В ночь с 31 декабря 2001 года на 1 января 2002 года на российском и украинском телевидении показали новогодний мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» — очень вольную адаптацию повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Роли в нем исполнили звезды первой величины: Филипп Киркоров, Лолита, Лидия Федосеева-Шукшина и Верка Сердючка — еще задолго до скандального выступления на «Евровидении». Фильм стал сенсацией и открыл дорогу на экраны целой серии новогодних мюзиклов. Спустя два десятилетия зрители продолжают вспоминать об этом шоу с любовью и ностальгией. В феномене успеха «Вечеров на хуторе близ Диканьки» разбиралась «Лента.ру».
«Руками ничего не мацать»
Мюзикл начинается со сцены, где Черт, которого сыграл Филипп Киркоров, в ясную морозную ночь набредает на украинский хутор. Позади видно темно-синее небо, где светит одинокий месяц, а впереди — покрытые снегом хаты, торчащие кое-где изгороди и голые деревья. За кадром раздаются удары колокола и громкие голоса колядующих парней и девушек. Черт достает монокль, чтобы осмотреть поселок, после чего хмыкает и начинает исполнять песню «Ты ж мэнэ пидманула».
Как и в повести Гоголя, события фильма разворачиваются в Сочельник — последнюю ночь, когда Черт может шататься по белому свету и искушать простых людей
Главный герой, кузнец Вакула (его роль исполнил Олег Скрипка), без памяти влюблен в дочь казака Чуба — красавицу Оксану (ее сыграла Ани Лорак). Чтобы добиться ее расположения, кузнец должен добыть ей черевички, которые носит сама императрица Екатерина II, в образе которой в мюзикле предстала Лидия Федосеева-Шукшина.
Атмосфера в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» близка к водевилю: в шоу много танцуют и поют. Персонажи сидят за столами, которые ломятся от блюд, и запивают еду горилкой. Когда спиртное заканчивается, на экране появляется Верка Сердючка в образе самогонщицы. Именно к ней казаки бегут за новой бутылкой. «Так, руками ничего не мацать», — обращается она к тянущимся к ней с чарками мужикам, при этом трогая себя за грудь. «Хотя...» — добавляет она, после чего начинает исполнять задорную песню про горилку.
Однако общего у мюзикла с повестью Гоголя мало. У Гоголя Черт прямиком из сказки: у него морда со свиным пятачком вместо носа, козлиная бородка, рожки на голове, тонкие ноги и длинный хвост. В мюзикле он, наоборот, высок и весьма привлекателен. Персонаж Киркорова появляется перед зрителями то в черном костюме с воротником, украшенном стразами, то — в красном костюме с перьями и подвеской в виде американского доллара.
Отличается и мотивация героев. В повести Черт давно точит зуб на Вакулу и ищет способ отомстить кузнецу за то, что тот нарисовал картину, изображающую Страшный суд. А Черт, которого играет Киркоров, просто недоволен тем, что жители Диканьки веселятся в ночь перед Рождеством, и хочет испортить им праздник. Сначала он обещает двум казакам исполнить любые желания в обмен на их души, но, получив от мужиков резкий отказ, пытается искусить главного героя.
Встречаются в мюзикле и отсылки к современности. Например, в хате запорожца Пацюка, в рот к которому залетают вареники со сметаной, девушка в восточном наряде исполняет танец живота — настоящий тренд нулевых годов. В другой сцене Черт предлагает кузнецу подписать контракт, по которому Вакула обещал ему отдать свою душу в обмен на черевички для Оксаны. «Нынче без контракта никак нельзя», — говорит Черт, после чего некоторое время пристально смотрит прямо в камеру.
«Вы что, шедевр там собираетесь снимать?»
Идея создать новогодний мюзикл, взяв за основу классическую литературу, принадлежала режиссеру Семену Горову и продюсеру украинского телеканала «Интер» Владу Ряшину. До этого они несколько лет вместе снимали передачи наподобие «Голубого огонька», выходившего на российском телевидении. Программы были успешными и имели хорошие рейтинги, но Горову и Ряшину захотелось сделать что-то более серьезное.
