Окко Спорт дает российским фанатам уникальную возможность следить за Английской премьер-лигой (АПЛ) и Главной лигой футбола (MLS), а с 1 января начнет транслировать еще и турниры Bellator. Технический директор Окко Спорт Алексей Голубев рассказал «Ленте.ру» о запуске сложных проектов с нуля, влиянии пандемии коронавируса на работу сервиса и главных трендах спортивного вещания.
«Трудностей было предостаточно»
«Лента.ру»: С какими трудностями столкнулась команда разработчиков Окко Спорт во время запуска? Как удалось справиться?
Алексей Голубев: Признаться честно, трудностей было предостаточно. Главные — ограниченность ресурсов и неизбежность дедлайна. В январе 2019 года у Окко, еще без «Спорт», был план по развитию киносервиса. Покупка эксклюзивных прав на трансляции АПЛ в апреле заставила нас перегруппироваться и за 3,5 месяца командой в 40 человек создать практически с нуля спортивный продукт, аналогов которому не было на российском рынке. Кажется, что 40 человек — это много, но и фронт задач был огромным: придумать сам продукт, разработать дизайн, запустить предпродажу сезонной подписки, создать полноценные спортивные разделы внутри приложений на SmartTV, Playstation, Android TV, Apple TV, iOS, Android, на web-сайте. Все это требовало разработки сервисов бэкенда, построения кластера подготовки live-сигнала и интеграции с телевизионной продакшен-командой.
Обычно есть несколько сроков запуска проекта, на каждом уровне менеджмента добавляются свои дни или недели на риски, так что дата запуска может немного сдвигаться. У нас такой возможности не было. 9 августа 2019 года матч «Ливерпуля» с «Норвичем» состоялся бы вне зависимости от готовности Okko Спорт, поэтому вопрос о сдвигах дедлайна не стоял.
В чем вообще основная техническая сложность создания подобных проектов с нуля?
Их две. Первая — взрывная нагрузка в дни больших игр. Причем речь идет даже не о раздаче самого сигнала, а о входе в сервис и оплате трансляции. Приоритет платежных сервисов — безопасность и надежность, и подавляющее большинство банков или платежных систем не справляются с такой нагрузкой. К сожалению, на первых больших матчах были сложности и перегрузки, в том числе и на тех сервисах, за которые несет ответственность наша команда. Какие-то части системы мы просто не успели расширить из-за недостатка времени и ресурсов. Но мы учились на своих ошибках и к каждой следующей большой игре были лучше и сильнее. Как игроки «Ливерпуля», выигравшего в итоге чемпионат.
Вторая сложность заключается в проектировании пути доставки сигнала, в нашем случае из Англии, и построении стыка телевизионного продакшена с серверами для подготовки сигнала к раздаче через интернет. Ведь у нас русские комментаторы, партнерские вставки, русская графика. Сначала казалось, что эта задача уже многократно решена, но когда стало понятно, что для премиального сервиса необходима возможность запускать до десяти одновременных стримов, высокие битрейты, качество 25/50 FPS, DRM-защиту, качественный деинтерлейс и прочие важные функции и характеристики, то выяснилось, что никто на рынке не готов выполнить это «под ключ». Поэтому мы погрузились в эту историю с головой, вспомнили, что такое SDI, разобрались в матрицах, синхронизаторах и мультивью и построили дом из качественных «кирпичиков», частично собственного производства, частично партнерских.
Следующий непростой этап — весна, пандемия коронавируса. В чем была причина задержки технологических обновлений? И какой был выход из ситуации?
Если говорить про Оkko Спорт, то ажиотаж еженедельных прямых трансляций исчез, и, пока футбол был на паузе, мы спокойно занимались продуктовой разработкой. Также спортивная команда помогла построить и организовать чисто «карантинное» направление — прямые трансляции онлайн-концертов поп- и рок-звезд.
Если говорить о сервисе Окко в целом, то, на мой взгляд, несмотря на то, что все инженеры всегда готовы и умеют работать удаленно, переход на 100 процентов на этот формат работы вначале несколько затормозил все процессы. Одно дело, когда люди периодически работают из дома, но знают о необходимых встречах в офисе, и совсем другое, когда абсолютно все сидят по домам. Поначалу был явный переизбыток звонков в Teams, Zoom и прочих сервисах для решения рабочих вопросов. Постепенно мы подстроили все процессы под удаленку.
Параллельно происходил рост команды в Окко, наем новых сотрудников. Их адаптация в режиме онлайн отнимала больше времени, чем планировалось. При этом я бы не сказал, что были какие-то задержки по технологическим или продуктовым обновлениям. Мы осознанно в 2020 году на некоторых платформах выбрали путь полного обновления клиентского опыта, занялись разработкой новых клиентов, например, для Smart TV, который был выпущен пару недель назад. В остальном мы шли в рамках годового плана.
Расскажите подробнее, как Окко Спорт готовился к росту трафика из-за карантина?
В начале нерабочих дней все крупные онлайн-игроки переживали по поводу потенциального роста трафика, даже поступали предложения снизить качество видео с FullHD до HD. Карантин начался в марте, всего через три месяца после новогодних праздников, во время которых мы традиционно ожидаем сверхвысокие нагрузки. Причем речь шла не только о традиционном росте просмотра кино и сериалов, но и о взрывных всплесках нагрузки во время игр АПЛ, ведь игры начались уже 1 января. У нас довольно мощный кластер раздачи контента собственной разработки, дополнительно есть возможность делиться трафиком с партнерскими CDN. В новогодние праздники система показала свою эффективность, она справилась и с еще более высокими нагрузками во время карантина.
