В нынешнем году российско-казахстанская граница оказалась в центре внимания СМИ: через нее множество молодых россиян пытались покинуть страну. Основной удар пришелся на автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Маштаково», рядом с которым образовались пробки на десятки километров. Впрочем, и без потока эмигрантов в «Маштаково» хватает работы: именно здесь в обоих направлениях границу пытаются перейти тысячи контрабандистов. Корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин отправился туда и выяснил, как сегодня ведется война с контрабандой и почему против ее перевозчиков таможня порой применяет спецназ.
Сегодня в качестве контрабанды в Россию в первую очередь везут не золото, драгоценности, наркотики и оружие, а куда более простые товары — парфюмерию, бытовую технику и сигареты. Современный контрабандист — не настороженный мужчина угрожающей внешности с бородой и вороватым взглядом, а обычный водитель-дальнобойщик.
Чаще всего это житель СНГ с натруженными руками и уставшим взглядом. Такие водители почти всегда ездят парами, а в случае задержания клянутся: мол, мы понятия не имели, что везем, и даже не видели, что грузят в кузов. Наша задача — дорога, остальное — не наши проблемы.
И правда, в современных условиях ни продавец, ни покупатель чаще всего не видят и не знают водителя той фуры, который повезет товар: логистические компании принимают груз на одном складе, а выдают — на другом, за тысячи километров от первого. Все, что между этими пунктами, остается практически без внимания.
Между тем на практике в это «между» входят упаковка товара в транспортные поддоны, погрузка в фуры, а затем — перевозка. В итоге в одном полуприцепе может оказаться товар десяти разных компаний, причем без компьютера и сканера зачастую нельзя понять, что скрыто за многими слоями упаковочной пленки и картона.
Снаружи — лишь этикетки штрих-кодов. У водителя же в руках только бумаги, и часто даже в них не написано, что же конкретно он везет. Пойди пойми, что скрывается за 14-значной цифрой и тремя буквами ТНП — товары народного потребления.
«За каждым инспектором закреплено оружие»
МАПП «Маштаково» расположен на границе России и Казахстана, в Оренбургской области, но дежурят здесь сотрудники Самарской таможни — после реформы так распределились зоны ответственности. К тому же от МАПП до Самары всего 203 километра, а до Оренбурга — более 400.
По словам майора таможенной службы и начальника отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни Дмитрия Усова, каждое утро в 08:30 новая смена мобильной группы таможенной службы приезжает в Самару к нему в кабинет, где он проводит инструктаж.
Я проверяю у каждого форму одежды, наличие служебных удостоверений, личной номерной печати инспектора таможни. Кроме того, здесь же дежурная смена вооружается — за каждым инспектором закреплено табельное оружие. Затем проходит инструктаж, я довожу ориентировки, сообщаю об изменениях в законодательстве, оглашаю приказы и распоряжения
Корреспондент «Ленты.ру» вместе с майором Усовым едет на МАПП — именно там с 12 мая 2022 года базируются мобильные группы таможни. Формально в законодательстве понятие «мобильные группы» закрепили летом 2022 года, а с октября изменения в ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступили в силу.
Но фактически эти группы в порядке эксперимента функционируют на Самарской таможне с конца 2015 года — и у них уже есть богатая история. Дело в том, что и Россия, и Казахстан входят в Евразийский экономический Союз (ЕАЭС), поэтому российско-казахская граница как бы считается внутренней.
Однако именно здесь российские таможенники выявляют много нарушений, а МАПП «Маштаково» — один из самых напряженных участков ФТС.
Задача — пресечь попадание в Россию товаров, ввоз которых запрещен: санкционных, контрафактных, безакцизных, а также того, что мы называем «товары изъятия»
Санкционные товары — это товары из стран, в отношении которых введены санкции. В основном в регионе деятельности Самарской таможни это плодоовощная продукция: яблоки, груши, орехи. Именно они составляют большинство обнаруженного на российско-казахстанском участке границы.
