Спустя 12 лет после заказного убийства знаменитого вора в законе Вячеслава Иванькова, известного в криминальных кругах как Япончик, в Москве вынесен первый приговор по этому делу. Каху Газзаева — рецидивиста-домушника — приговорили к 14 годам лишения свободы. Именно Газзаев передал киллеру снайперскую винтовку, из которой он застрелил Япончика. Вскоре перед судом предстанут и другие соучастники, однако исполнитель и заказчик преступления до сих пор в бегах. Подробности того, как было раскрыто одно из самых громких преступлений нулевых, — в материале «Ленты.ру».
Вечером 28 июля 2009 года, когда вор в законе Япончик выходил из московского ресторана «Тайский слон», неизвестный открыл по нему огонь. Пуля попала криминальному авторитету в живот. Охранники тут же затащили его обратно в ресторан и вызвали скорую помощь.
Вячеслава Иванькова экстренно госпитализировали в отделение реанимации Боткинской больницы. Ранение оказалось сквозным: пуля в пяти местах повредила тонкий кишечник, врачи оценивали состояние Япончика как крайне тяжелое. После экстренной операции пациента ввели в искусственную кому.
Япончик оставался в больнице до осени 2009 года, и все это время врачи пытались его спасти. В ночь на 14 сентября Иваньков пережил клиническую смерть. У него начался перитонит, и, несмотря на все усилия врачей, 9 октября 2009 года Япончик скончался.
Между тем задержать киллера по горячим следам не удалось. Лишь через несколько часов после покушения на Япончика следователи нашли место, где прятался убийца: это была припаркованная напротив ресторана «Газель». Внутри лежали снайперская винтовка Драгунова с оптическим прицелом и одежда.
Выстрелив в Япончика, киллер стер отпечатки пальцев с оружия, вышел из «Газели» и скрылся незамеченным. Криминалисты, осмотрев машину, нашли отверстие, через которое стрелок вел прицельный огонь по Иванькову, не выставляя ствол винтовки наружу.
Несмотря на то что убийца действовал профессионально, на оружии остались следы его пота в том месте, где он щекой касался приклада. Следы потожировых выделений оказались и на оставленной одежде. Но в те времена экспертиза по выделению геномного кода из таких улик стоила десятки тысяч долларов, поэтому ее не проводили.
Код домушника
Найденные на месте убийства Япончика следы законсервировали. К делу об этом преступлении следователи вернулись лишь в 2018 году.
Специалисты провели экспертизу и выделили геномный код: к тому моменту это стало существенно дешевле
Именно современные средства криминалистики и возможности молекулярной генетики позволили следователям выйти на след убийц Япончика: об этом заявлял заместитель председателя Следственного комитета России (СКР), генерал-лейтенант юстиции Ростислав Рассохов.
По его словам, преступники тщательно соблюдали меры конспирации и предусмотрели все, чтобы уйти от ответственности, поэтому раскрыть убийство Вячеслава Иванькова по горячим следам не удалось во многом из-за несовершенства техники. Между тем в феврале 2020 года появилась информация, что в деле о расстреле вора в законе есть первый фигурант.
Проверка геномного кода с места расстрела Япончика показала, что он совпал с данными 39-летнего рецидивиста Кахи Газзаева, который с 2017 года находился в колонии. Как выяснилось, вор-домушник Газзаев из Цхинвала отбывал срок за хищение восьми зубных коронок, три из которых были золотыми.
Рецидивист за считаные секунды мог вскрыть любой дверной замок и крал в основном ювелирные изделия и деньги.
Газзаев был осужден в 2016 году в особом порядке на один год за крупную квартирную кражу
Через два года ему дали пять лет колонии строгого режима за кражу из семи квартир: эти преступления вскрылись уже тогда, когда домушник отбывал наказание в Самарской области. Когда следователи узнали, что Газзаев может быть причастен к убийству Япончика, его этапировали в Москву и поместили в спецблок СИЗО «Матросская Тишина».
По следам убийц
Вскоре после того, как Каху Газзаева этапировали в столицу, оперативники задержали криминального авторитета Муртаза Шаданию. В преступных кругах он был известен как ломщик — мошенник, промышлявший в Южном порту Москвы.