Мы долгие годы растили бизнес и стремились как раз к увеличению аудитории, всегда опережали реальность. Увеличение нагрузки для нас не проблема, а жизнь. Очередной всплеск ждем опять перед Новым годом — мы ждем большие киноновинки, а также традиционный английский футбольный марафон Boxing Day.
«Футбол в сверхвысоком разрешении выглядит потрясающе»
Какие технологии вещания наиболее актуальны в российских реалиях? Почему?
Не вижу особой разницы между российскими реалиями и мировыми. В России проникновение интернета, наверное, пониже в среднем, но зато его качество и пропускная способность точно выше. Привычка смотреть линейное телевидение есть и в странах, занимающих передовые позиции в области ОТТ-сервисов. Просто за счет продвижения этих сервисов, а также из-за переноса части контента только в ОТТ, на Западе это направление уже набрало популярность. А у нас рынок только формируется и продолжает расти, хотя и в хорошем темпе. Ну и, конечно, менталитет, низкий доход населения и привычка не платить, а потреблять пиратский контент — все это тормозит развитие интернет-вещания.
Тем не менее растущая популярность онлайн-кинотеатров говорит о том, что все больше людей готовы платить за удобство сервиса (согласно исследованиям рынка, в первой половине 2020-го выручка Okko выросла на 127 процентов — прим. «Ленты.ру»). Что касается передовых технологий для прямых трансляций, в мире много говорят о кодировании с низкой задержкой и доставке за 2-3 секунды от источника сигнала, но пока все это работает только для сферического коня в вакууме. Слишком много всего надо поменять по пути от камеры на стадионе до человека с мобильным телефоном где-нибудь в деревне.
Скоро мы покажем трансляции АПЛ в качестве 4K. Футбол в сверхвысоком разрешении выглядит потрясающе.
Что самое сложное в запуске онлайн-трансляций сверхвысокой четкости? Требует ли отдельного, постоянного внимания разработчиков поддержка этой функции?
Начну с последнего вопроса. Как сказал один из выпускающих режиссеров редакции Оkko Спорт: «Спортивные трансляции — это трансляции "на бегу"». С момента запуска АПЛ в прошлом году не было, наверное, ни одного тура, который бы не требовал внимания: то сигнал не подадут, то плата в SDI-матрице зависнет, то в карточке что-то нестандартное опубликуется. Прямые трансляции, особенно спортивные, требуют внимания абсолютно всегда, а также умения принимать решения и выполнять действия за секунды. Нужно всегда держать руку на пульсе. Трансляции в формате сверхвысокой четкости не исключение. Основной сложностью для их запуска является необходимость иметь гораздо более производительное и современное оборудование как в области продакшена, так и в области подготовки сигнала для ОТТ-раздачи. Не зря же разрешение называется 4К — это 4 FullHD картинки, а значит, требуется в четыре раза больше мощности для кодирования и в четыре раза больше денег для производства.
Каковы перспективы современных площадок, предоставляющих доступ к спортивным трансляциям? Как они будут развиваться?
Мне кажется, спорт должен уходить в ОТТ, а телевидение должно остаться только для каких-то супербольших событий — таких как Олимпиада. Но для базового потребления как прямых спортивных трансляций, так и массы контента вокруг нужно использовать интернет. Персонализация и рекомендации, а также возможности интернет-трансляций, вроде перемотки назад, разметки лучших моментов, дадут пользователям возможность настроить такие сервисы под себя, фокусируясь не только на любимых видах спорта или командах, но и на конкретных спортсменах или типах событий.
Скажем, кто-то любит смотреть, как получают красные карточки в футболе. При этом некоторые большие корпорации сейчас идут по пути так называемых суперприложений, когда в одно мобильное или Smart TV-приложение или на один web-сайт пытаются заложить все, что может когда-нибудь понадобиться человеку. Мне кажется, что это тупиковый путь. Он кажется правильным маркетингу, но с точки зрения пользователя он неудобен. Он затрудняет персонализацию, создает ненужный информационный шум. Даже любители разных видов спорта различаются между собой, что уж говорить о пользователях спортивных сервисов и тех, кто предпочитает другой контент.
Чего, с технологической точки зрения, не хватает таким сервисам прямо сейчас?
Если говорить про профессиональный контент, то я бы сказал, что не хватает полноценного «облачного» продакшена с возможностью сведения звука, накладки графики и другими функциями такого рода. Безусловно, какие-то сервисы и продукты есть, но собрать из них полноценное решение невозможно.
Какие виды спорта имеют наибольший потенциал в рамках ОТТ-сервисов в России? Что, кроме футбола, представляет интерес для Окко?
С 1 января Okko будет эксклюзивно показывать в России турниры Bellator. Мы планируем и дальше расширять список трансляций такими продуктами, которые раньше пользователи не могли посмотреть даже у пиратов. Другие виды спорта тоже рассматриваем, но нам важно, чтобы изначально это был качественный продукт. Ну или чтобы мы понимали, как доработать его до премиального уровня. И конечно, надо учитывать интерес российского болельщика и часовые пояса. Американцы делают суперкачественные продукты в своих лигах с точки зрения телевидения, но для России это не всегда подходит.