«Сибур» открыл центр развития инженерно-технической экспертизы «Сибуринтех». По замыслу руководителей нефтехимической компании, он должен стать ключевой образовательной площадкой для развития профессиональных навыков и компетенций инженерного и рабочего состава. Какие требования к рабочим и инженерам настоящего и будущего? Об этом говорили на панельной дискуссии «Ключевые вызовы развития инженерно-технической экспертизы для индустриальных компаний», состоявшейся после церемонии открытия центра.
Особенностью современного качественного инженерного образования является потребность в том, чтобы студент его получал не только в одном университете, но имел возможность через сетевые форматы получать компетенции в других вузах и центрах. Многие вузы уже приходят к тому, что высшее образование будет состоять из модульных частей, микростепеней, которые уже сразу после их получения будут поднимать капитализацию студента на рынке труда.
«Если университет даст качественное высшее инженерное или техническое образование, потом в течение жизни такой человек всегда сможет зайти в подобный центр и достаточно легко получить новые навыки под ту или иную технологию в новом технологическом уровне. Частью современного инженерного образования должны стать такие центры, в котором мы сидим», — отметил на панельной дискуссии «Ключевые вызовы развития инженерно-технической экспертизы для индустриальных компаний», прошедшей в тобольском здании Центра развития инженерно-технической экспертизы «Сибуринтех», министр науки и высшего образования Валерий Фальков. — И это другой вызов перед университетами — собрать программы так, чтобы они были интересны как часть и как целое».
Научный центр
«Сибуринтех» станет ключевой образовательной площадкой для развития профессиональных навыков и компетенций инженерного и рабочего состава предприятий «Сибура». В дополнение к этому возможности центра позволяют организовать программы повышения квалификации для специалистов других компаний отечественного нефтехимического и нефтегазового сектора. Также на базе «Сибуринтеха» планируется проводить профилирующие курсы для студентов вузов, техникумов и колледжей — партнеров компании.
Почему центр построили в Тобольске? Здесь находится один из крупнейших центров мировой нефтехимии. В рамках одной этой промышленной площадки представлены все ключевые процессы нефтехимии: дегидрирование, пиролиз, мономерные и полимерные производства. Сырье отсюда поставляется для всей страны в отрасли по производству изделий для ЖКХ, автопрома, строительства и других индустрий.
Площадь комплекса составляет пять тысяч квадратных метров. В число технологических партнеров проекта входят такие мировые бренды как Festo, Siemens, Yokogawa, Schneider Electriс.
Тренажерные комплексы, представленные в центре, соответствуют образцам оборудования, которое используется в том числе на промышленных объектах «Сибура». Доля практических занятий составляет 80 процентов. Обучение проводят как преподаватели из числа сотрудников компании, так и приглашенные эксперты из ведущих технических университетов России и зарубежья, представители лицензиаров-разработчиков химических технологий. «Говоря откровенно, мы по-настоящему гордимся тем, что причастны к этому. В "Сибуринтех" у нас есть учебный класс со стендами, где представлены контрольно-измерительные приборы, системы управления и другое оборудование. Он имеет реальную практическую ценность для операторов технологических установок. С помощью оборудования на стендах операторы могут разобрать весь процесс выпуска продукции детально, в разрезе. Ценность этих стендов — в их соответствии тем системам, которые функционируют на производстве. Благодаря им оператор может потренироваться, выполнить работу над ошибками, проанализировать причинно-следственную связь между своими действиями и теми процессами, которые за ними следуют», — рассказал генеральный директор компании «Йокогава Электрик СНГ» Владимир Савельев.
На базе центра открыты передовые учебные лаборатории с использованием продвинутых цифровых решений «Индустрии 4.0», технологий виртуальной и дополненной реальности. Современное оснащение аудиторий и полигонов для практических тренировочных занятий помогает воссоздать условия реального предприятия по таким направлениям, как «Механика», «Метрология», «Энергетика», «Охрана труда и промышленная безопасность», «Технология и производство» и «Производственная аналитика». «Открытие компанией СИБУР крупнейшего центра развития инженерно-технической экспертизы — знаковое событие как для нефтехимической отрасли, так и для системы образования, — заявил на церемонии открытия центра Валерий Фальков. — Во-первых, это послужит мощным стимулом для повышения престижа и статуса инженерно-технических профессий и привлечет в отрасль молодых талантливых специалистов. Во-вторых, поскольку на базе центра реализуются учебные программы для студентов вузов, это позволит вывести на новый качественный уровень развития практико-ориентированное образование и готовить специалистов с расширенным набором знаний и компетенций не только в области нефтехимии, но и цифровых технологий, промбезопасности и других смежных областях. В перспективе центр может стать базой для создания инновационного научно-технического кластера в области современной нефтехимии», — рассказал он.