Товары изъятия — товары, по которым ставки таможенных пошлин, установленных в республике Казахстан, ниже тарифов таможенных пошлин на территории ЕАЭС. Наша задача — выявлять такие товары и в случае выявления возвращать их обратно в Казахстан. Это, например, крупные партии товаров народного потребления, игрушки и новогодние гирлянды
Ко всему прочему с 14 марта 2022 года, согласно постановлениям правительства РФ №311 и №312 от 9 марта 2022 года, из России полностью запрещен вывоз некоторых видов товаров, а на некоторые надо обязательно получить сертификат происхождения. Так что на таможню легла и проверка вывозимых грузов.
Таможня берет добро
Сам пункт пропуска «Маштаково» расположен на трассе и мало отличается от других подобных МАПП: шлагбаум, огромная асфальтированная площадка с нанесенной разметкой и небольшими семафорами, зона таможенного контроля, зона пограничного контроля, вновь шлагбаум — и выезд.
Рядом — встречный поток автомобилей из Казахстана в Россию
Сейчас здесь ведут активные работы по установке огромного интроскопа — устройства, которое позволит просвечивать грузовики и видеть, что у них внутри. Запустить его должны до конца года — а пока таможня осматривает грузовики с помощью другой специальной аппаратуры.
Например, специальное техническое средство досмотра «Спрут» — по сути, это огромная телескопическая удочка, на тонком конце которой установлена видеокамера, а на рукояти — монитор. С его помощью можно, не разгружая, осмотреть весь груз полуприцепа фуры.
Фото: Игорь Надеждин / Лента.ру
В конце сентября 2022 года МАПП «Маштаково» показывали по всем телевизионным каналам, и множество записей было опубликовано на YouTube — через него молодые россияне, а также многие граждане Киргизии и Узбекистана стремились выехать из России, что привело к образованию пробки на десятки километров.
Но сегодня здесь обстановка спокойная, а основная масса автомобилей в обе стороны — грузовики. Объем товарооборота между Россией и Казахстаном, несмотря на разные политические бури, возрастает.
«Товарищ майор, за время дежурства чрезвычайных происшествий не зарегистрировано, служба идет в штатном режиме, за дежурные сутки проверено 650 автомобилей», — докладывает Дмитрию Усову старший лейтенант Максим Медведев, старший мобильной группы.
Всего за 11 месяцев 2022 года мобильными группами ФТС России выявлено 6 607 транспортных средств, перевозивших 78 950 тонн товаров с нарушением российского законодательства (в том числе 573,9 тонны «санкционных» товаров, 606,9 тонны товаров «изъятия», 290,7 тонны контрафактных товаров, 545 тонн товаров без обязательной маркировки средствами идентификации, 25 049,2 тонны незаконно вывозимого леса и лесоматериалов).
Во взаимодействии с другими контролирующими органами в отношении перевозчиков возбуждено 1 728 дел об административных правонарушениях и 145 уголовных дел. Особое внимание уделялось контролю соблюдения запретов и ограничений вывоза отдельных категорий товаров.
Мобильными группами с марта 2022 года пресечен вывоз 40 582 тонн товаров, из них 11 630 тонн машинного оборудования, 1 139 тонн сахара (с 15 марта по 31 августа 2022 года) и 443 тонны зерна (с 15 марта по 30 июня 2022 года). Также с начала года пресечены попытки незаконного вывоза более 27 тысяч тонн лесоматериалов, и продолжается активная работа в этом направлении.
В этот момент на площадку таможенного контроля въезжает огромный Volvo с прицепом, судя по номерам — зарегистрированный в Киргизии. Его уже посмотрели пограничники и передали на таможенный осмотр — именно осмотр, досмотр — это другая процедура, и происходит она не здесь, а на специальной площадке.
«Что везете?» — спрашивает у водителя старший лейтенант Медведев, одновременно забирая у него документы на груз. «Как обычно, сборный груз, все документы в порядке», — отвечает шофер и поясняет: мол, я за погрузкой не следил, не мое это дело.
Невозмутимо просмотрев документы, Медведев достает служебный планшет и проверяет что-то по базе данных
А затем просит водителя открыть и фуру, и прицеп. Водитель сам открывает задний борт, а затем вскрывает одну из упаковок — таковы правила.
