За последние две недели путешествия за границу из-за многочисленных санкций превратились для россиян в настоящий квест. Высокие цены на авиабилеты, закрытое воздушное пространство, сотни отмененных рейсов, трудности со снятием наличных, блокировка банковских карт — это только малая часть проблем, с которыми теперь придется иметь дело тем, кто захочет отдохнуть за рубежом. О том, какие перспективы ждет выездной туризм в ближайшее время и какие страны еще готовы принимать россиян, — в материале «Ленты.ру».
Первым серьезным ударом для выездного туризма стало закрытие воздушного пространства для российских самолетов. Сначала на такой шаг пошли страны Евросоюза, а затем к ним присоединились Канада и США. В ответ на это Росавиация закрыла небо для авиакомпаний 36 стран. Вдобавок иностранные лизингодатели начали отзывать российские лайнеры, а зарубежные фирмы-перестраховщики — досрочно разрывать контракты. Чтобы не лишиться самолетов окончательно, нескольким крупным перевозчикам, включая «Аэрофлот», «Победу», S7 и Smartavia, пришлось отменить все рейсы за границу.
Ситуация усложнилась ростом курса евро и доллара, а в условиях повышенного спроса стоимость авиабилетов в любые заграничные страны начала расти не по дням, а по часам. Например, сейчас единственной возможностью напрямую улететь в Европу являются рейсы сербского перевозчика Air Serbia — билеты в Белград в ближайшие дни можно купить минимум за 67 тысяч рублей. Другой популярный пересадочный пункт — это Стамбул, цены на авиабилеты туда в одну сторону стартуют от 55 тысяч рублей.
Масла в огонь подливают блокировка российских банковских карт за рубежом и запрет вывозить из России более 10 тысяч долларов наличными. Таким образом, список доступных направлений для россиян сокращается до минимума, а находящиеся за границей туристы буквально связаны по рукам и ногам.
Всего этого оказалось достаточно, чтобы понять — в ближайшее время у отечественных туристов не будет возможности гулять по фьордам Норвегии, совершать шопинг в Италии или посещать термальные источники в Венгрии. Как заявил глава туроператора Space Travel Артур Мурадян, покупательная способность населения в выездном туризме упала на 80 процентов.
«Людям будет не на что ехать. Не на чем лететь. И не с чем. Карты не работают, продажа наличной валюты запрещена», — добавил он. Об аналогичной проблеме завили и в федеральной сети турагентств «1001 тур» — согласно их подсчетам, из-за новых ограничений продажи туров за рубеж сократились до 70 процентов.
Надежда есть
По данным экспертов Ассоциации туроператоров России (АТОР), сильнее всего ограничения коснутся россиян, которые привыкли путешествовать самостоятельно. Из-за блокировки карт туристы не смогут покупать авиабилеты, бронировать отели на иностранных сервисах и арендовать автомобили, однако надежда есть.
В новых реалиях наиболее востребованными будут направления, где начнут действовать карты российской платежной системы «Мир». Как напоминает Банк России, сейчас таких республик восемь: Армения, Таджикистан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Южная Осетия, Абхазия. Кроме того, карты «Мир» принимают некоторые банки Турции и Вьетнама. Также, по словам туристов, «Миром» можно расплатиться в заведениях Объединенных Арабских Эмиратов. Другой вариант — отдых на курортах, где развита система «все включено». Среди них те же Турция, Египет, Тунис и Мальдивы.
В таком случае оплатить путевку можно в России, а с собой взять минимальное количество наличных денег — для сувениров и непредвиденных трат
Кроме того, выход из «денежного тупика» многие видят во внедрении карт китайской платежной системы UnionPay, которая работает в 180 странах мира. Однако некоторые эксперты относятся к этой перспективе весьма скептически. По предварительным данным специалистов АТОР, распространение таких карт в России займет не менее трех месяцев, поэтому UnionPay быстрым решением проблем не станет.
Как рассказала «Ленте.ру» публичный эксперт по туризму, основатель и руководитель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel Майя Котляр, туриндустрия — одна из самых чувствительных к геополитике отраслей, поэтому делать прогнозы можно только исходя из текущего момента.
Сейчас для россиян открыты Турция, ОАЭ, Египет и почти все страны Азии, снявшие антиковидные ограничения, напоминает она. «С другой стороны, необходимо иметь в виду экономическую и социальную ситуацию — то есть то, как будут обстоять дела с кошельками у людей», — отмечает Котляр.
Кроме того, стоит помнить, что туризм — это импортный продукт, за который платят в валюте, поэтому колебания рубля неизменно повлекут изменение цен, продолжает Котляр. Не менее важный фактор для международного туризма — это авиаперевозка и то, как скоро будет решен вопрос с лизингодателями, со страхованием бортов и техобслуживанием.
Я даю срок от одного месяца до трех, чтобы этот вопрос был хоть как-то решен Минтрансом и Росавиацией. Самолеты не могут долго стоять на земле — выхода нет, надо найти какое-то решение
Схожего мнения придерживается и вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. По его словам, обычно туризм первым реагирует на кризис, так как завязан более чем на 50 отраслях. «Нарушились международные отношения? Это сразу отразится на туризме. Прекратилось авиасообщение? Опять страдает туризм», — поясняет он.
При этом туриндустрия и выходит из кризиса первой, добавляет Барзыкин. «Наши бывшие партнеры заинтересованы в восстановлении турпотока — они не зря закрывали небо с оговоркой, что это на три месяца. Речь идет про Италию, Кипр, Болгарию и ряд других стран», — уточняет эксперт.
Как быть?
В условиях, когда ситуация с выездным туризмом и авиацией меняется едва ли не ежечасно, большинство экспертов советуют пользоваться услугами туроператоров. Как рассказали в пресс-службе компании «Интурист», при планировании организованного путешествия можно не беспокоиться хотя бы о деньгах. Даже в случае закрытия какого-либо направления все средства депонируются — их можно либо потратить на путевку в другое место, либо перенести тур.
«В ситуации неопределенности путешествовать с туроператором гораздо выгоднее. Например, организованным туристам обязаны бесплатно продлить проживание в отеле в том случае, если вывозной рейс приходится ждать несколько дней. Еще одна распространенная ситуация — это вывозной рейс, который организовывают раньше, чем заканчивается запланированный отдых. В таком случае разницу за непотраченные дни путевки туроператор вернет на счет клиента. К тому же вы автоматически застрахованы, если едете по путевке», — объясняют в «Интуристе».
В сложившихся обстоятельствах безопаснее всего путешествовать с туроператорами и всегда оформлять страховку перед поездкой
В Российском союзе туриндустрии туристам также рекомендуют отправляться за границу только в составе организованных групп и только в те страны, которые не закрыли воздушное пространство. «Надо исключить Европу, хоть некоторые страны выдают визы и разрешают транзит — ситуация может поменяться очень быстро. Риски, безусловно, высокие, но каждый определяется самостоятельно», — заключает вице-президент организации Барзыкин.