Спустя 35 лет конфликта в Нагорном Карабахе, сопровождавшегося кровопролитными столкновениями, Азербайджан и Армения сделали большой шаг к мирному соглашению. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что признание территориальной целостности Азербайджана предполагает суверенитет соседней страны над нагорнокарабахскими землями. При этом попытки мирно урегулировать конфликт продолжаются на фоне экономической и транспортной блокады непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Там возникли перебои с поставкой продуктов питания, медикаментов и энергоносителей. Кульминацией же блокады стало появление азербайджанского КПП на дороге Горис — Степанакерт, единственной трассе, связывающей НКР с «большой землей». Военные отказываются пропускать армянские фуры и называют свои действия абсолютно легитимными. В Армении, напротив, считают их нарушением трехсторонних договоренностей. В чем состоит замысел властей Азербайджана, что сейчас происходит в Лачинском коридоре и как Армения планирует решить вопрос с Нагорным Карабахом — разбиралась «Лента.ру».
Слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна о готовности признать Нагорный Карабах частью Азербайджана ожидаемо разошлись на цитаты, их стали охотно комментировать политики и журналисты. Однако идею о взаимном признании двух стран в границах 1991 года и необходимости прямых переговоров Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской республики политик продвигает на протяжении последних месяцев.
Реализация этих предложений, впрочем, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Так, по словам президента России Владимира Путина, «ситуация развивается в направлении урегулирования», однако решены далеко не все вопросы.
Делимитация границ должна быть на наших условиях, то есть на справедливых условиях. Мирное соглашение должно основываться на международных правилах, должна быть открыта дорога в Нахичевань. Из Карабаха должны быть выведены все представители Вооруженных сил Армении. Это наши условия
Выход из многолетнего конфликта обсуждается сейчас в европейских столицах: 25 мая переговоры прошли в Москве, а уже 1 июня состоятся в Кишиневе — на полях саммита Европейского политического сообщества. На первой встрече стороны так и не смогли согласовать рамочный документ: по словам Никола Пашиняна, камнем преткновения стал вопрос с разблокированием Лачинского коридора.
Мы обсуждали эту тему с нашими коллегами из России. Не могу сказать, что результаты этой дискуссии удовлетворительны. Очень печальная ситуация, что закрытие Лачинского коридора произошло в присутствии российских миротворцев
Талоны и карточки
Лачинский коридор — участок горной трассы длиной всего шесть километров, протянувшейся от границы с Арменией в Степанакерт — столицу непризнанной Нагорно-Карабахской республики. После окончания 44-дневной (второй карабахской) войны он официально стал зоной ответственности российского миротворческого контингента, а для местных жителей — фактически дорогой жизни.
Других путей к контролируемой армянами части Нагорного Карабаха не осталось, по итогам конфликта прилегающие к коридору земли были возвращены Азербайджану
Попытки заблокировать дорогу и критическую инфраструктуру, расположенную вдоль нее, начались в декабре 2022 года. Сначала там расположились «экологические активисты» из Азербайджана. Протестуя против «бесконтрольного освоения природных ресурсов», они отказывались пропускать любые автомобили и фуры, за исключением машин российских военных и Международного Красного Креста.
человек проживали в непризнанной НКР на начало 2023 года
Затем в НКР пропал газ — азербайджанская сторона перекрыла потоковую магистраль и частично разблокировала ее только спустя несколько недель. Впоследствии отключения периодически повторялись.
Армения повторно обратилась в Международный суд ООН с требованием применить к Азербайджану меры в связи с блокадой Лачинского коридора
В городах региона возникли перебои со светом, водой и товарами первой необходимости. Остановились сотни предприятий, десятки тысяч людей потеряли работу, еще больше не могли вернуться в свои дома из-за блокады коридора.