У самого края на паллетах, обтянутых пленкой, стоят коробки. Быстро выясняется, что в них — медицинские ножницы, очень нужный и дефицитный в последнее время режущий инструмент. К примеру, он позволяет разрезать одежду на раненом, не причиняя ему новых травм. Таких коробок — несколько десятков, в каждой — не менее тысячи ножниц.
После этого в ход идет тот самый «Спрут» — инспектор просматривает груз, расположенный в глубине, особо обращая внимание на маркировку
Вторым слоем — вновь коробки, и в них беспроводные наушники и другая электроника. Дальше — упаковки с одеждой. Со стороны кажется, что это — самый обычный груз.
Судя по лицу Медведева, он тоже ничего подозрительного не видит — улыбаясь, спрашивает водителя, нет ли еще каких-нибудь документов, а сам тихо говорит напарнику: «У нас нарушитель — вызывай спецназ».
«Среди водителей есть неисправимые»
СОБР, специальный отряд быстрого реагирования, в процессе создания Росгвардии остался в ФТС. Его задача — сопровождение подозрительных грузов на пункты таможенного досмотра. В данном случае ближайший пункт — в Тольятти: именно туда в сопровождении спецназа отправится грузовик с прицепом.
Но это произойдет не скоро — СОБР выдвигается из Самары. А пока инспектор просит водителя дать объяснение. Начинается писанина: составляется акт о назначении таможенного досмотра, получение объяснений от водителя, фотографирование груза, товаров и многое другое.
Как объясняет старший лейтенант Медведев, подозрительным ему показалось то, что водитель заметно нервничал. А также маркировка на коробках с электроникой — название крупной фирмы-производителя — была выполнена не самым характерным для нее шрифтом.
Как правило, если автомобиль выглядит аккуратно, на нем нанесен бренд фирмы-перевозчика, а документы у водителя сложены по порядку и хранятся в специальной папке, то и с грузом все в порядке. А вот если что не так внешне — то что-то не так и внутри
Отправление на таможенный досмотр — событие рядовое: с начала года сотрудники Самарской таможни отправили в Тольятти 190 грузовиков, и во всех случаях подозрения, возникшие на границе, оказались обоснованы. Между тем пока инспекторы оформляют нарушителя, на другие линии заезжают новые машины — из самых разных республик СНГ.
Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
У них в основном все в порядке — за те несколько часов, что корреспондент «Ленты.ру» провел на МАПП, лишь еще одну машину передали инспекторам Россельхознадзора для углубленной проверки. Она ввозила фрукты, судя по маркировке — казахские, но на одном из деревянных поддонов была хорошо заметна выжженная надпись Made in Polsha («Сделано в Польше»).
Польские фрукты — подсанкционны и подлежат уничтожению в ответ на недружественную позицию республики по отношению к России.
Не исключено, что на казахском складе просто использовали чужой поддон и с грузом все в порядке. Но это надо проверить: занимаются такими проверками инспекторы Россельхознадзора. Это не совсем наша зона ответственности
Корреспондент «Ленты.ру» вместе с Дмитрием Усовым переходит на другую линию — ту, где проверяют выезжающие из России грузовики. Здесь беседуют инспектор и водитель — его грузовик загружен подшипниками, а этот груз с недавних пор требует дополнительных разрешений.
Этот водитель постоянно возит подшипники, причем он уже попадал в неприятную ситуацию. Ровно в тот день, когда на подшипники были установлены ограничения, он въехал на МАПП. И мы его развернули: понятно, что погрузился он еще до выхода распоряжения правительства, но вот на таможню попал после того, как формально был введен новый порядок.
Таких, как этот водитель, таможенные инспекторы с грустной иронией называют «исправившимися» — они, проехав порой тысячи километров по территории России, не смогли пересечь таможню — потому что за время их пути поменялись правила. Поэтому им пришлось разворачиваться и ехать назад.
Что касается подшипников, то для пересечения границы России нужен сертификат происхождения формы СТ-1 или заключение/разрешение компетентного органа на вывоз товара из страны. Впрочем, из-за либерализации законодательства у водителя теперь может быть копия разрешительного документа или информация для проверки наличия сертификата.