Родилась идея снимать не просто музыкальные номера, а уже более развернутое произведение с драматургией — мюзикл. К этому был готов и телеканал, и зрители. Мы выбрали рождественскую историю Николая Гоголя — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Вскоре после начала работы над фильмом выяснилось, что канал «1+1» готовит мюзикл по той же повести Гоголя. Сначала новость расстроила Горова, но потом он решил отстоять проект. Режиссер лично встретился с руководством канала и показал эскизы костюмов, а также рассказал, каких артистов планируется пригласить. Масштаб замысла впечатлял.
Меня спросили: «Вы что, шедевр там собираетесь снимать?» Я сказал: «Ну а почему бы и нет?» В этом споре мы выиграли, и «1+1» решил снимать что-то другое
Изначально Киркорову предлагали сыграть фаворита Екатерины II, князя Григория Потемкина. Однако после того как артист прочитал сценарий, он сказал, что видит себя чертом и никем другим быть не хочет. Роль императрицы предлагали Алле Пугачевой, однако певица не смогла принять участие в проекте, и в результате ее место заняла Федосеева-Шукшина.
Роль Оксаны досталась 23-летней на тот момент Ани Лорак, которая тогда только начинала карьеру певицы, а ведьму Солоху сыграла Лолита. Певица признавалась, что это был ее любимый персонаж с детства. При этом если в повести Гоголя Солоха приходилась Вакуле матерью, то в мюзикле ведьма была просто его знакомой. К ней кузнец обратился с просьбой помочь ему достать черевички для возлюбленной.
Особняком от всех звезд стоял лидер рок-группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка, исполнивший роль Вакулы. Он то соглашался, то отказывался участвовать в проекте. Артисту не нравилось, что в мюзикле играет много поп-исполнителей, поскольку он сам себя ассоциировал скорее с роком и инди, нежели с эстрадой. Однако в итоге съемочной команде удалось уговорить музыканта сняться в постановке.
Я не скажу, что мне очень интересно играть Вакулу. Позитивных красавчиков никогда не интересно играть. Это разве что Ди Каприо может играть таких персонажей
Съемки мюзикла проходили в павильоне. Съемочная группа возвела декорации украинского поселка, в том числе и макет хутора — именно его можно увидеть в самом начале. Сцены в императорском дворце снимались в Мариинском дворце в Киеве. «На съемочной площадке была замечательная атмосфера — эта была команда профессионалов», — отмечал Горов, говоря о работе над телепостановкой.
Музыку к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» написал Константин Меладзе, продюсер женской поп-группы «ВИА Гра». «На этом все и держится — Николай Васильевич Гоголь и Константин Меладзе. А еще скромный вклад нашей команды», — шутил режиссер. В постановке появились и участницы первого состава «ВИА Гры» — Надежда Грановская и Алена Винницкая. Певицы сыграли подружек Оксаны.
«Людям нравится, когда к ним относятся серьезно»
На следующий день после премьеры «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Горов позвонил на «Интер», чтобы спросить, как прошел эфир, и узнал, что у мюзикла рекордные рейтинги. «Было очень много положительных отзывов», — вспоминал он о реакции на передачу. Сколько именно жителей Украины посмотрели фильм, режиссер не уточнил. Тем не менее, по данным СМИ, в 2002 году одну программу на «Интере» могли одновременно смотреть 15 миллионов человек.
В России мюзикл показал канал ОРТ (с сентября 2002 года — Первый канал). Сколько зрителей передача собрала у экранов, также неизвестно. В 2002 году среднесуточная доля аудитории канала составляла 28,8 процента, то есть почти каждый третий российский зритель смотрел его. Можно предположить, что постановку увидел каждый второй, поскольку в новогоднюю ночь доля аудитории, как правило, выше, чем в другое время.
могли посмотреть «Вечера на хуторе близ Диканьки» в ночь на 1 января 2002 года
Горов объяснял успех «Вечеров» тем, что мюзикл стал чем-то новым для зрителей. «Мне кажется, этот формат зашел настолько хорошо, потому что людям нравится, когда к ним относятся серьезно. Когда их не считают за (…) быдло. Когда для них пишется сценарий, музыка, создаются костюмы. Когда для них делают от всего сердца, засучив рукава», — добавил режиссер.
