«Хотели получить надежного союзника» США использовали аэродромы на Украине для военных операций. Как Сталин одобрил это?

Советские солдаты на полтавском аэродроме читают американский военный еженедельник Yank. 1944 год

Советские солдаты на полтавском аэродроме читают американский военный еженедельник Yank. 1944 год. Фото: United States Army / Wikimedia

80 лет назад, в сентябре 1944 года, завершилась основная часть уникальной секретной операции «Фрэнтик» («Неистовый»), во время которой американские летчики совершали челночные вылеты для бомбардировки Германии, Венгрии и Румынии с заправкой и техническим обслуживанием на территории СССР. Почему Сталин разрешил ВВС США использовать советские военные аэродромы на Украине, а на Дальнем Востоке — нет? Чем в 1944 году занимался под Полтавой сын американского президента Рузвельта? Почему во время холодной войны в Советском Союзе и на Западе не любили вспоминать операцию «Фрэнтик» — яркий и наглядный пример боевого братства союзников по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Михаил Супрун.

Убедить «дядюшку Джо»

«Лента.ру»: Когда и у кого возникла идея проведения этой операции?

Михаил Супрун

Михаил Супрун

Михаил Супрун: Идея челночных перелетов как таковая возникла после вторжения Германии в СССР в июне 1941 года, но серьезно ее стали обсуждать после японского нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Американцы после вступления во Вторую мировую войну не только просили Сталина предоставить им советские дальневосточные аэродромы для челночных бомбардировок Японии, но и, если возможно, — требовали от него развернуть в Восточной Азии второй фронт. И если открытие авиатрассы «Алсиб» доказало возможность сотрудничества в воздухе на Дальнем Востоке, то реальную попытку организовать такое сотрудничество в Европе наши западные союзники по антигитлеровской коалиции предприняли при подготовке первой встречи «Большой тройки» в Тегеране.

Долго ли американцам пришлось уговаривать Сталина? И что ему пообещали взамен?

Долго, более двух лет. Поначалу, как я уже говорил, американцы просили Сталина предоставить возможность своим летчикам, бомбившим японские острова, садиться на советские дальневосточные аэродромы. Но это неизбежно привело бы к началу войны СССР с Японией, поэтому Сталин им в этом отказал. Американские летчики, вынужденно совершавшие посадку на советской территории, подвергались интернированию.

Американские и советские военные пишут послание на авиационных бомбах возле тяжелого американского бомбардировщика Boeing B-17 «Летающая крепость». Полтава, лето 1944 года

Американские и советские военные пишут послание на авиационных бомбах возле тяжелого американского бомбардировщика Boeing B-17 «Летающая крепость». Полтава, лето 1944 года

Фото: US Embassy / Flickr

Не были допущены американцы, лучше знавшие свою технику, и к перегонке самолетов из Аляски в Сибирь по трассе «Алсиб». Этим занимались исключительно советские пилоты. В октябре-ноябре 1943 года на Московской и Тегеранской конференциях, которые с открытием второго фронта в Европе обозначили коренное изменение стратегии антигитлеровской коалиции, американская сторона выдвинула идею челночных перелетов в СССР с территории Великобритании и Италии.

Во время обсуждения этого предложения командующий ВВС США генерал Генри Арнольд, учитывая опыт советско-американского сотрудничества на «Алсибе», предложил СССР по ленд-лизу до 400 самых совершенных бомбардировщиков, которые бы управлялись советскими пилотами, прошедшими, так же, как и на Аляске, обучение в США.

Но Сталин отказался отправить советских летчиков на обучение в Соединенные Штаты

Может быть, еще и поэтому первоначальное название операции «Бейсбол» было изменено на Frantic Joe («Неистовый Джо»). Но поскольку за этим названием явно просматривалась ирония в адрес самого Сталина, которого в США называли Uncle Joe («Дядюшка Джо»), впоследствии за операцией окончательно закрепилось ее сокращенное название — «Неистовый» (по-английски Frantic — «Фрэнтик»).

