На днях в Минске был жестоко избит главный белорусский вор в законе Александр Кушнеров, известный в криминальных кругах как Саша Кушнер, или Пальто. После такого публичного унижения воровской титул Кушнерова, как и его лидерские позиции в преступном мире страны, оказался под большим вопросом. В то же время освободившийся из минского СИЗО №1 вор в законе Миндия Горадзе (Лавасоглы Батумский) фактически объявил себя куратором всего белорусского криминала, посягнув на «трон» Кушнера. О том, почему главный белорусский вор потерял власть и что это означает для его противников и союзников, «Ленте.ру» рассказала редактор информационного агентства (ИА) «Прайм Крайм» Виктория Гефтер.
«Лента.ру»: Нападение на вора в законе — серьезный инцидент для криминального мира. Что известно о происшествии с Кушнером?
На Кушнера напали в воскресенье, 17 января, когда он вместе с женой выгуливал собаку во дворе собственного дома. Несколько человек жестоко избили его ногами и железными прутьями. Известно, что руководил нападавшими некто Александр Шульберт (Шульц) — криминальный авторитет, претендующий на воровской титул.
Чтобы доказать, что побои получил именно Кушнер, нападавшие сняли весь процесс на видео. Как говорили очевидцы, у потерпевшего при себе был нож, но воспользоваться им он не успел. А когда Кушнера начали избивать, он якобы крикнул жене, чтобы та вызвала милицию. Для вора в законе любой контакт с властью, а тем более с правоохранительными органами, считается нарушением кодекса и основанием для лишения титула.
Вообще, Шульц давно угрожал Кушнеру: основанием для этого были несправедливые, по его мнению, решения вора в законе, которые тот «по произволу» принимал в отношении и самого Шульберта, и других криминальных авторитетов.
Как Кушнер стал главой белорусского криминала?
Саша Кушнер — бывший штатный киллер организованной преступной группировки (ОПГ) Сергея Морозова [банда получила печальную известность из-за похищений бизнесменов в Гомельской области в 90-х годах — прим. «Ленты.ру»]. Он был коронован в 2011 году кланом Аслана Усояна [Деда Хасана, по данным следствия, на тот момент — лидера преступного мира России].
Кушнер был коронован в противовес двум белорусским ворам в законе Александру Тимошенко (Тимохе) и Дмитрию Галееву (Галею), которые примкнули к оппонентам Деда Хасана из числа грузинских воровских кланов. Покровителем Кушнера стал теперь уже бывший заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД Белоруссии Владимир Тихиня.
Их совместными усилиями Тимоха, Галей, четыре вора в законе, коронованные ими в Дубае, а также добрая половина уголовного мира Белоруссии была причислена к «нечисти» при помощи «прогонов» [воровских посланий], а тот криминал, который остался, единолично возглавил Саша Кушнер.
Однако, несмотря на поддержку силовиков, Кушнер постоянно испытывал острый дефицит признания со стороны воровского мира
Так, сразу после коронации титул Кушнера оспорили многие грузинские воры в законе, например, Бадри Когуашвили (Кутаисский), Гурам Чихладзе (Квежоевич) и Кахабер Парпалия (Каха Гальский), но тогда конфликт удалось уладить придя к некоему компромиссу. Позже воровские полномочия Кушнера вновь приостановил вернувшийся из Испании Захарий Калашов [Шакро Молодой — по данным следствия, нынешний лидер российского криминала].
Фактически называться вором в законе Кушнер мог только в окружении Надира Салифова [Гули, главный вор Азербайджана, — убит киллером в Турции 20 августа 2020 года], который к нему благоволил и помогал держаться на плаву.
Получается, началом конца для Кушнера стало убийство Гули?
Нет. Черная полоса, которая в итоге привела к расправе, началась у Кушнера в позапрошлом году: тогда он испортил отношения со своими же приближенными, криминальными авторитетами Немцем, Додой и Шульцем. Вор в законе боялся их роста, оттолкнул от себя и попытался дискредитировать в глазах братвы.
В ответ Шульц пообещал поквитаться с Кушнером и стал готовить покушение. А милиция, понимая всю серьезность его намерений и опасаясь большой криминальной войны, отправила Шульца за решетку, подбросив оружие и наркотики. Кушнер полагал, что Шульц будет сидеть долго, но по амнистии, объявленной президентом Лукашенко, ему скостили срок, и он вышел уже через год. Ну и доказал, что за свои слова отвечает.
Чем вообще интересен этот Шульц?
Шульц последовательно идет к своей цели — стать вором в законе. Он хорошо зарекомендовал себя в заключении, отбывая срок в тюрьме в Могилеве, и стал «смотрящим» за исправительно-трудовой колонией (ИТК) в городе Ивацевичи. Шульц стал «смотрящим» от Кушнера за всей Белоруссией, позже его сменил криминальный авторитет Богдан. Но в 2019 году, когда у Кушнера начался конфликт с Немцем и Додой, Шульц встал на их сторону.
Сообща они сумели настроить братву против Кушнера — а тот в отместку написал по Шульцу «прогон» и объявил его крысой за якобы утаенные 100 долларов. Вообще, писать обличительные воровские «прогоны», зачастую необоснованные, — это излюбленный способ Кушнера избавляться от неугодных.
