Россияне привыкли думать, что уроки физкультуры в школах нужны для здоровья. Однако только за 2016 год в российских школах более чем у 200 учеников произошла остановка сердца. Бывает, что на физкультуру заставляют ходить даже тех, у кого диагностированы серьезные кардиологические проблемы. Так произошло, например, с девятиклассником из Симферополя и семиклассницей из Санкт-Петербурга. Кроме того, в раздевалках и на уроках многие сталкиваются с травлей из-за «неспортивности» или лишнего веса, причем провоцировать это могут учителя. Есть и масса других проблем. Что не так с уроками физкультуры в России, «Ленте.ру» рассказали врач, преподаватель и психолог.
Отсутствие нормальных медосмотров
Дмитрий Шашков, преподаватель физкультуры, кандидат в мастера спорта, в 1995 году — чемпион России среди юниоров по толканию ядра:
Как правило, класс отправляют на медосмотр как на конвейер, и на это выделяется не больше часа. Качественно проверить всех детей за это время просто невозможно.
По идее, при наличии отклонений врач должен направить ребенка на дополнительное обследование, но этого часто не происходит. Нередко могут вообще осмотреть школьника для галочки.
Важно, чтобы за этой ситуацией следили не только сотрудники школы, но и родители ребенка, проводили бы медобследование минимум раз в год. Кроме того, они должны своевременно сообщать о проблемах со здоровьем классному руководителю, а тот, в свою очередь, передавать списки учителю физкультуры и обсуждать вопрос о снижении или отмене нагрузки. Ни один нормальный учитель не будет брать на себя ответственность и гонять на уроках детей, у которых проблемы со здоровьем.
Еще в 2000-х годах у одного из моих коллег был случай, когда на уроке физкультуры отказало сердце у освобожденного от занятий ребенка. Он сидел на лавочке, увидел, что к нему подлетел мяч, и дернулся, чтобы кинуть его обратно. Закончилось это все фатально
Преподаватели не всегда оказывают своевременную помощь, когда дело касается обмороков на уроках, хотя в стандартах обучения педагогов есть элементы оказания первой медицинской помощи. Возможно, не всех из них протестировали на знания по этому вопросу, что очень плохо.
Детский кардиолог МЕДСИ Светлана Брызгалина:
На уроках в группе риска находятся в первую очередь подростки с наследственными заболеваниями, которые чаще всего не диагностированы до внезапного приступа.
Есть несколько проблем, связанных с помощью детям на уроках физкультуры. Первая — отсутствие качественного проведения диспансеризации. Если в раннем возрасте, а также при зачислении в детский сад/школу/институт полный осмотр специалистов проходят практически все дети, то ежегодная диспансеризация полностью лежит на участковых педиатрах и зависит от индивидуальной ответственности родителей. Однако в скором времени школы и детские сады не будут принимать детей без карты, где есть отметки о прохождении всех специалистов.
Вторая проблема — неумение своевременно оказывать первую медицинскую помощь.
По сети гуляет видео, где есть сравнение, какие действия предпринимают во время приступа на уроке физкультуры взрослые из России и США. Чаще всего у человека есть 10 минут на то, чтобы спасти ребенка. В США легочная реанимация проводилась уже со второй минуты, и ребенок выжил. Более половины трагических случаев на физкультуре в России можно было бы избежать
Нормативно-правовая база в России по оказанию первой медицинской помощи довольно размыта. Предполагается, что любого человека, который оказал помощь пострадавшему на улице или в школе, можно обвинить в том, что он не смог оказать ее качественно.
В европейских странах действует так называемый закон «доброго самаритянина». Если действия человека оказались неудачными и он не смог помочь пострадавшему, его освобождают от ответственности.
Кроме того, во многих общественных местах за рубежом есть дефибрилляторы. Они генерируют мощный электрический импульс и способны восстановить нормальный ритм сердца в случае сердечного приступа у человека. Аппарат легко использовать самостоятельно — он диктует, что конкретно нужно делать.
В российских школах необходимо установить подобные аппараты, но законопроект об их внедрении до сих пор находится в разработке.
Некомфортные раздевалки или полное их отсутствие
Елизавета Каширина, психолог:
В некоторых школах раздевалки отсутствуют, и дети обоих полов переодеваются в одном классе. В учебных заведениях, где раздевалка все же есть, никто из взрослых не следит, что там происходит и как школьники взаимодействуют друг с другом.
Момент переодевания может быть рискованным, потому что дети обижают друг друга, комментируют чей-то вес, отбирают вещи или даже просто сравнивают себя с одноклассниками и чувствуют дискомфорт из-за своего тела.