Старший сержант Энтони Джиойя, пулеметчик бомбардировщика Boeing B-17 «Летающая крепость», пожимает руку советскому солдату. Полтава, лето 1944 года

Старший сержант Энтони Джиойя, пулеметчик бомбардировщика Boeing B-17 «Летающая крепость», пожимает руку советскому солдату. Полтава, лето 1944 года

Фото: US Embassy / Flickr

Немецкие авианалеты

Почему в этой операции не участвовали англичане, которые в 1941 году первыми на Западе заявили о поддержке Советского Союза в борьбе с Гитлером и в критический момент осенних боев под Москвой оказывали нашей стране военно-техническую помощь?

Нет, на самом деле англичане участвовали в операции «Фрэнтик», но ограниченно. Черчилль, не доверяя Сталину, крайне скептически отнесся к этой операции. Но все-таки Великобритания предоставила американским ВВС для ее проведения свои аэродромы и несколько экипажей.

В сентябре 1944 года британские ВВС самостоятельно провели челночную операцию «Параван», которая, по сути, стала составной частью операции «Фрэнтик». В те дни британские «Ланкастеры» с огромными бомбами на борту перелетели в Архангельск, имея задачу уничтожить на пути следования линкор «Тирпиц». Не обнаружив цель, они уже из Архангельска несколько дней спустя атаковали и повредили самый крупный германский корабль.

Советские и американские военные перед совместным торжественным построением на аэродроме под Полтавой. 1944 год

Советские и американские военные перед совместным торжественным построением на аэродроме под Полтавой. 1944 год

Фото: US Embassy / Flickr

Какие последствия имели немецкие авианалеты на аэродром под Полтавой 22 и 23 июня 1944 года?

Катастрофические. После этого фактически началось свертывание миссии. Из 73 американских бомбардировщиков уцелело лишь девять. Кроме того, на земле оказались сожженными более 20 советских самолетов прикрытия. А германская авиагруппа, осуществлявшая первый налет, вернулась на свой аэродром под Минском без потерь.

Я читал, что тогда ВВС США понесли самый существенный единовременный ущерб за всю войну.

Да, это так. До сих пор остается загадкой, как немцам и венграм (они тоже участвовали в первом авианалете) удалось обнаружить точное местонахождение всех аэродромов, где базировалась американская авиация, и нанести по ним ошеломляющий удар. По одной версии, они получили точную информацию с земли, подтвержденную аэрофотосъемкой. По другой, расположение аэродромов отследил немецкий разведчик, который пристроился в хвост американской эскадре, возвращавшейся под Полтаву с боевого задания.

Не случайно в германских штабах эта операция получила то же название, что и наименование самонаводящейся акустической подводной торпеды — Zaunkönig (нем. — крапивник). Одновременно с аэродромом под Полтавой в конце июня 1944 года противник осуществил бомбардировку аэродромов возле Миргорода и Пирятина, где тоже базировалась американская авиация. Что очень важно — если бы в ту же ночь самолеты с этих аэродромов не перелетели на запасные площадки в районе Кировограда и на восток, в сторону РСФСР, то советско-американские потери бы были более ощутимыми.

После этих налетов американскую авиагруппу сократили вдвое, а вскоре — втрое. Из 1300 человек первоначального ее состава к июню 1945 года осталось не более 300 человек. Между тем миссия была крайне нужна союзникам, поскольку 6 июня 1944 года началась операция «Оверлорд» — столь долгожданное для Советского Союза открытие второго фронта в Западной Европе — а 1 августа 1944 года вспыхнуло Варшавское восстание.