Однако гуманитарная помощь продолжала поступать в республику, несмотря на блокаду
И хотя на большинство товарных позиций властям пришлось ввести талоны и карточки, российские грузы, ввозимые миротворцами, помогли несколько ослабить дефицит.
Ситуация окончательно осложнилась 23 апреля, когда азербайджанская сторона установила военный КПП, окончательно отрезав регион от «большой земли». Уже в начале мая там появились кабинки паспортного контроля и сканеры для большегрузов, призванные предотвратить ввоз «неоформленных» товаров.
Азербайджан создал пограничный КПП на границе двух стран из-за неправомерного использования Арменией дороги Лачин — Ханкенди и вытекающих из этого угроз безопасности. Для проезда армянских жителей Карабахского региона в обоих направлениях будут созданы соответствующие условия
Несмотря на заверения дипломатов ситуация не изменилась: с декабря 2022 года ни один житель Нагорного Карабаха не сумел уехать в Армению по дороге в Степанакерт. С учетом нарастающего кризиса в здравоохранении, продовольствии и энергобезопасности, ситуация рискует обернуться гуманитарной катастрофой.
потеряла экономика региона с начала блокады, по оценке правительства НКР
Отрезанные от мира
Власти Армении неоднократно призывали на помощь российских миротворцев и дипломатов, ссылаясь на шестой пункт трехстороннего соглашения, согласно которому Лачинский коридор должен оставаться открытым для пассажирского транспорта и грузов. Гарантии на этот счет взяли на себя российские военные. Однако теперь Россия заняла сдержанную позицию и не стала принуждать Азербайджан к снятию блокады.
«Мы неоднократно говорили, что российские миротворцы делают все возможное для урегулирования обстановки на земле. Никакие публичные нападки делу не помогают, ситуации были и похуже. Работаем для того, чтобы ситуация эта была улучшена», — говорила пресс-секретарь МИД России Мария Захарова в декабре 2022 года.
Дело в том, что Азербайджан, хоть и не прямо, увязывает свои действия с приостановкой работы над мирным соглашением — документом, который должен окончательно урегулировать взаимные территориальные и политические претензии с Арменией.
Речь идет не только о демаркации и делимитации границ, споры о которых ведутся с 1991 года, но и о судьбе Нагорного Карабаха в целом. Армения настаивает, что статус региона должен быть определен и закреплен в договоре. Азербайджан, естественно, считает свой суверенитет над этими землями неоспоримым и не подлежащим обсуждению
«Из-за неконструктивной позиции Армении с ноября прошлого года между сторонами не проводилось очных встреч. Но благодаря настоянию и многочисленным призывам международных партнеров ожидается, что Армения в ближайшее время вернется за стол переговоров», — заявил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов 27 апреля.
Причины новой эскалации прослеживаются в словах дипломата максимально четко: Азербайджан не намерен растягивать подписание мира на долгие годы и будет всеми доступными способами принуждать Армению заключить соглашение
И, похоже, эта тактика сработала. 22 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян формально признал Нагорный Карабах частью Азербайджана, а также заверил, что переговоры будут продолжены.
Уже 25 мая лидеры двух стран встретились в Москве. И хотя ничего конкретного о будущем соглашении не прозвучало, стороны подчеркнули намерение признать территориальную целостность друг друга и в перспективе нормализовать отношения.
Россию такая развязка, несмотря на очевидное нарушение договоренностей, вполне устраивает. Желание армянской стороны отсрочить вопрос об интеграции Нагорного Карабаха понятно и объяснимо.
Однако нестабильность в Закавказье, вызванная такой позицией, ставит под удар в том числе и российские интересы
Не говоря уже о стремлении сохранить приемлемые отношения с Турцией, главным союзником Азербайджана и одним из немногих партнеров, который продолжает развивать экономические отношения с Россией вопреки санкциям Запада.
С другой стороны, утверждать, что Россия выступает исключительно на стороне Азербайджана, тоже нельзя. Более того, инциденты, связанные с попытками не пропускать миротворцев через возведенный КПП и нарушением режима прекращения огня, явно не подтверждают таких намерений.