Такие водители больше не нарушают — у них все в порядке. Правда, среди них есть и неисправимые, которые по-прежнему пытаются проскочить без полного комплекта документов, надеясь вообще непонятно на что. Они убеждены, что убытки от возвращения в пункт отправления критичны
Дорожный патруль
С МАПП корреспондент «Ленты.ру» и майор Дмитрий Усов выезжают на трассу на специальном джипе, оборудованном для мобильного досмотра. На его переднем пассажирском сиденье установлена камера, которая даже в движении может считывать государственные номерные знаки автомобилей.
Сопряженный с ней компьютер сразу проверяет их по базам данных — как таможенным, так и других ведомств (в том числе внешнеэкономической деятельности) — и быстро выдает информацию о грузе и о товаре. На таких внедорожниках сегодня и работают мобильные группы таможни.
С 7 октября 2022 года в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» внесены изменения, которые дают нам право использовать мобильные группы вне постоянных таможенных постов, на трассах. Но в Самарской таможне такие группы в порядке эксперимента были созданы в конце 2015 года: именно наш опыт использовали при подготовке нормативной базы
Дело в том, что границы России со странами СНГ можно пересечь и вне таможенных постов — есть много небольших дорог с очень активным движением. Особенно это касается Беларуси — рядом там есть российские деревни, где в магазинах почти не покупают алкоголь и сигареты: у торговцев из соседней республики цены ниже из-за отсутствия акцизов и сборов.
Пару раз в неделю они пересекают границу с багажником, полным сигарет, — и просто продают их в ближайших российских деревнях. А на вырученные деньги затариваются бензином — в России он дешевле. Причем до недавнего времени похожая ситуация складывалась и на российско-казахстанской границе.
Именно поэтому возникла необходимость в мобильных группах: есть места, миновать которые на пути от границы нельзя. В районе МАПП «Маштаково» такое место — село Большая Черниговка Самарской области. К нему в единую международную трассу Казахстан — Самара (она же — европейский маршрут Е-121) сливаются все дороги, ведущие от границы.
После внесения изменений в закон теперь наши мобильные группы могут останавливать любые машины самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД, и самостоятельно проверять груз. Задачи у них такие же, как и на МАПП, — пресечение проникновения на территорию России запрещенных и санкционных товаров, а также контрафакта.
Наш внедорожник паркуется на обочине трассы неподалеку от Большой Черниговки. Аппаратура включена, камера смотрит на дорогу, но все тихо. Спустя несколько минут мимо нас в сопровождении машины таможенного СОБРа проезжает тот самый Volvo, в водителе которого ранее старший лейтенант Медведев заподозрил нарушителя.
Бортовой компьютер при этом сообщил, что машина подозревается в транспортировке контрафактного груза. Спустя некоторое время инспекторы останавливают для проверки грузовик с киргизскими номерами.
Водитель показывает бумаги, и в них все в порядке — что подтверждает и бортовой компьютер
Как оказалось, шофер везет коробки с надписями «кукуруза вареная» с QR-кодом на каждой. Планшет, отсканировав его, сразу же выдает информацию — это действительно вареная кукуруза, выращенная в Казахстане и предназначенная для продажи в России.
Одновременно открываются виртуальные копии всех документов, которые можно сравнить с оригиналами на руках у водителя. Претензий нет — грузовик может ехать дальше.
«Они знали, что грузят контрафакт»
Попрощавшись с таможенными инспекторами, корреспондент «Ленты.ру» и майор Дмитрий Усов направляются в Тольятти — на площадку таможенного досмотра. По закону, таможенники имеют право только провести досмотр всего груза, а вот вопросы разгрузки-погрузки лежат на водителе или грузоотправителе.
Последние заинтересованы в скорейшем решении всех процедур: каждый день простоя — это упущенная выгода. Поэтому к нашему приезду коробки уже заносят на досмотр.
Пункт таможенного досмотра — это, по сути, огромный склад с рядами стеллажей
Формально сразу после появления машины там создается специальная досмотровая группа, во главе которой стоит старший инспектор с опытом работы. Товар выгружают и сразу раскладывают по позициям: дело в том, что при составлении акта надо определить, какой процент груза подлежит тщательному изучению.
В случае с грузовиком Volvo — это десять процентов. «Но проверять будут не десять процентов груза, а десять процентов каждой позиции», — поясняет Юлия Мухина, ведущий инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни.