Показания и на Шаданию, и на Газзаева дала женщина по фамилии Ованесова. Впрочем, адвокаты обвиняемых поспешили назвать ее сомнительным источником информации и заявили, что она якобы наркоманка и отбывает срок. Между тем, по версии следствия, именно Газзаев достал для киллера снайперскую винтовку.
В момент покушения на Япончика он был на месте преступления и наблюдал за прилегающей территорией
Муртаз Шадания, как считают в СКР, довез оружие до окрестностей ресторана «Тайский слон» и там передал киллеру, спрятавшемуся в автомобиле «Газель», припаркованном возле заведения.
А 7 мая 2020 года Басманный районный суд Москвы арестовал 54-летнего предпринимателя Джамбула Джанашию — нового фигуранта дела об убийстве Япончика.
По версии следствия, он неоднократно выезжал совместно с другими обвиняемыми к ресторану «Тайский слон», где впоследствии и был застрелен Вячеслав Иваньков. Там Джанашия вел скрытое наблюдение за авторитетом. В день убийства он присутствовал на месте преступления и обеспечивал связь исполнителей убийства с организатором.
Последним в СКР считают вора в законе Илью Симонию (Махо), который пошел на убийство Япончика ради передела сфер влияния в преступном мире.
По данным следствия, именно Симония создал преступную группировку из своих знакомых, которые несколько месяцев следили за Иваньковым
Заговорщики устанавливали привычки, контакты и маршруты передвижения Япончика. Они выяснили, что вор в законе часто посещает ресторан «Тайский слон» и подобрали удобное место для стрельбы недалеко от заведения. После этого сообщники купили автомобиль «Газель» и мобильные телефоны для связи, а на 28 июля 2009 года запланировали преступление.
Абхазский след
В день преступления Каха Газзаев, Муртаз Шадания, Нугзар Папава и Джамбул Джанашия прибыли к ресторану и стали вести наблюдение за Иваньковым. Когда вор в законе выходил из ресторана, киллер Астамур Бутба несколько раз выстрелил в него. В это время Папава находился в другой угнанной машине и прикрывал отход напарника.
У Папавы наготове был автомат Калашникова, чтобы при необходимости открыть огонь по преследователям киллера Бутбы
Выполнив заказ, Папава и Бутба уехали из России в Абхазию и до сих пор находятся там. При этом у обоих фигурантов есть как российское, так и абхазское гражданство.
14 января 2021 года Басманный суд Москвы вынес решение об их заочном аресте. Папаве и Бутбе также заочно предъявлено обвинение в убийстве, совершенном группой лиц, и незаконном обороте оружия.
Как сообщили «Ленте.ру» в прокуратуре Абхазии, Папава был задержан в республике в 2020 году по обвинению в похищении гражданина Абхазии, и сейчас его судят на территории страны. Он находится под домашним арестом по состоянию здоровья. Что касается Бутбы, то месяц назад его задержали за налет на местный банк и отправили в СИЗО.
Следователи из Москвы уже приезжали в Абхазию, чтобы допросить Папаву и Бутбу по делу об убийстве Япончика. После завершения расследования в России материалы в отношении обоих фигурантов направят в Абхазию, чтобы там они предстали перед судом за расстрел вора в законе. Как напомнили в прокуратуре Абхазии, республика не выдает своих граждан.
«Кто был его покровителем, остается загадкой»
Мотивом убийства вора в законе Япончика стала личная неприязнь к нему Ильи Симонии, заявлял генерал-лейтенант юстиции Ростислав Рассохов.
Конфликт между ними [Махо и Япончиком] начался еще в 1980-е годы прошлого века, когда оба отбывали наказание в колониях Иркутской области
Махо — очень известный человек в криминальном мире, у него был давний конфликт с Япончиком и, конечно, он был заинтересован в его смерти. Об этом «Ленте.ру» рассказал криминалист, подполковник милиции в отставке Михаил Игнатов. По его словам, Махо был вором в законе еще с советских времен.
Махо был правильным вором старой формации: он соблюдал все традиции, обычаи и понятия воровского мира. К нему претензий в этом плане не было и быть не могло. Махо вел себя как человек, который выбрал этот путь
Махо и Иваньков пересеклись в тулунской колонии. Симония тогда был «смотрящим» за зоной, но заехавший на зону Япончик его не признал. При этом многие заключенные поддержали именно Иванькова в этом конфликте. Он сам вел себя в колонии довольно нагло, как предписывают понятия.