Мы неоднократно заявляли, что не будем обсуждать свои внутренние дела ни с одной страной. Карабах — наше внутреннее дело
Все это, безусловно, раздражает власти Армении, загнанные в тупик позицией ближайшего союзника. Более того, после инцидента с пропускным пунктом армянские власти, хотя и не напрямую, впервые заверили, что продолжение такой политики позволит республике искать более радикальные пути преодоления кризиса, если переговоры в очередной раз зайдут в тупик.
«Мы хотим понять, есть ли у российской стороны в этом плане финишная черта, рубеж, чаша терпения (...). Отсутствие действенных шагов с российской стороны позволит властям и народу Арцаха решать свои дальнейшие действия», — пояснил министр иностранных дел непризнанной НКР Сергей Казарян.
Дружба закончилась
Осознавая последствия невмешательства России в судьбу региона, власти Армении озаботились поиском новых союзников задолго до последней эскалации, и попытки привлечь к разрешению кризиса другие страны принесли результат. В первую очередь речь идет о США и Франции, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Эти страны прямо указали Азербайджану на неприемлемость блокады региона и жестко потребовали восстановить доступ к «дороге жизни».
Блокада длится уже несколько месяцев — это неприемлемо и не соответствует обязательствам международного права и создает риск гуманитарного кризиса для населения Нагорного Карабаха
Франция давно стремится стать основным посредником в переговорах двух стран. Ее симпатии очевидны: к примеру, французская сторона настаивает на прямом диалоге Азербайджана и непризнанной НКР по вопросам прав армянского населения и условий возможной интеграции.
Разумеется, такие условия для Азербайджана неприемлемы, однако от посредничества Франции он отказывать не намерен — по крайней мере до тех пор, пока на Западе придерживаются тезиса о сохранении территориальной целостности в общепризнанных границах и не пытаются принудить республику санкционными методами.
Мы выражаем благодарность всем посредникам. Армения заявила, что возвращается к процессу. Конечно же, наши ожидания должны быть реалистичными, это непростой процесс, но проведение очередных переговоров является важным этапом и шагом
Еще дальше в вопросе урегулирования продвинулись США. 1 мая министры иностранных дел Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов впервые за полгода встретились в пригороде Вашингтона на переговорах, организованных государственным секретарем Энтони Блинкеном. Какой-либо конкретики по вопросу преодоления блокады там тоже не прозвучало, но американская сторона потребовала разблокировать коридор, указав, что блокада не способствует установлению мира.
Создание Азербайджаном КПП в Лачинском коридоре подрывает попытки установить доверие в рамках процесса мирного урегулирования
Рано говорить, что усилия США и Франции помогли продвинуться в разрешении кризиса, однако очевидно, что Армения сделала ставку на помощь этих стран в отстаивании своих интересов. Ведь если поддержка России, пусть и временно, ослабла, усилия западных государств могут сохранить шаткий статус-кво до лучших времен.
Грядущая встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна также состоится при западном посредничестве. Как сообщает Reuters, политики могут встретиться на саммите Европейского политического сообщества, который откроется 1 июня в Кишиневе. И, как уже было сказано, США и Франция будут стремиться усилить переговорную позицию Армении настолько, насколько это возможно.
Примечательно, что такие жесты не прошли мимо армянского общественного мнения. В марте 2023 года Международный республиканский институт (IRI) опубликовал результаты опроса, согласно которому лучшими друзьями своей страны жители Армении считают Францию (96 процентов) и Соединенные Штаты (88 процентов).
Россия в этом рейтинге заняла седьмую строчку — только 50 процентов армян полагают, что отношения двух стран остаются хорошими. Для сравнения: в 2018 году этот показатель составлял 87 процентов. Причины такой динамики лежат на поверхности — неспособность России, как уверены граждане Армении, отстоять права жителей НКР в ситуации азербайджанской угрозы.