Между тем грузины пообещали Шульцу воровской титул за «решение вопроса» с Кушнером — и оно состоялось. Причем кандидатура Шульца устраивает всех: и Шакро Молодого с Бадри Кутаисским, и сухумский и кутаисский воровские кланы во главе с Мерабом Джангвеладзе (Сухумским) и Тариэлом Ониани (Таро).
Дело в том, что ни у кого из воров в законе первой величины Кушнер популярностью не пользуется. А у Шульца для достижения цели есть все — и качества, и связи, и средства. Правда, его воровской титул будет во многом зависеть от позиции 39-летнего грузинского вора в законе Миндии Горадзе (Лавасоглы Батумский), который объявил себя внешним куратором преступного мира Белоруссии.
Какие были основания у Лавасоглы, чтобы претендовать на такие полномочия?
Лавасоглы — первый из посторонних воров, кто взялся исправить существующее положение в Белоруссии, где в преступном мире царила неразбериха и междоусобица, а братва была разделена на сторонников Кушнера, с одной стороны, и Галея с его дубайскими «крестниками» — с другой.
Лавасоглы провел полгода в минском СИЗО №1 и хорошо запомнился тюремщикам своей принципиальностью: в частности, он дважды в знак протеста зашивал себе рот. Параллельно вор в законе разбирался в том, что творится в преступном мире Белоруссии, и нашел по-своему гениальный способ прекратить все разногласия.
Он объявил себя единственным вором в законе страны, а Кушнера и его оппонентов — не ворами. В частности, претензия Лавасоглы к Галею и «дубайцам» заключается в том, что они никак не проявляют себя в своем воровском качестве.
Так, в СИЗО №1 Лавасоглы находился вместе с одним из «дубайцев», Олегом Герасимовичем (Муму), попавшим за решетку из-за поножовщины в казино «Венеция» в Орше. Но Муму не представился Лавасоглы как вор в законе. О том, с кем он сидит, грузинский авторитет узнал от Александра Позняка, приближенного к Муму.
В окружении Муму Позняк являлся основной ударной единицей и отвечал за силовой блок
В частности, он собственноручно порезал лицо лидскому «смотрящему» от Кушнера Титу. Но теперь Позняк стал белорусским «положенцем» Лавасоглы, в то время как его новый босс покинул страну после освобождения из СИЗО.
Сегодня все решения белорусских криминальных авторитетов уже согласуются с Лавасоглы и принимаются с его ведома. А со всеми, кто считает ворами в законе Кушнера или «дубайцев», новый лидер преступного мира Белоруссии готов разговаривать очень жестко.
То, что избиение Кушнера совпало с возвышением Лавасоглы, — случайность или нет?
Думаю, это закономерность. В воровском мире ценятся не слова, а поступки. После того как Лавасоглы показал, что доверяет Позняку, и сделал его своим «положенцем», Шульцу надо было громко заявить о себе — тем более, что от него все этого ждали. И он устроил нападение на бывшего босса, ставшего врагом.
Что касается белорусских силовиков, которые раньше прикрывали Кушнера, то Лавасоглы, конечно, для них не был подарком. Но они будут работать с тем, кто выдвинется в преступном мире по факту.
Какое будущее теперь ожидает Кушнера?
Сейчас Кушнер отрицает, что его побили, — об этом он сообщил дружественным ворам из бывшего окружения Гули, Владимиру Жураковскому (Вове Пухлому), Нико Дгебуадзе (Нике Гагринскому) и Роману Дмитриеву (Роме Ставропольскому).
При этом, следуя логике Кушнера, если Шульц утверждает обратное, значит он поднял руку на вора в законе и является «сукой». Для вора в законе избиение фактически означает потерю воровского статуса. А значит, по Шульцу будет вынесено соответствующее решение (по негласным законам преступного мира избиение вора в законе карается смертью — прим. «Ленты.ру»).
Неужели никто из белорусских криминальных авторитетов не попытался дать отпор Лавасоглы?
Лавасоглы поменял всех ставленников Кушнера сразу после того, как попал в минское СИЗО №1, при этом смена власти прошла тихо: Кушнер решения грузинского вора в законе не оспаривал. Что касается «дубайцев» — оппонентов Кушнера, — то вообще никто из них не отличается решительностью и инициативой. Поэтому Лавасоглы и запретил им называться ворами в законе, а об их «крестном отце» Галее и вовсе сказал забыть.
Каким воровским кланам выгодно возвышение Лавасоглы?
Он ориентирован на сухумский и кутаисский воровские кланы во главе с Мерабом Джангвеладзе и Таро. Кроме того, тот же клан будет иметь сильное влияние на Шульца и Позняка в случае, если кто-то из них станет вором в законе. А они — наиболее вероятные кандидаты на этот титул от белорусского криминала.
При этом Шульцу воровской титул уже был обещан, если он разберется с Кушнером, — и теперь грузины должны сдержать свое слово
По моим данным, Шульцу после нападения уже звонили и Лавасоглы, и вор в законе Мераб Бахия (Баха-Баха), и другие воры, которые выражали ему свою поддержку и одобрение.
Интрига заключается в том, каким образом грузинам удастся обойти запрет на новые коронации воров в законе, введенный Шакро Молодым, если сам Шакро не сделает для Шульца исключение.