Как рассказывает Михаил Игнатов, у двух криминальных авторитетов, что называется, «нашла коса на камень», а их конфликт стал затяжным.
Освободившись из колонии, Япончик сразу же уехал из России в США. При этом за то, чтобы Иваньков вышел на свободу раньше срока, ходатайствовали многие уважаемые люди. А в конце концов вор в законе попал под амнистию, объявленную президентом России Борисом Ельциным.
Япончик быстро вышел из колонии и сразу же получил заграничный паспорт, который тогда законопослушные граждане ждали месяцами. А американцы рецидивисту Иванькову сразу же визу дали, и он ускользнул. Это было и остается большой загадкой, кто именно был его покровителем и оформил все документы
Цена воровской короны
В середине 90-х Илью Симонию пригласили на сходку, где вор в законе Аслан Усоян (Дед Хасан) — лидер преступного мира России того времени — объявил ему, что с него снимают воровскую корону. Повод был формальный: якобы Махо припомнили, что он проходил в армии срочную службу, а это для вора считается недопустимым.
За это Симония подошел к Деду Хасану и ударил его по лицу. У них началась драка, и Симонию выгнали со сходки
Раскоронованный Махо затаил обиду на Япончика: он полагал, что за этим стоит именно он, поскольку Иваньков был заодно с Дедом Хасаном. Однако, несмотря на потерю воровского титула, Илья Симония по-прежнему продолжал вести свой преступный бизнес. Он заведовал борсеточниками в Москве и сам выходил воровать, за что и получил срок.
Махо понимал, что пока живы Япончик и Дед Хасан, он никогда не наденет воровскую корону обратно. Когда не стало сначала одного, а потом второго, Симония вернул себе титул
Как отмечает Михаил Игнатов, все фигуранты по делу об убийстве Вячеслава Иванькова входили в окружение Махо. Однако связь между расстрелами Япончика и Деда Хасана (последнего киллер застрелил 16 января 2013 года) была опровергнута в ходе расследования, заявлял генерал Ростислав Рассохов.
По его словам, у следствия нет информации, что обвиняемые в убийстве Япончика причастны к смерти Деда Хасана. Тем не менее Михаил Игнатов полагает, что в делах о гибели обоих воров в законе еще могут быть сюрпризы, если кто-то из криминального мира вдруг решит пойти на сотрудничество со следствием и даст показания.
«Многие клялись у его гроба, что накажут убийц»
23 апреля Савеловский суд Москвы вынес приговор Кахе Газзаеву. За соучастие в убийстве Япончика его приговорили к 11 годам лишения свободы, но с учетом предыдущих приговоров за другие преступления ему по совокупности дали 14 лет колонии строгого режима.
При этом прокурор просил для Газзаева 16 лет лишения свободы. Сам подсудимый признал вину в совершении преступления. Его дело рассматривалось судом в особом порядке, который не предусматривает исследование доказательств и допрос свидетелей.
Газзаев заключил сделку со следствием: ее условия неизвестны, но вполне вероятно, что он запросил для себя защиту на зоне. В настоящее время решается вопрос о том, чтобы его отправили в колонию с особыми условиями. Как пояснил «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах, там осужденный будет под постоянным контролем администрации.
Это нужно для того, чтобы до Газзаева не добрались люди из воровского мира. Силовики прекрасно понимают, что жизнь одного из убийц Япончика в колонии не будет стоить и гроша
По мнению Михаила Игнатова, доживет ли Каха Газзаев и другие фигуранты дела до освобождения — большой вопрос. «На зоне с такими, кто поднял руку на уважаемого человека, а тем более такого уровня, как Япончик, разбираются по-своему. Их ждет воровской суд, который наверняка решит, что они заслуживают такой же кары», — считает эксперт.
Их [фигурантов] на зоне объявят вне закона, и каждый добропорядочный арестант будет считать своим долгом их покарать — зарезать или задушить. Несмотря на то что воровские понятия сейчас чтут не так, как раньше, именно за Япончика могут отомстить. Многие ведь клялись у его гроба, что накажут убийц
Впрочем, как отмечает источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах, такая же опасность грозит и абхазам, которых следствие считает киллерами. Несмотря на то что они находятся за пределами России, мстители могут добраться до них и там: в Абхазии Япончик пользовался большим уважением. Как и на всей территории бывшего СССР.