Тем не менее дипломатические усилия западных стран пока вызывают лишь раздражение у российских властей. Например, 2 мая пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя встречу министров иностранных дел, категорично заявил, что единственным механизмом по урегулированию кризиса, вопреки стараниям Франции и США, остается трехстороннее соглашение.
Пока нет каких-либо других правовых основ, которые способствовали бы урегулированию, соответственно, эти трехсторонние документы являются абсолютно безальтернативными (...). Мы также знаем, что бывают разные попытки, которые размывают основу урегулирования, что в перспективе может не дать результата
Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко считает, что Франция и США в скором времени могут окончательно перехватить у России «эстафетную палочку» главных переговорщиков по этому конфликту: «Там есть системность внешнеполитического подхода. При этом и в Азербайджане, и в Армении будут слушать представителей Франции и США, у них будет для этого большая внешнеполитическая мотивация». Несмотря на то что западные страны симпатизируют скорее Армении, это не станет проблемой и для Азербайджана, сказал эксперт.
Азербайджан не может позволить себе ссориться с западными странами. Кому он продает свой газ и нефть? От кого зависит его внешнеполитическая рукопожатность? Явно не от России
Олег Бондаренко уверен, что Россия стремительно утрачивает позиции переговорщика между Азербайджаном и Арменией, и недавняя перепалка между Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном в Кремле тому ярчайший пример. «Ильхам Алиев чувствует свое преимущество: для российской стороны он ближе — как выходец из правящей политической элиты, в отличие от Никола Пашиняна, который стал премьером на волне революции», — говорит эксперт.
При этом Олег Бондаренко уверен, что взаимные претензии двух стран невозможно взять и решить за несколько встреч даже на самом высоком уровне: «Для этого должна вестись системная работа на протяжении многих лет. Каждая из сторон должна понимать, что она что-то потеряет, если отвергнет предложение посредника».
Это должна быть в хорошем смысле византийская политика с серьезной, системно проработанной многоходовкой. А когда это делается в довольно прямолинейном виде, в стиле «давайте прекратим стрелять, давайте достигнем мира, это же так важно», — шансов на успех нет. Для кого-то, может быть, и важно перестать стрелять, ну а кому-то это совсем неинтересно
***
Намерение Армении урегулировать кризис в свою пользу очевидно и разумно, а стремление подкрепить позицию на переговорах за счет членов Минской группы ОБСЕ — ожидаемый шаг. Однако такие действия существенно ослабляют политическое влияние России в Закавказье. Глобально это может грозить даже изменением вектора сотрудничества региона на западный. Рисковать столь сильно Россия не имеет права, даже если речь идет о длительных перспективах.
При этом пока нельзя с уверенностью заявить о переориентации закавказских республик на Запад. По сути, сейчас они вынуждены принимать посредничество США и европейских стран потому, что находятся в дипломатическом тупике: Армения понимает, что ввиду наличия крупной армянской диаспоры западные страны будут к ней более расположены, а Азербайджану нужно продавать на Запад свои ресурсы.
В Ереване и Баку тоже понимают заинтересованность европейских столиц в азербайджанских газе и нефти, а значит, и не рассчитывают на их тотальную приверженность защите армянских национальных интересов
Осложняет проникновение Запада в Закавказье и принципиальность вопроса о Нагорном Карабахе для всех заинтересованных сторон. И Армения, и Азербайджан уже понесли огромные потери в борьбе за этот регион, а России важно сохранить свой миротворческий форпост, чтобы как минимум обозначать там свое присутствие, пока основные внешнеполитические усилия сосредоточены на Украине.
Нагорный Карабах стал узлом глобальных международных противоречий, и главные проигравшие здесь — карабахские армяне, судьба которых совершенно теряется за геополитическим противостоянием великих держав