Депрессия — это не просто легкое ощущение грусти, которое мы испытываем время от времени. Справиться с настоящей депрессией под силу далеко не каждому, тогда как ее последствия могут быть тяжелыми — вплоть до суицида. В тяжелых случаях людям с депрессией надо обращаться к психиатру, который назначит специальные лекарства — антидепрессанты. Но могут ли эти «волшебные» таблетки за один прием вылечить недуг? И почему «лекарства от грусти» могут легко превратиться в опасный яд? Об этом — в материале «Ленты.ру».
Внимание! Перед применением любых препаратов необходимо проконсультироваться с врачом. Данный текст носит ознакомительный характер. Если вы заподозрили у себя симптомы депрессии или других состояний, «Лента.ру» не рекомендует прибегать к лечению без посещения специалиста, основываясь на информации, изложенной в материале.
Антидепрессанты — это препараты, которые выписывают по рецепту. У них есть разные побочные эффекты, и каждый организм реагирует на них по-разному. Поэтому никогда не стоит заниматься самолечением и назначать их себе самостоятельно — препараты и их дозировку определяет только врач-психиатр.
Из названия «антидепрессанты» можно сделать вывод, что они должны противостоять депрессии, и изначально так и было. Но со временем показания для приема таких препаратов расширились. Их применяют для лечения множества состояний, и даже список самых распространенных из них получается весьма внушительным.
История антидепрессантов берет свое начало в 1876 году — тогда компания BASF изобрела метиленовый синий (он известен как синька медицинская), которым когда-то лечили малярию и отравления угарным газом, а также использовали против глистов в ветеринарии. Но тогда производители еще не знали, что получили фенотиазин — официально его синтезировали лишь в 1883 году, а в 1946 году с его помощью изобрели прометазин. У последнего, как оказалось, был выражен седативный эффект, и его стали применять в коктейлях для наркоза. Попытки усилить такое воздействие продолжались, и к 1950 году был получен хлоропромазин. В 1951 году его начали использовать в психиатрии и применяют по сей день.
В 1952 году для лечения туберкулеза изобрели ипрониазид. Под действием этого вещества пациенты становились чрезмерно счастливыми, тогда как от туберкулеза оно не особо помогало. В итоге ипрониазид стал первым в истории антидепрессантом из группы ингибиторов моноаминоксидазы. Сейчас его не используют из-за сложностей применения.
В 1950-е годы начали искать и другие средства, эффект от которых был бы похож на действие хлоропромазина — так был получен имипрамин, об антидепрессивном действии которого узнали случайно. А в 1961 году было получено производное от него — амитриптилин. В 1955 году методом случайного перебора был обнаружен первый транквилизатор из группы бензодиазепинов хлордиазепоксид, а в 1963-м из него получили диазепам.
До появления первого в мире селективного ингибитора обратного захвата серотонина — флуоксетина — прошло немало времени: его синтезировали в 1977 году, испытания он прошел к 1987-му, а в продажу поступил в 1991-м.
Многие считают депрессией все состояния, сопровождающиеся плохим настроением, однако на самом деле это серьезный диагноз, который без должного лечения может привести к тяжелым последствиям, вплоть до суицида. В среднем такое состояние может длиться до 6–8 месяцев, однако бывают случаи, когда оно не проходит дольше.
Депрессию распознают по «депрессивной триаде» — нарушениям в эмоциональной, когнитивной и двигательной сферах. В этой триаде человек перестает получать удовольствие от вещей, которые раньше приносили радость, а образ себя, мира и будущего в его понимании выстраивается крайне негативно. При этом нарушения двигательной сферы могут проявляться как заторможенностью, так и чрезмерным возбуждением (ажитацией), активной жестикуляцией, частой сменой поз.
Среди дополнительных симптомов депрессии выделяют потерю или усиление аппетита, нарушения сна (как сонливость, так и бессонницу), чрезмерную утомляемость и постоянное ощущение усталости. Все эти проявления так или иначе мешают человеку общаться с людьми, достигать поставленных целей и порой даже соблюдать гигиену.
Врачи до сих пор не могут назвать точную причину возникновения депрессии — к такому состоянию могут приводить разные факторы.
При этом депрессивное состояние может быть разной степени тяжести — легкое, умеренное и тяжелое. В первом случае проявление обозначено двумя-тремя признаками, пациент может поддерживать основные виды деятельности, но страдают его отношения с окружающим миром. Во втором случае диагностируют более четырех симптомов. В третьем случае человека начинают посещать суицидальные мысли, а иногда он и вовсе полностью замыкается в себе и практически не взаимодействует с социумом.
Согласно одной из популярных теорий, причина тяжелых состояний кроется в том, что возникает дефицит моноаминовых нейромедиаторов — норадреналина, дофамина и серотонина. Так, дефицит серотонина может вызывать чувство вины, суицидальные идеи, нарушение аппетита. Из-за дефицита дофамина и норадреналина может возникать апатия, усталость, невозможность заставить себя делать что-либо, а при дефиците всех трех нейромедиаторов возникает подавленное настроение, психомоторная дисфункция и нарушения сна.