Дмитрий Шашков, преподаватель физкультуры:
Другая проблема — это неправильно составленное расписание уроков и отсутствие душевых в раздевалках. Первым уроком или в середине рабочего дня у детей стоит физкультура, затем они идут на другие занятия, и там сидят уставшие и потные. Одно из решений здесь — ставить уроки физкультуры последними в расписании.
Что касается душевых, то это вполне можно отнести к проблеме общего устройства школ. Здания учебных заведений могут быть построены очень давно, и раньше в них не предусматривалось наличие душевых.
Мне повезло, что в одной из подмосковных школ, где я работал, они были. Ученицы старших классов часто отпрашивались пораньше, чтобы успеть привести себя в порядок. Это не запрещалось.
Уравниловка на занятиях
Елизавета Каширина, психолог:
Еще одна причина дискомфорта на уроках физкультуры — разная подготовка детей. Кому-то упражнения даются легко, а кто-то испытывает большие трудности при их выполнении. Здесь также важна роль учителя, который должен выстроить процесс таким образом, чтобы занятия не доставляли дискомфорта никому из учеников.
Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и выставлять четкие требования к сдаче нормативов. Ребенку комфортнее, когда он ясно понимает правила игры и систему оценивания.
Немаловажным фактором является и вовлеченность учителя в занятие. Если преподаватель сидит на скамейке и не предпринимает активных действий, то власть на себя могут взять другие школьники. Они начинают судить игру, раздавать распоряжения, набирать команду. Есть большой риск, что что-то пойдет не так
Дети могут обесценить своего одноклассника. И мы сейчас не берем во внимание то, что учитель тоже может себя повести таким образом. Одним словом, ребенок здесь получает власть, которой у него при других обстоятельствах, как правило, нет.
Дмитрий Шашков, преподаватель физкультуры:
Отчасти в школах присутствует уравниловка, но она работает на уровне спортивной подготовки разных детей ниже среднего. Дети, которые много занимаются спортом, часто жалуются на то, что на уроках физкультуры в школе им неинтересно. В то же время для неспортивных детей такие уроки могут стать чуть ли не адом, потому что любая двигательная активность будет для них триггером.
Другой вопрос состоит в том, что у школ не всегда есть возможность все это организовать, а где-то в 10-11 классах и вовсе происходит недобор детей. Из этого часто и вытекает уравниловка, о которой я говорил выше
Единственный выход, который я здесь вижу, — это разделение класса на две группы по уровню физической подготовки. Одна будет послабее — для детей с какими-то начальными умениями, а вторая — посильнее, где ребята уже занимаются активнее. Но я убежден, что в любом школьном предмете так или иначе присутствует уравнивание, вопрос в том, как с этим справляются преподаватели.
Любые уроки требуют пересмотров и новых подходов минимум хотя бы раз в 10 или 15 лет, а то и чаще. Уроки физкультуры — не исключение. По моему мнению, чтобы мотивировать учеников, надо внедрять больше командных и развивающих игр, создавать комфортную среду для всех ребят, больше выводить их на те же самые пешие прогулки, которые могут дать больше эффекта, чем физические упражнения в школе.
Здорово, если у школы есть возможность создавать отдельные медицинские классы для детей, у которых есть отклонения по здоровью или противопоказания, или же пригласить отдельного ЛФК-специалиста.
Отсутствие безопасности на уроках
Елизавета Каширина, психолог:
На дискомфорт на уроках физкультуры влияет множество факторов.
В первую очередь — позиция учителя как держателя рамок. Безопасность — это специфика конкретно урока физкультуры, и ребенку важно ощущать себя комфортно, особенно если он не слишком близок к спорту.
Лично для меня в школе это было проблемой. Я боялась, что могу убиться, что мяч прилетит мне в голову. Это делало уроки физкультуры очень сложными и неприятными.
Дмитрий Шашков, преподаватель физкультуры:
Очень часто бывает, что на уроках физкультуры случаются травмы
или обморожения, если говорить о занятиях на улице зимой. Здесь очень важны два момента: преподаватель не должен относиться к технике безопасности халатно, и ему необходимо требовать того же от родителей и самих учеников.
Бывают ситуации, когда дети дерутся друг с другом или начинают прыгать на одноклассников с каната. Важно, чтобы преподаватель умел это вовремя остановить и доносил бы до учеников в понятной форме, почему так важно соблюдать меры предосторожности.
Нередко родители дают возможность ребенку самому собраться зимой для занятий физкультурой на лыжах или же недостаточно следят за ребенком, из-за чего могут произойти случаи обморожения. Тут тоже важно объяснить детям и родителям в начале учебного года, как они должны одеваться зимой и какими могут быть последствия.
