Новости партнеров
Прослушать статью

HR во время чумы. Эксперты советуют россиянам не бояться менять специальность

Фото: Арсений Чекмарев

Пандемия коронавируса второй год испытывает на прочность российскую экономику. В прошлом году число работающих граждан составило менее 71 миллиона человек, то есть оказалось на уровне минимума за последние 10 лет. Что делать, если ваша профессия больше никому не нужна? Как поступить, когда перестала устраивать зарплата? Ответы на самые актуальные вопросы дает серия экспертных встреч в рамках федерального проекта «Содействие занятости».

«Шлифовать компетенции»

Тема трудоустройства и получения адекватной профессиональной подготовки не имеет возраста. С проблемами могут столкнуться как те, кто приближается к пенсионному возрасту, так и вчерашние студенты. Об этом рассказал на круглом столе директор Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости Томского государственного университета (ТГУ) Михаил Шепель.

«Сегодня профессии и технологии меняются так быстро, что за те пять лет, которые учатся студенты, полученные ими знания прикладного характера оказываются уже не столь актуальными, — заявил Шепель. — Предприятия вынуждены доучивать сотрудников на месте, "шлифовать компетенции". Преодолению этого разрыва посвящен нацпроект "Демография"».

Решить проблему быстрого устаревания навыков можно с помощью дополнительного профессионального образования и курсов переподготовки, которые позволяют сменить сферу деятельности на более востребованную. По словам Михаила Шепеля, только в ТГУ поступило уже более 160 тысяч заявок от желающих пройти обучение, а больше 10 тысяч человек успешно его завершили. Если выпускникам требуется помощь в трудоустройстве, ТГУ дает им возможность разместить резюме на специальном сайте и продвигает новые кадры среди компаний-партнеров, заинтересованных в сотрудниках.

«Томский госуниверситет как федеральный оператор проекта "Содействие занятости" объединяет 89 вузов, которые представили свои образовательные программы для решения вопросов переобучения и трудоустройства жителей России, — рассказал Михаил Шепель. — Университеты ставят перед собой задачу не просто формирования кадровых ресурсов в разных отраслях, а стремятся к развитию человеческого капитала и потенциала в регионе».

Проект «Содействие занятости», о котором рассказывает портал Томского университета, дает жителям России возможность получить новую специальность по одному из более чем 50 актуальных на сегодняшний день направлений, от IT и HR до дизайна и маркетинга.

В программы дополнительного обучения помимо профориентации ТГУ все чаще включает образовательные модули по развитию soft skills — компетенций, которые важны для профессионального роста, но не связаны с профессией напрямую. Сегодня к ним относятся, например, навыки делового общения, лидерские качества и умение выступать публично.

От физика до стартапера

Зрители онлайн-трансляции круглого стола спросили экспертов, стоит ли менять неинтересную профессию, если сотрудник уже накопил приличный стаж.

«Смена профессии часто делает человека счастливым, — буквально хором ответили эксперты. — Если профессия вам не нравится, какой смысл сидеть в ней еще 10 лет? Именно сейчас и надо менять, пока есть время. Конечно, рискуя, вы можете проиграть, но оставаясь на нелюбимой работе, вы уже проигрываете».

Модератор круглого стола — известный медиаменеджер, эксперт IT-отрасли и генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин — объяснил, что менять работу и усваивать новые навыки в разгар пандемии не просто нормально, но и необходимо.

«Тема смены профессии связана не только с пандемией, но и с общим уровнем развития общества, технологий, форм, средств производства и т. д., — рассказал Щельцин. — Сейчас люди в среднем меняют работу гораздо чаще, чем сто лет назад. За жизнь человек может сменить до 10 направлений работы: был экономистом — стал физиком, или был ученым — стал предпринимателем, работал в сфере топ-менеджмента — стал стартапером, организовал дело по какому-то сервису, услугам. Это такой общий тренд, пандемия ускорила его за счет того, что какие-то предприятия сами стали модернизироваться, ускорился процесс определения нового места и направления работы людей».