Однако, по словам кандидата психологических наук Марии Даниной, есть и другие вещества, которые влияют на состояние человека.
Существует множество версий возникновения депрессии, одна из них — нейротрофиновая гипотеза возникновения депрессии. Она связана с умением нашего мозга создавать новые нейронные связи, благодаря чему мы умеем изучать языки, запоминать, адаптироваться. При депрессии нейропластичность снижается, однако пока непонятно, что в этой схеме причина, а что — следствие. Это депрессия делает мозг менее «пластичным» или же, наоборот, мозг становится менее гибким и развивается депрессия?
Как мы уже говорили, депрессию провоцируют не только внутренние факторы работы организма, но и внешние события, в том числе стресс и травмы. Такие депрессии называют реактивными. По словам Даниной, о них специалисты говорят лишь в том случае, когда пациент испытывает те же негативные ощущения спустя месяцы после события, а его состояние не улучшается, а, наоборот, усугубляется.
И в том, и в другом случае врачи назначают для лечения антидепрессанты. Важно понимать, что терапевтический эффект от них наступает не моментально — порой необходимо подождать несколько недель. Если лечение не помогает, то психиатр может скорректировать дозировку или заменить препарат.
Также важно отметить, что антидепрессанты не создают новые нейромедиаторы — но они мешают нейрону «забирать» их или же не позволяют моноаминоксидазе их утилизировать. За счет этого восстанавливается работа клеток, гиппокампа, префронтальной коры мозга и миндалин. То есть нейронная сеть функционирует должным образом.
Однако механизм работы у антидепрессантов может быть разным. Принято выделять несколько видов таких препаратов:
1. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС)
Такие препараты блокируют захват серотонина нейронами, которые его выделили, за счет чего уровень серотонина увеличивается, а информационный обмен между нейронами восстанавливается. Они считаются относительно слаботоксичными и входят в «первый ряд», а если
не помогают, то для лечения назначают другие виды антидепрессантов.
2. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСиН)
Работают почти так же, как СИОЗС, однако влияют на захват не только серотонина, но и норадреналина — поэтому они улучшают память и концентрацию.
3. Трициклические (ТСА) и тетрациклические (ТеСА) антидепрессанты
Они также повышают уровень норадреналина и серотонина, однако связываются не только с нужными для лечения рецепторами, но и с теми, которые взаимодействуют с другими веществами. Из-за этой особенности побочные эффекты и последствия передозировки таких препаратов могут проявляться как бред, галлюцинации, судороги и брадикардия, поэтому, несмотря на эффективность, их назначают все реже. Однако к ним приходится прибегать, когда другие виды препаратов не работают.
4. Антагонисты 5-HT2 рецепторов и ингибиторы обратного захвата серотонина
Они тоже предотвращают обратный захват серотонина, но еще блокируют его связывание с серотониновыми рецепторами подтипа 5-HT2, которые являются возбуждающими. За счет этого снижается вероятность возникновения бессонницы, тревоги, психомоторного возбуждения.
Также существуют антагонисты так называемого тормозящего рецептора 5-HT1А и возбуждающего рецептора 5-HT3.
5. Ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО)
Блокируют действие фермента моноаминоксидазы, который может разрушать все три важнейших нейромедиатора — норадреналин, дофамин и серотонин. При приеме таких препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, вплоть до суицидальных мыслей, поэтому их назначают лишь после того, как другие препараты оказались бессильны.
6. Ингибиторы обратного захвата серотонина, норадреналина и дофамина (СИОЗНиД)
Препараты данной категории не позволяют выпускающим нейронам поглощать норадреналин, дофамин и серотонин, увеличивая при этом их концентрацию. При этом СИОЗНиД подавляют болевой синдром. По своей эффективности не уступают ТеСА.
Также отдельно выделяют атипичные антидепрессанты, которые не относят к обычным классам, — их используют в зависимости от состояния пациента и при расстройствах, которые не поддаются лечению другими препаратами.
Надо понимать, что антидепрессанту нужно время для действия. Первый эффект появляется лишь через две недели после начала приема, а устойчивое действие начинается спустя несколько месяцев и закрепляется вплоть до полугода. На протяжении лечения не стоит делать пропуски и перерывы.
Предсказать действие препарата на конкретно взятого человека сложно: мы все разные, у наших организмов свои особенности. А эффективность антидепрессантов зависит от множества факторов — от возраста, сопутствующих заболеваний, тяжести состояния, строения нейронов. Поэтому нет универсального решения, а таблетки зачастую не удается успешно подобрать с первого раза. Именно поэтому чаще всего сначала врач назначает СИОЗС, исходя из соотношений рисков, эффективности и цены лечения, а потом уже подбирает препарат из других групп, если это не сработало.