Товары рассортировывают грузчики — коробки с медицинскими ножницами укладывают в один ряд, спрятанную за ними электронику — в другой, одежду, которой оказалось больше всего, — в третий. На одежде, кстати, указан бренд всемирно известного торгового дома, хотя в документах на груз это название не фигурирует.
Каждый шаг здесь документируется — инспекторы записывают все обнаруженные номера в акты и фотографируют все, к чему прикасаются.
Потом будет составлен многостраничный документ, в котором перечислят и то, что нашли, и то, что вызвало подозрения
Закон предусматривает, что таможенный досмотр продолжается семь дней, но в случае обнаружения запрещенной продукции он может быть продлен на все необходимое время. По словам Юлии Мухиной, в случае с товарами из Volvo таможня направит запрос представителям владельца торговой марки, разрешали ли они ввоз этой продукции в Россию.
В случае, если торговый дом такого согласия не давал, нам об этом сообщат и сразу же приложат заявление с просьбой принять все предусмотренные законом меры в связи с распространением контрафактной продукции. А заодно и укажут сумму ущерба — именно поэтому мы должны направить всю самую подробную информацию
Правда, контрафакт тут почти очевиден: брендированная продукция даже внешне блеклая и бесформенная. Ни одна уважающая себя фирма не будет никому такое показывать — засмеют. И это у таможенников еще не дошли руки до той самой электроники, которая вызвала сомнения на посту.
Водители всегда дают объяснения, что они не присутствовали при погрузке, что их не пустили на склад, поэтому они ни при чем — их дело крутить руль. А потому, мол, все вопросы надо задавать грузоотправителю. Но в частных беседах они признаются — знали, что грузят контрафакт, однако слишком уж выгодные условия предложили, не могли отказаться
«Чаще всего пытаются незаконно ввезти одежду»
Пункт таможенного досмотра по сути — это десяток кирпичных складских зданий длиной метров по сто и высотой метров около восьми каждое. Внутри они разделены на секции, чтобы проще ориентироваться. Восемь рядов стеллажей под потолок — и все заполнены изъятыми товарами с надписями для идентификации.
Фото: Игорь Надеждин / Лента.ру
Вопреки распространенному мнению, сами таможенники ничего не уничтожают: после того как решение суда вступит в законную силу, они передают товар Росимуществу — по описи, проверяя, чтобы количество и описание совпадали.
По опыту, чаще всего пытаются незаконно ввезти одежду, на втором месте — обувь, затем идут электроника, запчасти к автомобилям, потом — парфюмерия. Но перед Новым годом и 8 марта духи вырываются в лидеры. Причем во всех этих случаях пересекаются два нарушения — отсутствие обязательной маркировки и наличие признаков контрафакта
Как поясняет Рустам Тунтаев, к примеру, в грузовом отсеке автомобиля таможенники могут найти духи известного бренда. Следующий шаг — проверка товаросопроводительных документов, которые есть у водителя, и проверка по базам данных. А чтобы такой груз перемещать партиями, у него должно быть разрешение от правообладателя на транспортировку и хранение.
Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
Мы с водителем общаемся, уточняем — нет ли каких-то дополнительных документов, все ли он нам отдал, не забыл ли чего. И если мы делаем вывод, что товар имеет признаки контрафактности, то последнее слово остается за судом. Только он может признать товар контрафактным
Между тем канун Нового года — очень напряженное время для таможенников. Именно в эти дни поток «запрещенки» идет через границу лавиной. Но через пару недель он схлынет — и вновь поднимется только в феврале, накануне 8 марта. А вот 23 февраля для современных контрабандистов — не повод увеличивать товарооборот.
***
Мы идем по пункту таможенного досмотра. Он заполнен под самую крышу — тут и шубы, и верхняя одежда, и рубашки, и популярные беспроводные наушники, и духи. Причем и флаконы, и коробочки от настоящих отличить невозможно — совпадает все до деталей: яркие цвета, четкие линии стекла, внешний вид упаковки.
Но это — подделки, стоимость которых в разы меньше, чем у оригинала. Достаточно сравнить цвет оригинальных духов и тех, что завозят контрабандой. Ведь точно подбирать оттенки подпольные изготовители пока не научились.