Одним из организаторов круглого стола стала Лаборатория карьеры Алены Владимирской — известного специалиста по кадрам и лауреата авторитетной премии HR-бренд года. Старший консультант Лаборатории Дмитрий Утукин на своем примере показал, как дополнительное профессиональное образование способно изменить карьеру.

«Я как раз тот человек, который сам прошел курс переподготовки, и это ключевым образом повлияло на мою жизнь, — поделился эксперт. — 10 лет я проработал юристом, потом прошел курс переподготовки на HR-директора. Я помню, что, когда учился, у меня не было мысли становиться HRом, я даже посмеивался над преподавателями. Думал, что мне это нужно просто чтобы быть лучшим руководителем. Но со временем тема стала меня засасывать — у организации, в которой я работал, не было HR, и я стал брать на себя эти функции, погружаться в профессию. В результате я стал HR-директором, а потом и карьерным консультантом».

Утукин привел несколько ярких примеров подобных историй успеха. «Из самых необычных моих клиентов — преподаватель автоматики в военном вузе, который стал крутым Data Science инженером на гражданке, и оперативник уголовного розыска, который успешно переквалифицировался в маркетолога», — перечислил эксперт.

Он уверен, что подходить к смене профессии нужно вдумчиво, не разбазаривая силы на то, что потом вам вряд ли пригодится. Соискателям важно научиться ориентироваться в огромном количестве онлайн-курсов, которые предлагают разные компании.

«Люди бездумно идут туда [на курсы], чтобы получить модную профессию, но при этом зачастую и понятия не имеют, как они будут эти знания применять и как в эту профессию входить, — говорит Утукин. — Так что если мы говорим не о просвещении в свое удовольствие, а о профессии, то учиться нужно не просто новому, а чему-то прикладному из вашей или близкой отрасли, что вас лучше всего дотянет до высокого уровня».

Препятствий не существует

С другой стороны, многим бывает непросто оставить в прошлом прежний опыт и какую-никакую, но стабильность. При доступности профессиональной переподготовки они находят множество оправданий, боясь радикальных изменений в карьере. Специалисты объясняют это психологическими особенностями и считают, что объективных препятствий для смены сферы занятости не существует.

«Несмотря на среднее количество смены профессий за всю жизнь, многие люди не осознают легкости этого процесса, — замечает Арсений Щельцин. — Для них всегда тяжело оставлять прежний багаж знаний и переключаться на какое-то более ликвидное направление, например, связанное с IT или сервисом услуг, продажей или обслуживанием товаров, которые только появились на рынке и т. д. Как правило, люди консервативны по отношению к своим знаниям и приходят к переосмыслению в основном в кризисных ситуациях, когда у них уже не остается выбора. На мой взгляд, к этому стоит относиться гораздо мягче».

Эксперт уверен, что задача сегодняшнего дня — максимально адаптировать среду, в которой мы живем, под социальные и экономические запросы. Эта трансформация может развиваться по самым разным направлениям — и в виде новых образовательных программ, и через применение новых технологий для ускоренного получения и оценки знаний. Не исключено, что в перспективе нас ждет полное преобразование рабочих мест: начавшись с цифровизации, оно может завершиться интеграцией трудовых процессов роботы и человека. В таком случае последний будет выполнять креативные задачи, а вся рутина выпадет на долю безотказных машин.

Круглый стол «Профессиональное переобучение: новые реалии» стал первым из трех под общим названием «Трудоустройство граждан, ищущих работу, в системе дополнительного профессионального образования на базе университетов-2021» в рамках федерального проекта «Содействие занятости», который входит в нацпроект «Демография». В следующий раз эксперты и желающие сменить профессию встретятся в онлайне и офлайне 20 октября, чтобы обсудить новую реальность и тенденции рынка труда, обобщить опыт переобучения и построения карьеры в регионах.