Антидепрессанты вызывают побочные реакции — при их воздействии запускается достаточно много химических процессов, на которые реагирует наш организм. Часто перед приемом врач может назначить обследования — анализы крови и мочи, энцефалографию, МРТ мозга и другие. Это необходимо, чтобы оценить возможное влияние препаратов на пациента. На начальном этапе приема новых лекарств, который обычно длится около двух недель, пациент может столкнуться с головокружениями, сонливостью, отсутствием или, наоборот, скачком аппетита, запором или диареей — в инструкциях к таким лекарствам всегда указаны на первый взгляд противоположные реакции и предупреждения о возможных побочных эффектах. Это делается потому, что их невозможно предсказать в каждом отдельном случае. Но может быть и так, что пациент не ощутит их вообще.
Некоторые препараты применяют только в крайних случаях — если другие, более «мягкие», не подошли или оказались неэффективны. Такие лекарства могут провоцировать суицидальные мысли, проблемы с сердцем, судороги, скачки давления и могут оказаться опасны для жизни. И это еще одна причина, по которой не стоит заниматься самолечением.
Также стоит рассказывать врачу, какие хронические болезни у вас есть и какие другие препараты вы принимаете, чтобы он учел это при назначении антидепрессанта. Например, некоторые популярные жаропонижающие нельзя сочетать с СИОЗС, так как они увеличивают риск побочных реакций со стороны ЖКТ.
Бывает и такое, что сразу подобрать подходящий препарат не удается — тогда врач назначит новый, его снова надо будет пить с небольшой дозировки, и есть вероятность, что пациент снова столкнется с побочными эффектами.
Не стоит, несмотря на то что некоторые препараты совместимы с небольшим количеством алкоголя. Во-первых, это нарушает процесс лечения. К тому же алкоголь сам по себе является депрессантом и может ослабить эффект антидепрессантов. Во-вторых, лекарства оказывают на организм токсическое действие, эффект которого усилится от алкоголя и наркотиков.
В случаях, когда у человека есть суицидальные наклонности, такое смешение может быть опасным для жизни. В некоторых случаях могут появиться галлюцинации, при которых нужна немедленная госпитализация.
Из-за передозировки могут возникнуть тошнота, рвота, проблемы со зрением, координацией, повышение давления. Также могут развиться и более опасные симптомы — учащенное сердцебиение, галлюцинации, критичное понижение давления, затруднение дыхания, остановка сердца и даже кома. Такое состояние может привести к летальному исходу.
Кроме того, все препараты, которые влияют на уровень серотонина, могут спровоцировать серотониновый синдром — это означает, что нейромедиатора стало слишком много. В таком случае человек перевозбуждается, становится беспокойным, у него увеличивается потливость и усиливается сердцебиение, расширяются зрачки, возникают диарея, тремор, несогласованные движения мышц. В некоторых случаях это может повлиять на двигательную активность, и человек становится неусидчивым, у него может развиться почечная недостаточность. Такое состояние смертельно опасно. Оно возникает не только из-за приема антидепрессантов (чаще не одного, а комбинации препаратов из разных групп), но и из-за наркотиков, которые также влияют на уровень серотонина.
В первую очередь в таком случае есть риск возобновления депрессии. Кроме того, у пациента с большой долей вероятности разовьется синдром отмены, который может длиться до двух недель. Это не очень опасно, но сопровождается побочными эффектами: возникает тошнота, рвота, диарея, головные боли, повышенное потоотделение, нарушения сна (как бессонница, так и повышенная сонливость), возбуждение, ухудшение настроения, беспокойство. Резко прекращать их прием без контроля врача не стоит — дозировку некоторых препаратов надо снижать постепенно. В некоторых случаях врачи назначают дополнительные препараты, чтобы облегчить симптомы отмены, или с той же целью предлагают перейти на антидепрессанты пролонгированного действия.
Но такая реакция организма не означает, что у человека развилась зависимость от антидепрессантов — для зависимости характерна интенсивная тяга, неспособность контролировать потребление вещества и негативные последствия от его приема. По словам врача-психиатра Виктора Лебедева, так называемая зависимость от антидепрессантов связана с тем, что расстройство не пролечивают до конца, надеясь только на «волшебную таблетку».
Конечно, может быть и так, что подавленное состояние, апатия, постоянная усталость и раздражительность вызваны дефицитом каких-то витаминов. Стоит обратиться к врачу, сдать анализы и выяснить, чего не хватает вашему организму, — например, из-за дефицита витамина D снижается выработка серотонина и дофамина, падает стрессоустойчивость и ухудшается концентрация внимания.
Однако, если это не помогло и вы по-прежнему ощущаете подавленность, апатию и другие признаки депрессии, лучше обратиться к психиатру — он поможет определить причины такого состояния и назначит лечение. В совокупности с таблетками часто назначают и психотерапию.
Существуют и способы профилактики депрессии: пребывание на солнце, физическая активность, здоровое питание, воздержание от алкоголя и сбалансированное соотношение труда и отдыха. Риски развития депрессии также снижают надежные социальные связи, внимательное отношение к своему эмоциональному состоянию и своевременное обращение за помощью.