Посол США в СССР Уильям Аверелл Гарриман и представители американского и советского командования на встрече американского бомбардировщика B-17, вернувшегося после бомбардировки Румынии, на авиабазе под Полтавой. На снимке: посол США в СССР А. Гарриман (второй справа); генерал ВВС США К. Экер (третий слева); генерал-лейтенант ВВС СССР Д.Д. Грендаль (четвертый справа). 1944 год

Посол США в СССР Уильям Аверелл Гарриман и представители американского и советского командования на встрече американского бомбардировщика B-17, вернувшегося после бомбардировки Румынии, на авиабазе под Полтавой. На снимке: посол США в СССР А. Гарриман (второй справа); генерал ВВС США К. Экер (третий слева); генерал-лейтенант ВВС СССР Д.Д. Грендаль (четвертый справа). 1944 год

Фото: US Embassy / Flickr

Рузвельт под Полтавой

В российском фильме «Перегон» 2006 года рассказывается о контактах советских и американских летчиков во время поставки самолетов по ленд-лизу из США в СССР по воздушной трассе «Алсиб». А как налаживалось сотрудничество между американцами и нашими людьми во время операции «Фрэнтик»? Были ли конфликты и недоразумения из-за взаимного недопонимания или недоверия?

С начала операции «Фрэнтик» в июне и до августа 1944 года отношения между американцами и советскими военными я бы назвал товарищескими, хотя и с долей настороженности. К этому времени наши западные союзники открыли второй фронт в Нормандии, а советские войска успешно наступали в Белоруссии и в Карелии.

Пилоты обеих стран внимательно следили за новостями с фронта, отмечая совместные победы

Американцы на аэродромах беспрепятственно показывали свою технику, предоставив СССР радары, антирадарные системы и даже свой суперсекретный бомбовый авиаприцел «Норден». Между тем в советских частях уже действовали приказы, которые строго ограничивали общение с иностранцами.

Это было результатом деятельности сотрудников СМЕРШ, созданного в 1943 году?

Конечно. К тому же с началом Варшавского восстания в августе 1944 года наши союзники по антигитлеровской коалиции пытались использовать аэродромы на Украине для снабжения польской Армии Крайовой, что очень не нравилось Сталину. Отказал Сталин и предложению американцев разместить на советских аэродромах новейшую систему ПВО с радарами дальнего обнаружения. Американцы вновь запросили советскую сторону разрешить эвакуировать челночными перелетами интернированных американских летчиков с Дальнего Востока, что создавало бы для СССР проблемы в отношениях с Японией.

Кроме того, советская сторона часто не соглашалась с выбором объектов бомбардировок союзной авиации, особенно в тех регионах, к которым приближалась Красная армия во время наступления.

Разумеется, политическая ситуация не могла не отражаться и на отношениях между людьми. Где-то с августа 1944 года в отношениях между пилотами и техниками наших стран усилились напряженность, подозрительность, шпиономания. Участились случаи обстрела советскими зенитчиками американских самолетов.

Это правда, что из-за этих инцидентов во время подготовки Ялтинской конференции в начале 1945 года американцы категорически потребовали включить своих представителей в состав расчетов советских ПВО? Ведь именно 57-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион ПВО, которому в феврале 1945 года поручили охранять небо над Ялтой, неоднократно по ошибке обстреливал американские самолеты под Полтавой в 1944 году.

Такие ошибки с «дружественным огнем» допускали не только наземные службы ПВО, но и советские пилоты истребителей, ссылаясь на нарушение американцами коридоров, высот и временных окон полетов. К подобным ошибкам часто вели незнание языка, несогласованность частот маяков привода, стремление перестраховаться.

Поэтому перед встречей «Большой тройки» в Ялте в Крым было отправлено подразделение полковника Хэмптона, возглавлявшего наземные службы на советских аэродромах в операции «Фрэнтик». Действительно, специалисты этого подразделения были прикреплены к расчетам советских ПВО, что обеспечивало согласованность действий союзников в крымском небе во избежание ошибок.

Кстати, Эллиот Рузвельт, сын тогдашнего американского президента, тоже участвовал в операции «Фрэнтик». Он командовал отрядом самолетов-разведчиков, а при подготовке операции в мае 1944 года сопровождал делегацию американских военных в СССР. Спустя несколько лет Рузвельт-младший в своей книге «Его глазами» поделился своими впечатлениями об увиденном в Полтаве.