То, что проект понравился своей новизной, подтверждают и зрители. «Я помню этот Новый год, когда по "Интеру" анонсировали выход первого музыкального фильма-мюзикла. Да еще какого! Смелый взгляд по-новому на всеми любимые бессмертные "Вечера на хуторе близ Диканьки". Я даже помню эти семейные споры, мол, замахнуться на такой прекрасный фильм и переснять на современный лад. (…) Все было ново и свежо», — делился воспоминаниями один из них.
Для меня это не просто очередной новогодний концерт. Это нечто намного большее! (…) До этого были лишь «Голубые огоньки» и «Старые песни о главном». «Старые песни», конечно, классные, но вечно их снимать же не получится, а после их успеха людям хотелось снова чего-то особенного. Мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» все полюбили с первых же кадров
В итоге телепостановка даже отметилась на престижном российском кинофестивале «Кинотавр»: в 2002 году «Вечера на хуторе близ Диканьки» взяли на нем два приза.
Киркоров был удостоен награды на конкурсе «Зрительский взгляд» за лучшую мужскую роль. Кроме того, создатели мюзикла получили приз за лучшую песню к фильму — песню Черта. С ней персонаж Киркорова пытался убедить Вакулу подписать контракт и отдать ему душу в обмен на черевички
Хотя участие в мюзикле и открыло Киркорова для миллионов телезрителей с новой стороны — как блестящего актера, сам исполнитель впоследствии говорил, что роль Черта оказалась для него злосчастной. «Я не очень люблю эту роль, потому что, хотя она мне принесла приз "Кинотавра", после этой чернухи в моей жизни начались довольно-таки серьезные неприятности, которые я не хочу вспоминать», — признавался он.
«Какие теплые воспоминания!»
Сценарист «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Антон Фридлянд утверждал, что именно с этого фильма началась культура мюзикла на Украине. По его словам, постановку даже разбирали на занятиях в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения. «"Вечера" для меня — самый любимый мюзикл. (…) Мы заложили определенную эстетику и юмор. Для меня это был прикольный опыт», — говорил он, вспоминая о работе над проектом.
Убедившись, что это беспроигрышный формат, Горов и Фридлянд продолжили вместе снимать телемюзиклы. В следующую новогоднюю ночь на российском и украинском ТВ увидел свет их следующий проект — «Золушка» по мотивам одноименной сказки Шарля Перро. Главные роли в нем исполнили Юлия Маврина и Николай Басков. После него вышли «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Сорочинская ярмарка», «Звездные каникулы» и «Красная Шапочка»
Однако мюзикл по мотивам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» по-прежнему остается самым любимым у зрителей. На видеохостинге YouTube у него 3,6 миллиона просмотров и тысячи положительных комментариев. Пользователи вспоминают, как посмотрели его впервые, ностальгируют по прежним временам и благодарят авторов и актеров за добрую и праздничную атмосферу, которую им удалось создать в фильме.
«Как же хочется хоть на денек вернуться в то беззаботное время. Вся жизнь впереди… Мама накрыла на стол, в доме тепло, папа что-то рассказывает, с сестрой делим сладости, волшебное время, ощущение сказки», «Мое детство... Вся семья возле телевизора, Семен Горов и песни Меладзе творили чудеса на Новый год!», «Какие теплые воспоминания... Детство! С начальных аккордов прям сердце замирает. Ностальгия. (…) Вернуть бы это время!» — пишут в комментариях те, кто больше 20 лет назад смотрел мюзикл по телевизору.
Помню ту новогоднюю ночь, будто это было вчера. Десять вечера, я с температурой 38 иду к маршрутке. Вернее, я — 15-летний мальчуган, и меня до нее ведет мама. Грустный, что в Новый год друганы будут тусить без меня, а я типа с предками. И вот через пару часов это кино по Первому каналу, оливье с мясом маминого рецепта, холодец домашний. И вроде и нет температуры уже, и просто хороший вечер в кругу семьи. Спустя 20 лет от тех друзей, к кому стремился в ту ночь, ни слуху ни духу. И мамы, к сожалению, уже нет. Но каждый раз, пересматривая этот мюзикл, возвращаюсь в этот волшебный вечер, в котором я был там, где надо было быть каждый Новый год