Новости партнеров
Прослушать статью

Новый вираж

Об олимпийской велотрассе в Крылатском

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Велотрасса в Крылатском протяженностью 13,5 километра — уникальный спортивный объект, построенный к Московской Олимпиаде 1980 года. С 2003 года это легендарное олимпийское наследие находится в частных руках, за все эти годы она ни разу капитально не ремонтировалась, как спортивный объект не развивается, на трассе отсутствует инфраструктура, необходимая для тренировок профессионалов и любителей. Недавно Telegram-канал «Экономика Москвы» сообщил, что столица намерена вернуть пришедшую в упадок велотрассу «Крылатское», чтобы вновь сделать ее удобной для профессионалов и любителей. О прошлом, настоящем и будущем олимпийской велотрассы в Крылатском — в материале «Ленты.ру».

История легендарного кольца

Раньше на этом месте в Крылатском находились каменоломни, но перед Олимпиадой 1980 года здесь насыпали искусственные склоны и построили спортивные объекты — велодорогу, велотрек, гребной канал, поле для стрельбы из лука. Олимпийская кольцевая велотрасса появилась на Крылатских холмах в 1979 году по заказу Всесоюзного центрального совета профсоюзов, для ее строительства сровняли с землей две деревни и птицефабрику.

На Олимпиаде-80 на этой сложной и живописной трассе в групповой гонке победил советский велогонщик Сергей Сухорученков. В последующие годы на этой трассе проводили чемпионат Европы, молодежный чемпионат мира, этапы ежегодной многодневки «Пять колец Москвы», чемпионаты России и другие гонки. В настоящее время это единственная трасса в России, которая отвечает техническим требованиям Международного союза велосипедистов (UCI).

После распада СССР трассой по наследству владела Московская федерация профсоюзов, которая в 2003 году передала ее компании «Лата Трэк», войдя в состав ее учредителей. В те годы это была очень популярная схема передачи общественной собственности в частные руки. В 2004-м правительство Москвы подало иск к новым владельцам, утверждая, что регистрация права собственности была незаконной, а трасса принадлежит городу. Но суд проиграло.

Олимпийский объект в частных руках

Этот иск Московского правительства был первым, но далеко не последним за прошедшие 16 лет, в течение которых предпринимались попытки вернуть уникальную велотрассу в собственность города. Все эти годы вокруг этого объекта кипели горячие споры. В марте 2017 года жители Крылатского создали петицию против строительства на Крылатских холмах, обвиняя «Лата Трэк» в проведении незаконных строительных работ, она собрала не менее пяти тысяч подписей. В начале 2018 года юриста Валентина Карелина, одного из основателей районного движения «Спасем Крылатские холмы», члены которого обвиняли «Лата Трэк» в незаконной вырубке деревьев, изменении природного рельефа и ограничении доступа на территорию, избили неизвестные. Он обвинил в причастности к случившемуся «Лата Трэк».

В последние несколько лет москвичи продолжают засыпать правительство Москвы жалобами на действия спортивно-экологического комплекса «Лата Трэк», обвиняя компанию в ограничении доступа на территорию природно-исторического парка «Москворецкий», где проходит велодорога, в размещении здесь торговых объектов, не соответствующих статусу территории, в незаконной вырубке деревьев и стихийном асфальтировании. В своих обращениях жители Москвы требуют расторгнуть договор аренды с СЭК «Лата Трэк», обеспечить беспрепятственный доступ на территорию парка и его благоустройство.

Обследовав земельный участок, арендуемый «Лата Трэк», государственная инспекция по недвижимости выявила многочисленные очаги захламления строительным и бытовым мусором, бытовой городок и тентно-каркасные павильоны, а также незаконное асфальтирование. На этом земельном участке расположены парковые дорожки, которые не отвечают требованиям к велодороге из-за утраты части элементов и являются территорией общего пользования, входят в инфраструктуру парка. В связи с этим правительство Москвы и Департамент городского имущества обратились в Арбитражный суд Москвы с требованием признать отсутствующим право собственности СЭК «Лата Трэк» на кольцевую велодорогу.

Но «Лата Трэк» для защиты лакомого куска собственности начал информационную кампанию, установив в 2018 году вдоль трассы информационные щиты, сообщавшие о намерениях властей уничтожить велодорогу, хотя ни о чем подобном в московском правительстве не говорили и не думали.

В результате в июле 2020 года в Москве прошла акция в поддержку велотрассы в Крылатском, участники которой «обняли» велотрассу, в ходе массового велопробега-тренировки замкнув сквозное живое кольцо через Большое и Малое ее кольца. Причем и участники акции, и представители Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) неоднократно заявляли, что права собственности их не интересуют, а выступают они за сохранение велодороги, где можно было бы тренироваться профессиональным велогонщикам и любителям.

В ФВСР считают, что из кольцевой велотрассы можно сделать мегапроект как для спортсменов, так и для горожан. Но реализация подобного проекта возможно только при активном участии московских властей, а договориться с ними нынешний собственник не может или не хочет.

В настоящее время велотрасса в Крылатском выглядит сильно запущенной: она капитально не ремонтировалась с 1979 года, трековое покрытие изношено, отсутствуют меры безопасности, нет инфраструктуры для спортсменов — раздевалок, камер хранения, медпунктов, точек общепита. А на территории появились объекты самостроя, нарушающие границы велотрека.

Полноценный спортивный объект

Велотрасса в Крылатском еще и самая безопасная как для тренировок, так и просто для катания на велосипеде, поскольку на ней нет автомобильного движения. Поэтому информация Telegram-канала «Экономика Москвы» о том, что столичные власти намерены вернуть в собственность города велотрассу «Крылатское», находящуюся в настоящее время в неудовлетворительном состоянии, чтобы защитить и развивать ее как полноценный спортивный объект, обрадовала многих любителей велоспорта. Ведь в этом случае трасса не только не исчезнет, как пугали, но и будет капитально отремонтирована и снабжена необходимой инфраструктурой. Все спортивные московские объекты последних лет, среди которых тоже есть уникальные, — тому свидетельство.

17 ноября на заседании комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике заместитель руководителя департамента спорта Москвы Светлана Канищева рассказала, что московские власти ведут переговоры с собственником велотрека в Крылатском, еще одного находящегося в частных руках уникального олимпийского объекта, для создания концепции единого спортивного кластера.

По словам Светланы Канищевой, «кластер в Крылатском интересен не только профессионалам спорта, но всем москвичам, ведущим активный образ жизни. Однако создание единого спортивного кластера осложняется неоднородностью правовых основ на те или иные объекты. Необходимо привести в соответствие интересы всех сторон. Сейчас для формирования единой концепции крупного спортивного кластера ведутся переговоры с собственником трека».