Внедрение в России сети нового поколения 5G хотя и столкнулось с объективными сложностями, уверенно движется вперед. Дорожная карта по развитию в России мобильных сетей связи пятого поколения (5G), разработанная «Ростехом», оказалась первой, дошедшей до этапа реализации. Модель развития, предложенная госкорпорацией, стала наиболее перспективной среди тринадцати соглашений, заключенных правительством два года назад.
Когда в июле 2019 года государственные компании и корпорации заключали соглашения с правительством РФ о намерениях развивать ту или иную высокотехнологичную область экономики, еще не было известно ни о скорой смене правительства, ни о пандемии коронавируса, затронувшей все экономики мира. Поэтому неудивительно, что не все соглашения дошли до разработки дорожных карт и их утверждения.
Первым реальным воплощением тех соглашений стал проект по развитию в нашей стране собственных технологий 5G. Госкорпорация «Ростех» объявила о создании компании-вендора, которая и займется производством отечественных 5G-решений — ООО «Спектр». Председателем совета директоров «Спектра» станет директор по особым поручениям «Ростеха» Василий Бровко, курировавший проект с самого его начала, генеральным директором «Спектра» назначен Павел Смирнов, занимавший ранее должность гендиректора НИИ «Масштаб».
Под руководством Василия Бровко проект за два года был успешно доведен от стадии идеи до начала операционной деятельности, говорит гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. По его словам, реализованная в этом проекте уникальная модель организации взаимосвязанной ответственности правительства России и Корпорации может стать примером для последующего развития инструментов поддержки государственных инноваций.
Модель, о которой говорит Чемезов, — и есть тот фактор, который сделал 5G-проект лидером среди тринадцати соглашений, заключенных правительством два года назад. Перед архитекторами проекта стояла непростая задача — обеспечить эффективную и прозрачную трату государственных средств субсидии, без нагромождения бюрократических процедур, сводящих на нет любую инициативу. В итоге был создан такой дизайн организации процесса, который, по мнению руководства корпорации, может стать моделью для других подобных проектных историй, когда государство сталкивается с необходимостью вкладываться в инновационные проекты. Одним из know how этой модели стал вклад средств субсидии в уставный капитал специально созданной «Ростехом» организации, определенной ответственной за реализацию дорожной карты и соглашения с правительством. А расширенное казначейское сопровождение дает возможность контролировать расходование бюджетных средств и налаживает прямую связь между выполнением дорожной карты и практической деятельностью. Вендор также сможет предлагать разработчикам и инженерам рыночную оплату труда — компании разрешили для производственного персонала устанавливать ставки в 300 процентов от разрешенной ранее нормы. Это крайне важно с точки зрения конкуренции, поскольку дает возможность привлекать компетентных специалистов.
«Проект по развитию в России технологий 5G прошел долгий путь от идеи до начала ее реализации во многом благодаря руководству Василия Бровко, который стал настоящим двигателем проекта, наладил технологические процессы, и теперь мы видим один из успешных примеров структурирования комплексных инновационных проектов с формированием целого рынка и эффективной активацией всей отрасли», — заметил член правления «Ростеха» и гендиректор Объединенной приборостроительной корпорации Сергей Сахненко. По его словам, в рамках работы над дорожной картой проект завоевал серьезную репутацию среди индустриальных специалистов благодаря в том числе результативному сотрудничеству с российскими и международными телекоммуникационными компаниями.
«Поэтому неудивительно, что гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов назначил именно Бровко на столь ответственный пост как председатель совета директоров "Спектра", — продолжает Сахненко, — Под его руководством "Спектру" предстоит серьезнейшая задача по переносу имеющихся технологических наработок в реальный сектор производства».
Ставший гендиректором «Спектра» Павел Смирнов известен как отраслевой специалист в области создания радиоэлектронного оборудования. В том числе под его руководством была проведена локализация производства оборудования на базе НИИ «Масштаб». За время его руководства НИИ «Масштаб» запустил отечественные системы видео-конференц-связи IVA, системы серверной виртуализации — Veil и Гелиос, межсетевые экраны — Кронос и Zenator и другие продукты. Кроме того, компания предприняла выход на массовый рынок, в сегменты потребительской электроники и устройств для интернета вещей, «умного дома», создав для этого специальную «дочку» — ООО «СмартЭкоСистема». Другая компания, в которой участвует НИИ «Масштаб» вместе с «Ростелекомом», — ООО «Булат» — как раз занимается разработкой телекоммуникационного оборудования операторского класса.
«Команда "Ростеха" под руководством Василия Бровко была собрана таким образом, чтобы ее высокие компетенции по структурированию и развитию системных проектов федерального уровня, а также опыт в формировании кооперационных цепочек и отраслевых партнерств позволили наилучшим образом справиться с серьезным набором вызовов по разработке российских технологий 5G и 6G», — говорит заместитель генерального директора корпорации «Ростех» Александр Назаров. Отраслевые партнерства, о которых говорит Назаров, — важный пункт в развитии «Спектра» и всего проекта 5G. Дело в том, что при сложившейся на рынке олигополии вендоров у российских заказчиков нет рычагов влияния на зарубежных производителей. Рынок слишком мал, а потому зависим от зарубежных тенденций, заказчикам приходится закупать то оборудование, которое предлагает вендор. Появление российского вендора даст им возможность стать техническим заказчиком оборудования, то есть управлять его функциональными характеристиками уже на этапе разработки. А для «Ростеха» сотрудничество с операторами даст гарантию сбыта разрабатываемого оборудования.
Технологические партнерства, которые «Спектр» сейчас формирует на российском рынке, позволят не только выполнить национальную задачу по разработке конкретного оборудования, но и достичь амбициозной цели — создать глобальную технологическую альтернативу, замечает Василий Бровко. «Мы планируем в будущем вместе с партнерами предложить рынку новый подход к построению сетей связи, основанный на доверенных отечественных решениях, сетецентричности и инклюзивности», — рассказывает он.
Кстати, в мире уже началась гонка за технологиями 6G. Свои национальные инициативы и исследовательские программы по развитию технологий связи следующих поколений, подкрепленные колоссальными бюджетами и кооперациями технологических гигантов, сегодня активно разрабатывают страны, даже не участвовавшие ранее в этой гонке. В нее включились Samsung, Sony, NTT, Intel, Orange и другие крупнейшие технологические компании, также ранее проявлявшие не слишком много активности в развитии решений 4G/5G для операторов мобильной связи. Очевидно, что российский вендор тоже не сможет оставаться в стороне от этой гонки, от которой, по большому счету, зависит, кто будет контролировать связь в XXI веке.