«Чтобы оставаться востребованными, техническим сотрудникам необходимо постоянно развиваться — изучать новые кейсы, расширять знания не только вглубь, но и вширь. Сейчас как никогда важны мягкие навыки (soft skills), поскольку инновации и проекты уже не реализуются локально, а включают кросс-дивизиональные команды, в которых необходимо выстраивать взаимоотношения, договариваться, быть лидером, действовать как собственник, уметь давать и получать эффективную обратную связь», — поддержал его президент Schneider Electric в России и странах СНГ Йохан Вандерплаетсе.
Непрерывность образования
Актуальность развития новых навыков и компетенций под потребности крупных промышленных компаний и трансформация образа современного работника стала темой отдельного обсуждения на панельной дискуссии. Современным предприятиям уже не нужен только механик или энергетик. Главное условие — это многопрофильность специалиста и цифровизация его рабочего места. «Любой сотрудник сегодня должен понимать, как его результат увязан с деятельностью других коллег смежных подразделений, в целом всего предприятия и, конечно, с экономикой, — отметил в своем выступлении генеральный директор СИБУРа Михаил Карисалов. — Сегодня специалист индустриальной компании выступает в роли не только исполнителя, но и многопрофильного менеджера интеллектуального и цифрового производства».
В этой связи остро встает вопрос о необходимости так называемого непрерывного образования, ставшего сегодня новым трендом. «У нас время так быстро меняется, задачи так быстро меняются, что рассчитывать на то, что один раз нас научили — и после этого мы всю жизнь будем готовы давать хорошие результаты, очень смешно, — говорит помощник президента РФ Андрей Фурсенко. — Вот эту привычку надо вырабатывать. При этом должна быть нацеленность не на процесс, а на результат. Если ты хочешь добиться результата, ты понимаешь, что на каждом этапе тебе надо узнавать что-то новое. Поэтому вопрос понимания будущего на самом деле как раз заставляет нас принципиально менять систему обучения». При этом очень важно, по мнению ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, чтобы студенты и аспиранты понимали, какие у них есть возможности самореализации в будущем. Это те параметры, которые как раз определяют качества и компетенции завтрашнего управленца.
Сегодняшнее время нехарактерно для всех предыдущих периодов, отметили участники дискуссии. Во-первых, достаточно быстро меняются технологии, и сам темп изменений сильно вырос. Во-вторых, человек все активнее перемещается на технологически более оснащенные позиции. «Мы все говорим и про роботизацию, и про автоматизацию, это достаточно известные тренды, и они в значительной степени предопределяют рабочее место, — говорит генеральный директор Союза «Молодые профессионалы» Роберт Уразов. — Если все это вместе складывать, получается, что требования к подготовке специалиста тоже сильно поменялись. Человек, который сейчас работает на оборудовании, это и рабочий, и инженер, и частично предприниматель. И вот эта сложная спайка разного типа умений, практик, компетенций и образования фактически вынуждает менять систему профессионального образования и образования в целом».
Комфортные города
О вызовах сегодняшнего дня, стоящих перед регионами, рассказал губернатор Тюменской области Александр Моор. «Один из главных вызовов регионального уровня управления — это вызов в целом конкуренции за человеческий капитал между регионами. И здесь важно создание условий для того, чтобы наши талантливые молодые люди, наши талантливые дети, живущие в регионе, не уезжали, а имели возможность получить вот это бесшовное образование, нарастить свои компетенции, получили возможность для своей самореализации, в первую очередь профессиональной, — подчеркнул губернатор. — И второе направление — это создание территории, комфортной для того, чтобы сюда приезжали талантливые люди из других регионов». По его словам, в Тюменскую область в последние годы приезжает примерно 20-25 тысяч человек в год из других регионов. И ключевые факторы в принятии такого решения о переезде — это детские сады, школы, образование, работа и комфортные города, в которых много разных нужных людям активностей.
«Очень важно, чтобы в регионе были не просто крупные работодатели, а современные компании, в которых интересно было бы работать, наличие которых уже является сильным мотиватором для людей получать хорошее образование, — отметил Александр Моор. — Мы уже конфигурацию сложили образовательной экосистемы для любого молодого человека, у которого есть желание, потенциал и талант двигаться в этой системе вверх». Глава региона напомнил, что в рамках комплексной программы развития городской среды «Тобольск-2020» уже построено и реконструировано около 40 объектов инфраструктуры, в том числе школы, детские сады и спортивные комплексы. Теперь здесь появился и образовательный центр, который станет местом притяжения молодых специалистов. А наличие таких работодателей, как «Сибур», повышает мотивацию молодежи к получению качественного образования.