших российских и мировых практик, позволяющий трансформировать отстающие отрасли, экономить бюджетные средства и время на апробацию решений в регионах.
Новоиспеченный губернатор, например, уже на следующий день после назначения на должность может показать свою эффективность, интегрируя в экономику или социальную стратегию развития региона популярные у граждан решения. Там же доступна статистика по-народному и экспертному голосованию, и любой чиновник, решившийся публично предложить свою идею, — на виду и оценивается непредвзято каждым пользователем платформы. Такой наглядный способ отслеживать дальновидность управленческих решений и реальную востребованность решений, принимаемых зачастую властями кулуарно, у населения.
Сегодня там представлено уже 290 управленческих решений, доказавших свою эффективность. Такой подход оказался особенно востребованным в период пандемии, когда АСИ вместе с экспертами выложили туда 125 лучших международных и российских антикризисных практик для регионов, им можно было воспользоваться уже готовыми эффективными решениями: как организовать оказание дистанционных услуг для социально незащищенных граждан, как организовать образование в дистанционном формате и так далее. Аналогов «Смартеке», к слову, в мире нет.
В АСИ разработали также собственную методику оценки эффективности поддержки бизнеса — Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. Рейтинг включает оценки скорости и доступности прохождения предпринимателями административных процедур — получения разрешения на строительство, прав собственности; наличие и качество инфраструктуры и мер господдержки бизнеса. Позиция в рейтинге напрямую говорит о качестве работы власти на местах. Приняв это во внимание, недавно Владимир Путин поддержал идею создания аналогичной системы оценки качества инвестклимата и в муниципалитетах.
В 2020 году АСИ занялось разработкой рейтинга качества жизни. Он должен оценить общую удовлетворенность общества социальной сферой, начиная от сферы образования, здравоохранения, соцподдержки и заканчивая личной безопасностью.
Все для туризма
Вводимые странами режимы санкций и карантинные меры подтвердили тот факт, что российской экономике необходима максимальная независимость от внешних рынков, а российским туристам — альтернатива для зарубежных путешествий. И тут потребовались специалисты АСИ со своей акселерационной программой развития экологического туризма в России и создания туристско-рекреационных кластеров в особо охраняемых природных территориях. Тут же был организован всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма, результаты которого будут объявлены 16 октября. Тогда конкурсная комиссия назовет десять территорий-победителей.
Кластеры должны стать центрами развития регионов: проекты по созданию инфраструктуры приведут малый и средний бизнес и, как следствие, дадут стимул рынку труда. Программа запустит развитие территориальной идентичности и позволит интегрировать особо охраняемые природные территории в экономику регионов. Развитие внутреннего туризма, как ожидается, вернет трудоспособное население в вымирающие глубинки и удаленные сельские территории, обеспечит его работой и позволит зарабатывать «рыночные» деньги.
Социальный уклон
Решением социальных проблем АСИ занимается не первый год. Целое направление — поддержка проектов, направленных на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. И это опять же — про системные изменения. Снимая ограничения для производителей технических средств реабилитации, вводя их в периметр госзаказа, продвигая в регионах, в агентстве создают условия для развития целой отрасли. В том числе благодаря АСИ на рынке растут такие компании, как «Моторика», которая создает электромеханические протезы рук с системой мио-управления (снятие электрических импульсов с мышц). Протез должен максимально повторять функционал руки человека, чтобы вернуть людям возможность полноценной жизни. Главная цель — обеспечить как российский, так и мировой рынки доступными функциональными протезами верхних конечностей. Они уже существуют на мировом рынке, но в большинстве своем очень дорогие. В том же ряду — «Экзоатлет», российский производитель экзоскелетов для людей, потерявших подвижность конечностей.
Приоткрыть доступ для частного сектора в социальную сферу, которая до сих пор считается исключительно государственной, — задача не из простых. Но АСИ упорно, иногда вопреки, двигает тему, настаивая на том, что у бизнеса зачастую есть компетенции, позволяющие оказывать услуги гражданам на более высоком уровне, чем могут государственные организации.
Иногда для реализации своих идей приходится применять «мягкую» силу. Так, для регионов АСИ разработало стандарт поддержки добровольчества, который включал девять пунктов — что региональным властям необходимо сделать для системной помощи волонтерам и волонтерским организациям. По поручению президента России главам всех 85 регионов было рекомендовано внедрить стандарт поддержки добровольчества до 1 сентября 2019 года.
Теперь перед агентством поставлена новая задача — реализовать национальную социальную инициативу. Ее цель — разработать и внедрить изменения в организацию работы учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания, чтобы они были «заточены» под потребности человека. Это как в бизнесе — клиент всегда прав, и он должен остаться доволен полученной услугой или товаром. На первом этапе планируется разобрать типовые жизненные ситуации вроде записи ребенка в детский сад и получения стационарной медпомощи (пока таких ситуаций около десятка), понять, где в этих процессах случаются сбои, и предложить способы их не допускать в будущем.
Сегодня АСИ, пожалуй, единственная структура, созданная по инициативе федеральной власти и работающая, можно сказать, за прозрачными стенами — информация по всем проектам Агентства полностью открыта. Летом 2020 года АСИ запустило беспрецедентный краудсорсинговый проект по сбору идей, которые могут «перезагрузить» различные сферы в постпандемический период и повлиять на то, как и в каком направлении будет развиваться страна в условиях новой реальности.
Амбициозное намерение национального краудсорсинга было продиктовано спецификой исторического момента, контекстом 2020 года — глобальными вызовами и рисками: это и смена технологического уклада, и падение экономики на фоне ограничительных мер по COVID-19, и реальная биологическая угроза. Эти вызовы можно трансформировать в возможности, если принять и ответить на них сообща, объединив мнения, опыт и ресурсы общественности, государства и бизнеса.
Сбор идей проходил на платформе idea.asi.ru в рамках подготовки к Форуму «Сильные идеи для нового времени» и стал уникальным тем, что свою идею или проект мог выдвинуть абсолютно любой инициативный человек, которому не все равно, что будет со страной в перспективе десятилетий. И таких думающих людей собралось почти 220 тысяч, за время подготовки к Форуму АСИ получило более 14,7 тысячи идей. Это та аудитория, которая расширила содружество организаций, экспертов, блогеров, владельцев бизнеса, руководителей регионального уровня, с которым АСИ работает каждый день.
«По итогам 2019 года мы достигли всех ключевых показателей, подтверждающих эффективность деятельности, которые нам утвердил наблюдательный совет, — заявила на заседании наблюдательного совета АСИ, которое 9 июля провел Владимир Путин, глава АСИ Светлана Чупшева. — В этом году ставим более амбициозные планы. Они абсолютно реализуемые, потому что агентство в рамках новой стратегии перешло в формат работы сетевой организации». Это означает, что возможности и эффективность АСИ увеличиваются в разы. И в конечном счете они нацелены на человека, на его здоровье, образование, воспитание детей и увязаны с ключевыми вопросами повестки национального развития.