Из мемуаров Эллиота Рузвельта

«И я помню полет, который мы совершили, осматривая аэродромы, выделенные для наших челночных операций; особенно мне запомнился аэродром в Полтаве, который до войны не уступал нашему аэродрому Рандольф в Техасе, а когда мы его видели — находился еще почти в том же разгромленном состоянии, в каком его оставили нацисты.

Здесь же я впервые увидел красноармейцев за работой и проникся уважением к энергии, с которой они преодолевают всякие препятствия. Чтобы построить аэродром, русским приходилось ставить на тяжелую физическую работу тысячи нестроевых солдат, и они поразительно быстро и хорошо справлялись со своим делом. Тут же работали и женщины — здоровенные амазонки, которым ничего не стоило перекидывать 50-галлонные бидоны бензина, как мячики.

< ... >

Приступив к своим челночным операциям, мы настояли на переброске нашего собственного 100-октанового авиационного бензина и бомб с Персидского залива и тем самым загрузили транспорт русских, но они охотно разрешили нам это.

< ... >

У всех нас создалось впечатление, что русские явно стремились сойтись с нами поближе, сотрудничать с нами. Они выражали свое уважение к американцам, к американским машинам и к высокой организации американской промышленности».

Фрагмент из книги Эллиота Рузвельта «Его глазами».

Американский пилот (в центре) и советские летчики рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу. Один из авиаполков Полтавского аэроузла, лето 1944 года

Американский пилот (в центре) и советские летчики рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу. Один из авиаполков Полтавского аэроузла, лето 1944 года

Фото: US Embassy / Flickr

Неудобная страница истории

Имелись ли в истории Второй мировой войны аналоги этой операции? Или она была уникальной?

Челночные авиаперелеты и попутные бомбардировки в первой половине XX века были привычным элементом тактики ведения боевых действий. Но такая операция с участием Советского Союза во время Второй мировой войны, безусловно, была уникальной.

Почему операция «Фрэнтик» много лет у нас в стране оставалась малоизвестной?

В западной историографии ее считают неудачной. Отечественные историки о ней вспоминают, когда говорят об успешном сотрудничестве союзников по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны и о перспективной возможности такого сотрудничества в будущем.

Во многом восприятие значения операции «Фрэнтик» зависит от политической конъюнктуры как в нашей стране, так и на Западе

Неслучайно в годы холодной войны у нас о ней практически ничего не писали. Об этой операции в Советском Союзе вспомнили лишь с началом перестройки.

Американский сержант Чарльз Мэй угощает советского мальчика жвачкой на улице Полтавы. 26 июня 1944 года

Американский сержант Чарльз Мэй угощает советского мальчика жвачкой на улице Полтавы. 26 июня 1944 года

Фото: US Embassy / Flickr

Какую роль операция «Фрэнтик» сыграла в советско-американском сотрудничестве на заключительном этапе Второй мировой войны?

В конце войны американский президент Франклин Делано Рузвельт делал все для того, чтобы в лице СССР получить надежного союзника. Он искренне стремился установить с нашей страной максимально доверительные отношения, втянуть ее в мировую экономическую и политическую системы. Операция «Фрэнтик» была, на мой взгляд, одним из важнейших элементов этой политики. Однако у советских лидеров было иное понимание концепции завершающего этапа войны.

Как бы то ни было, в ходе челночных операций 1944 года были разрушены многие стратегические объекты нашего общего врага. Как следствие, тысячи германских танков и самолетов оказались уничтоженными или не смогли из-за отсутствия топлива и запчастей запустить двигатели.

Для советской стороны появление американских самолетов на территории нашей страны стало уникальной возможностью обмена опытом ведения войны и приобретением новейших технологий. А как оценить бесценный опыт непосредственного человеческого общения между нашими людьми и американцами?

Памятник жертвам немецкого авианалета 21-22 июня 1944 года на советском аэродроме под Полтавой. Сентябрь 2012 года

Памятник жертвам немецкого авианалета 21-22 июня 1944 года на советском аэродроме под Полтавой. Сентябрь 2012 года

Фото: Wikimedia

Вот именно в этом и состоит главное значение операции «Фрэнтик». Придет время, и о ней будут писать книги и снимать фильмы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше