Компании, построившие за годы работы в России несколько заводов, совсем не горят желанием продавать их с 90-процентным дисконтом, и именно этим может объясняться их нежелание уходить из страны, заявили опрошенные «Лентой.ру» эксперты. Многие из них боятся потери прибыли, трепетно относятся к интеллектуальной собственности и возлагают надежды на экономический рост. Заявки на регистрацию товарных знаков уже подала в Роспатент компания Starbucks, а Avon, Air Liquide и Reckitt пока продолжают работу в РФ, несмотря на ранее заявленные планы. Какова доля ушедших концернов и стоит ли ждать роста этих цифр в ближайшие два-три года — в материале «Ленты.ру».
Менее 10 процентов иностранных компаний покинули страну за два года
В мае Financial Times (FT) опубликовала материал под заголовком «западный бизнес отказывается уходить из России». Издание объяснило это увеличением бюрократических препятствий для ухода и восстановлением потребительской активности внутри страны.
Среди сотен компаний, оставшихся в РФ, — косметический бренд Avon Products (принадлежит Natura &Co), французский производитель промышленных газов Air Liquide и британская группа компаний Reckitt. Последняя выпускает широкий ассортимент товаров, от бытовой химии и лекарств до презервативов, и еще в апреле 2022 года заявила о начале процесса отчуждения российского бизнеса. Передать дела в России новому собственнику и закрыть сделку производитель Cilit Bang, Vanish, Strepsils, Durex и Nurofen намеревался до конца того же года. Однако этого не произошло.
Многим компаниям, планирующим уход, поступили предложения от покупателей, которые являлись «неприемлемыми» для них, объяснил причину заминок источник FT, сотрудничающий с зарубежным бизнесом в России. Чтобы сделку одобрили, потенциальный собственник должен понравиться правительству недружественных стран, подтвердил в беседе с «Лентой.ру» эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто.
По данным Киевской школы экономики, после 24 февраля 2022 года в России продолжили работу более 2,1 тысячи транснациональных корпораций. При этом около 1,6 тысячи зарубежных фирм или покинули страну, или свернули cвою работу в ней.
Венский институт международных экономических исследований приводит несколько иные данные. За последние два года из страны полностью ушли только 9,5 процента иностранных компаний, а 32,2 процента сократили свою деятельность, утверждает он. С течением времени отток иностранного капитала из России заметно замедлился, во многом благодаря постепенному ужесточению регулятивных барьеров для выхода из страны, говорится в докладе.
иностранных компаний сократили свою деятельность в России с 2022 года
«Яркими примерами компаний, которые остались в России, являются Leroy Merlin, крупный игрок на рынке, а также Philip Morris, Auchan и Metro из сектора розничной торговли. В секторе потребительских товаров сохранили свое присутствие такие компании, как Procter & Gamble и Unilever, а в фармацевтическом секторе — Johnson & Johnson и Novartis. Несмотря на первоначальную неопределенность, эти компании продолжили свою деятельность», — напоминает эксперт по финансам и инвестициям Эван Голованов.
Выручка компаний, решивших остаться в стране, к 2024 году выросла на 6,7 процента. Автор доклада связывает это с уменьшением конкуренции после ухода из России других зарубежных игроков. Ряд иностранных фирм смог получить выгоду благодаря тому, что не попал под западные санкции, отмечает он, взяв за основу пример с филиалом австрийского Райффайзенбанка. В отличие от многих крупных российских банков, он не был отключен от SWIFT после начала СВО и продолжал работу в России.
На другом конце спектра разместились компании из дружественных стран, которые не вводили санкций против РФ. По словам представителя Венского института, из России за последние два года не ушла ни одна компания из Ирана, КНР, Греции, Южной Кореи и ОАЭ.
Зарубежные концерны не хотят продавать бизнес в России с большим дисконтом
Для выхода с российского рынка иностранным концернам необходимо следовать правилам, введенным Москвой, напоминает Солабуто. Они подразумевают продажу активов новому собственнику за полцены, а также внесение в российский бюджет взноса в размере 15 процентов от полной стоимости активов. Все это усложняет процесс ухода, подчеркивает он.
Французская Air Liquide, производящая медицинский кислород, объявила о планах по уходу из России в сентябре 2022 года. Активы компании будут переданы местному руководству, пояснила она. Однако российские власти не одобрили сделку, и она «подвисла», следует из публикации FT.
В июле 2023 года стало известно, что с отечественного рынка передумала уходить британская Reckitt Benckiser. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщило издание Baza. Компания пока не собирается сворачивать бизнес или передавать его, пояснили они. О планах по уходу заявлял бывший CEO Reckitt Лаксман Нарасимхан, но в сентябре 2022-го он покинул фирму. Новый исполнительный директор Крис Лихт в разговоре с FT пояснил, что рассмотрение вариантов ухода продолжается, но «все несколько осложнилось».
В декабре 2023 года «Коммерсант» узнал, что работу в России продолжает и Avon, за полтора года до этого объявившая о прекращении инвестиций в страну. Ранее источники заявляли, что компания готовится к продаже своего предприятия в подмосковном Наро-Фоминске, а среди претендентов назывались Natura Siberica и ГК «Арнест». Но сделка с косметическим брендом так и не состоялась. Участники рынка объяснили это нежеланием компании уступать стабильно работающий бизнес с серьезным дисконтом.
Российский потребительский рынок — это «крайне лакомый кусок бизнеса» для многих зарубежных компаний, комментирует директор по работе с клиентами УК «Альфа-Капитал» Анна Гондусова. Уходить в 2022 году многим из них было крайне сложно, потому что для большинства за плечами лежат десятки успешных лет работы, рассуждает она.
В начале 2024 года британские СМИ выяснили, что Avon продолжает набирать торговых представителей для продажи продукции в России. Комментируя эти сведения, в компании заявили, что поддерживают российских женщин, которым эта работа позволяет получать средства на жизнь. «Ограничение доступа к продажам оказало бы огромное влияние на женщин и их детей, — заявил представитель косметического гиганта. — На протяжении более 135 лет Avon выступает за права женщин, независимо от этнической принадлежности, национальности, возраста или религии».
К тому же иностранные компании боятся, что россияне начнут выпускать такую же продукцию. В этом случае они не просто потеряют рынок сбыта в России, но и рынки сбыта, дружественные с Россией, что вкупе может привести к банкротству. И такие примеры уже были
Компании, уже начавшие процесс выхода, с высокой долей вероятности его завершат, убежден Солабуто. Давление запада на своих «дочек» будет только усиливаться, полагает эксперт по финансовым рынкам.
Один из важнейших активов любой компании — интеллектуальная собственность, констатирует основатель юридической фирмы Ation Law Полина Возиян. Уход с рынка может привести к потере прав на нее в регионе, что откроет двери для конкурентов и подделок. «Многие компании, владеющие значительными активами, такими как ПО, медийный контент и различные технологии, остаются, чтобы сохранить контроль над своими продуктами и избежать их неправомерного использования, что вполне логично», — заключает она.
Компаниям открылись новые перспективы для получения прибыли
Два года назад большинство западных компаний испытывали «беспрецедентное давление со стороны общественности», напоминает Гондусова. Многие из них, не выдержав этого, приняли решение об уходе. Но ряду брендов удалось сохранить бизнес и остаться в стране. Стратегии, используемые в ходе достижения этих целей, при этом разнились: кто-то сменил бренд, полностью сохранив выпуск продукции.
«Например, бренд косметики L'Occitane просто переименовался в "л'Окситан" и продолжил свою работу. Некоторые пошли на хитрость, формально уйдя и передав бизнес локальным владельцам с опционом на выкуп обратно. Самый интересный кейс тут — это McDonalds, который работает под брендом "Вкусно — и точка". Огромное число брендов просто открылось под прикрытием других магазинов. Таким путем пошли многие спортивные марки», — констатирует собеседница «Ленты.ру».
В 2023 году российская экономика продемонстрировала признаки ускорения, отмечает Голованов. Одновременно с ростом инфляции произошел и рост потребительской активности, напоминает он. Этот устойчивый спрос принес финансовую выгоду и иностранному бизнесу, который остался в РФ.
Важно отметить, что присутствие зарубежных компаний также помогает российской экономике, смягчая необходимость немедленного и полного импортозамещения, которое могло бы привести к ухудшению качества продукции, росту цен и сбоям в цепочках поставок
Компания PepsiCo в марте 2022 года объявила о приостановке продажи и выпуска в России своего «флагманского» напитка. Однако она продолжила вести в стране молочный бизнес и производить продукты под торговыми марками «Домик в деревне», «Чудо» и «Веселый молочник». Позднее стало известно, что PepsiCo решила продать один из расположенных в России молочных заводов Агрокомплексу им. Ткачева. Сделку закрыли в 2024 году, и новым собственником предприятия в Краснодарском крае действительно стал агрохолдинг, принадлежащий экс-главе Минсельхоза РФ.
Coca-Cola перестала поставлять в Россию и производить на территории страны сиропы для безалкогольных напитков, но на смену ей пришла Coca-Cola Hellenic — российский производитель, собственником 21 процентов акций которого является материнская организация. Затем местное подразделение сменило название на «Мултон Партнерс» и приступило к выпуску брендов «Добрый», «Богатый» и «Моя семья». Любопытно, что чистая прибыль подразделения Coca-Cola в РФ в 2023 году выросла в 2,2 раза. В стране у него продолжает функционировать 10 заводов, а сырье для них компания закупает на местном рынке.
У концернов, запустивших за годы работы в РФ несколько предприятий, нет никакого желания продавать их с 90-процентной скидкой, высказывается на тему источник FT. Это может являться одной из причин продолжения работы на местном рынке, рассуждает он.
Среди более 2000 компаний, принявших решение остаться в России, часть стала более открыто высказываться о собственных планах. К примеру, гендиректор компании Mondelez (производитель шоколада Milka и печенья Oreo) Дирк Ван де Пут в интервью заявил, что инвесторов не волнует моральная сторона работы на российском рынке. «Если у вас есть большой бизнес в России, то удар по компании [в случае ухода] будет огромным, и это уже другая дискуссия», — пояснил он.
В продолжении работы в России недавно обвинили и польский концерн LPP S. A. (бренды Reserved, Cropp и Sinsay). Весной американская инвестиционно-исследовательская компания Hindenburg Research опубликовала итоги расследования, организованного в декабре 2023 года. Она направила «тайных покупателей» в магазины арабской сети Far East Services (FES), выкупившей бизнес польского ретейлера. По итогу проверок одежда, представленная в точках продаж FES в Санкт-Петербурге и Москве, якобы оказалась идентичной по расцветке и дизайну с осенне-зимними коллекциями LPP в Польше.
В LPP обвинения Hindenburg Research назвали «организованной кампанией по дезинформации», целью которой было обрушение курса акций ретейлера. В дальнейшем польская компания все же подтвердила получение выгоды от продаж «трансферным агентам» и объяснила это необходимостью финансирования расходов на переходный период. Он продлится до 2025 года, добавили там.
Отказаться от ухода из России акционерам советовал и член совета директоров Unilever Нельсон Пельтц. «Если мы уйдем, они заберут наши бренды себе. Я не думаю, что это хорошая сделка», — высказывался он в разговоре с FT. При этом Пельтц напоминал, что конкуренты компании — P&G и Colgate-Palmolive — сохранили свое присутствие на российском рынке.
Логика некоторых концернов изначально не была связана с уходом, говорит доктор экономических наук, завкафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления (ГУУ) Евгений Смирнов.
«Многие компании в отраслях, производящих потребительские товары (такие, как Procter & Gamble), сохранили не только продажи, но и производство в нашей стране. Они сослались на то, что продукция, которую они производят, является социально значимой. Например, это детские товары», — отметил он. Оставшийся бизнес понимал: в результате ухода крупных игроков конкуренция со стороны импорта на внутреннем рынке снизится, и это может открывать новые перспективы для получения прибыли, уверен Смирнов.
Западный бизнес лишился $107 млрд из-за ухода из России
Размер убытков, понесенных западными компаниями после ухода из России, уже превысил 107 миллиардов долларов (в виде пеней и упущенной выгоды), сообщило в марте агентство Reuters. C момента последнего подсчета, производившегося в августе 2023 года, объем потерь увеличился на треть, сказано в публикации.
Реальный объем убытков может быть даже выше, чем официальные подсчеты агентства, заявил доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков. В будущем данная сумма будет увеличиваться, ведь Россия представляет собой растущий рынок, добавил спикер. «Упущена прибыль, потеряны активы за два года — [это] явно превышает сумму в $107 млрд. Поэтому Reuters занижает убытки от действий иностранных политиков на территории России и в мире», — заключил экономист.
составил размер убытков западных компаний после ухода из России
C ним солидарен руководитель отдела корпоративной разведки консалтинговой компании по глобальным рискам S-RM Ян Мэсси. Зарубежный бизнес сталкивается с необходимостью реализовывать свои активы в России с серьезными скидками, чтобы суметь сохранить хоть что-то, констатировал он. К примеру, общий убыток компании Danone, в мае закрывшей сделку по продаже российских активов компании «Вамин Р», составил 1,2 миллиарда евро.
Британская нефтегазовая компания BP оценила убытки от ухода из России в 25 миллиардов долларов. Сумма является значимой даже по меркам транснациональных гигантов, считает председатель правления Ассоциации «Публичная дипломатия» Вадим Петров. На перенос производств и логистических цепочек уходит время и значительные затраты. Для многих концернов это в итоге оказывается сложным и затратным процессом.
Наиболее серьезный удар, наверное, пришелся на автомобильный рынок — практически все западные автозаводы в России остановились. Видя подобные кейсы, бизнес вряд ли захочет терять вложенные инвестиции и завоеванные рынки, как это получилось у западного автопрома, место которого сегодня активно занимают китайские бренды
Первоначальная «эйфория» по поводу санкций уже прошла, и компании довольно прагматично воспринимают российский рынок, говорит Смирнов. Они понимают, что он является перспективным и что отечественные компании активно работают даже в условиях конфликта и введенных ограничений, добавляет эксперт. «К тому же зарубежные компании видят в разных сферах и отраслях активный приход китайских игроков, которые попросту замещают ниши, занятые ранее западными корпорациями», — высказывает он солидарность с коллегой.
О возвращении в Россию задумался Starbucks
На решение компаний остаться в значительной мере повлияли хорошие ожидания по поводу экономического роста страны, убежден завкафедрой мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ. Его ни в коем случае нельзя считать вынужденным, предупреждает он.
«Все авторитетные международные организации, включая Международный валютный фонд, Всемирный банк и Организацию экономического сотрудничества и развития положительно оценивают перспективы российской экономики и условия ведения бизнеса в ней. Это и стало ключевым фактором, обусловливающим то, что зарубежные компании приостановили вывод капитала из нашей страны», — заявил Смирнов.
В большинстве своем они рассматривают прежде всего долгосрочные перспективы развития российской экономики, уверен собеседник «Ленты.ру». После завершения российско-украинского конфликта, на его взгляд, откроются новые возможности для экономического роста и оживления потребительского спроса. Это, в свою очередь, повысит эффективность работы любого капитала в России, включая зарубежный, говорит спикер.
Перспектив значительного оттока компаний из России в ближайшие два-три года не видит и Голованов. «Напротив, некоторые бренды могут постепенно вернуться, осознав потенциал рынка и растущий спрос. Неблагоразумно игнорировать такие возможности на значительном и расширяющемся рынке», — полагает он. Похожего мнения придерживается и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Ситуация вряд ли изменится в худшую сторону, так как многие бренды сейчас, наоборот, приходят на российский рынок, поясняет он.
Повод для слухов о возвращении этим летом уже создал Starbucks. Компания, в 2022 году ушедшая с российского рынка и продавшая свои активы в стране рэперу Тимати и ресторатору Антону Пинскому, в июне 2024 года подала в Роспатент заявки на регистрацию 14 товарных знаков. Компания зарегистрировала товарные знаки по 21, 30, 35 и 43 классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). В список вошли бренды «Старбакс кофе», Frappuccino, Starbucks, Starbucks Coffee и другие. Похоже, Starbucks рассчитывает вернуть свои позиции в стране, не исключают эксперты.
Впрочем, местные власти в ответ дали понять — в России не рады компаниям, сделавшим категоричные заявления при уходе из страны и имеющим соответствующие ценности. «Кто, покидая нашу страну, делал антироссийские заявления, использовал полученные у нас средства против России и ее граждан, должны понимать: так нельзя, мы их назад не ждем», — сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин, отметив, что речь в том числе идет о компании Starbucks.