Травля и издевательства
Елизавета Каширина, психолог:
Проблемы на уроках физкультуры могут трансформироваться в травлю, но для этого необходимы другие сопутствующие факторы.
Если в коллективе уже есть проблемы с агрессией, там не будет позитивной цели, и тогда риск возникновения буллинга значительно повышается. Учитель тоже может это провоцировать, если ребенок как-то отличается от других
Если есть какие-то предпосылки — недружный коллектив, отсутствие позитивной цели, — урок физкультуры не станет исключением.
Кроме того, разделение на «спортсменов» и «тюфячков» часто комментируют учителя, которые могут обратить внимание и на вес ребенка. Это, в свою очередь, легко считывается детским коллективом и может перерасти в травлю.
Высокие требования
Елизавета Каширина, психолог:
Если ребенок с детства серьезно занимается спортом, то и в этом случае могут возникнуть проблемы. Дети, которые приходят ко мне на тренинги, жалуются, что очень часто испытывают ненависть к себе и своему телу.
Как правило, если ребенок занимается спортом профессионально, то он начинает свою карьеру в возрасте четырех-пяти лет. Малыш попадает в жесткие условия — от него много требуют в плане достижений и тела. Девочка поела тортик на выходных, а преподаватель может назвать ее буквально «жирной коровой».
Чаще всего подобные замечания и критику ребенок считает заслуженными и начинает мыслить в рамках того, что он недостаточно хорош, много ест и мало тренируется. В таком юном возрасте голос взрослого обычно не подлежит критике, и из-за этого могут появиться комплексы.
Рефлексии по поводу слов тренера или другого взрослого в таком возрасте еще не происходит, поэтому ребенок воспринимает все слова как пожелания добра со стороны авторитетной фигуры
Дмитрий Шашков, преподаватель физкультуры:
В целом я бы не сказал, что нагрузка в школах сейчас очень большая. Дети не делают все упражнения одновременно, кроме беговой разминки, которая длится не больше десяти минут.
Те упражнения, которые идут дальше, предполагают паузы. Например, даже когда дети стоят в очереди на прыжок, они не постоянно находятся в движении. Таким образом, за урок возникает около 10-15 перерывов
С другой стороны, если ребенок изначально не приспособлен к сдаче тех или иных нормативов, он вряд ли сможет быстро их наработать за отведенное количество часов.
Многие учителя снисходительно относятся к этому, потому что уроки физкультуры изначально не ставят целью спортивные достижения, это косвенная оценка здоровья детей и их возможностей. Говорить о том, что кого-то загоняют и изматывают, все же нельзя.
У меня в классе была следующая ситуация: две девочки пропускали занятия физкультурой, потому что одна стеснялась ходить из-за своей неспортивности, а другая решила ее поддержать. В итоге удалось договориться с классным руководителем и родителями этих учениц, что они отдельно смогут сдать какой-то минимальный норматив, чтобы потом получить оценку в аттестат.
Существуют, конечно, довольно бесчувственные преподаватели, но они не выходят за рамки нормативов, а могут пристыдить ребенка за слабую физическую подготовку или назвать толстым. Думаю, такое может встретиться на всех школьных предметах.
Отсутствие разделения на группы по полу
Дмитрий Шашков, преподаватель физкультуры:
У девочек и мальчиков нормативы отличаются, и объективно разделение на группы по полу сильно бы улучшило занятия по физкультуре. Я думаю, что эта система эффективна по многим причинам
Во-первых, дети [в младшем возрасте] не обращают внимание на физиологические особенности. [Однако потом] у мальчиков растут волосы на ногах, у девочек начинает расти грудь. Все это вызывает повышенное внимание обоих полов, что мешает занятиям и может вызвать неприятные ощущения у учеников, потому что над ними могут смеяться, отпускать какие-то неуместные комментарии.
Во-вторых, детям все-таки чаще всего комфортнее заниматься с ребятами своего пола, даже если они намного спортивнее. Так они не будут чувствовать слишком большого давления, желания обогнать всех одноклассников.
Вопрос с занятиями у девочек во время менструации не прописан в официальных правилах, но есть в памятках для преподавателей. Здесь важно уметь планировать занятия и не принуждать идти на физкультуру тех, кому некомфортно заниматься в этот период.
Иногда встречаются и такие школьницы, которые три раза в месяц могут подходить и говорить, что у них менструация. В таком случае можно просто вести дневник и отмечать, когда и сколько раз подходила та или иная ученица.