Экономика
16:18, 24 сентября 2024

Утилизационный сбор на автомобили в России: что это такое, правила, что изменилось в 2024 году

Дарья Сидорова
Алексей Хвостов
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

С 1 октября 2024 года в России вырастет утилизационный сбор на автомобили и прицепы. Его индексируют каждый год, но в этот раз правительство решило увеличить сумму на 70-85 процентов. Далее до 2030 года ставку будут поднимать на 10-20 процентов каждый год. Это коснется только тех, кто ввозит авто на продажу. «Лента.ру» рассказывает, что такое утилизационный сбор на машины и зачем он нужен, как поменяются его условия с 1 октября, к чему это приведет и сколько придется заплатить при ввозе транспортного средства в Россию с 2024 по 2030 годы.

Что такое и зачем нужен утилизационный сбор?

Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации. Он установлен Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Уплачивается он только один раз за одну машину: при этом уплатить его нужно при растаможке, до этого автомобиль нельзя поставить на учет и использовать. НДС с платежа не взимается. Если утильсбор уплачен, то в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка.

Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Такая мера должна была сдержать резкое увеличение объемов ввоза на территорию РФ подержанных автомобилей. Снижение ввозных пошлин на такие машины было одним из условий присоединения Москвы к ВТО.

Экологические аспекты. Старые автомобили, особенно те, которые не соответствуют современным экологическим стандартам, могут быть источником загрязнения окружающей среды. Введение утилизационного сбора на машины направлено на поощрение замены устаревших и экологически вредных транспортных средств более современными и экологически чистыми моделями — это поможет снизить выбросы вредных веществ.

Стимулирование авторынка. Утилизационный сбор был призван стимулировать развитие рынка новых автомобилей, так как владельцам старых машин становится более выгодно приобретать новые модели, чем платить сбор за утилизацию старых. Это может способствовать развитию автомобильной индустрии и повышению ее конкурентоспособности.

Содействие безопасности на дорогах. Старые автомобили могут быть менее безопасными из-за устаревших систем, технических характеристик, возрастной коррозии металла и так далее. Поощрение обновления автопарка способствует повышению уровня безопасности на дорогах.

Снижение энергопотребления. Новые автомобили, как правило, более энергоэффективны и соответствуют более строгим экологическим стандартам. Замена устаревших автомобилей на более современные может привести к снижению общего уровня энергопотребления.

Как менялся утилизационный сбор на автомобили в России?

Сперва утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица.

Производители из России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от уплаты сбора были освобождены, если брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей. Но уже с 2014 года эти послабления отменили.

С 2012 года ставки сбора несколько раз повышались, менялись условия, например, утильсбор был распространен на прицепы и спецтехнику.

За прицепы к легковым автомобилям утильсбор платить не нужно

Кто уплачивает утильсбор в 2024 году?

Когда не нужно платить утильсбор?

Как рассчитывают утилизационный сбор?

Расчет суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле.

Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора

Размер базовой ставки и коэффициент расчета утилизационного сбора устанавливаются правительством.

Коэффициент варьируется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста машины (до трех лет или старше трех лет) и технически допустимой массы.

Россиянин приобрел за границей легковой автомобиль для личного пользования. Если он ввозит в страну новую машину с объемом двигателя не более трех литров, то размер коэффициента составит 0,17. В таком случае формула будет выглядеть подобным образом:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,17) = сумма утилизационного сбора (3400 рублей)

Если автомобиль старше трех лет, то коэффициент вырастает до 0,26. В таком случае формула будет иной:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,26) = сумма утилизационного сбора (5200 рублей)

Что изменится с 1 октября 2024 года?

С 1 октября 2024 года ставка для легковых автомобилей, по решению правительства, увеличится сначала на 70-85 процентов, а затем каждое 1 января будет повышаться на 10-20 процентов до 2030 года.

Самые ходовые авто — с объемом от одного до двух литров. С 1 октября 2024 сбор для них 556 200 рублей, с 1 января 2025 года — 667 400 рублей

Возможные последствия

По мнению экспертов, первыми подорожают не локализованные в России автобренды — преимущественно китайские. По задумке правительства, повышение сбора должно подтолкнуть зарубежные компании строить заводы в России. Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин сомневается, что такой подход сработает: китайцы заинтересованы в том, чтобы продавать «домашнюю» продукцию, которая у них в избытке, а не занимать долю российского рынка.

Импортеры могут увеличить цену автомобилей на всю стоимость сбора, и это даст повод российским автопроизводителям «накинуть» около 100 тысяч рублей на свою продукцию.

По сути, в России подорожают легковые автомобили, и это отразится на всех сферах, связанных с перевозками: например, такси и службах доставки, вплоть до стоимости товаров.

Меньше россиян смогут позволить себе личное авто, считает исполнительный директор ассоциации российских автодилеров РОАД Игорь Чикин. По его расчетам, в 2023 году до 15 процентов россиян могли купить новый автомобиль, а к 2030 году их будет пять процентов. К этому времени покупать новую иномарку станет экономически нецелесообразно: вырастет спрос на российские авто и легковушки с пробегом, поэтому они также могут подорожать.

Глава ведомства Денис Мантуров ранее заявлял, что повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка. В первой половине 2023 года в страну было ввезено более 450 тысяч автомобилей, что втрое больше, чем годом ранее, причем половина машин были подержанными. По словам Мантурова, перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают покупателей гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Это несет много рисков.

Сумма утильсбора для легковых автомобилей с 1 октября 2024 года

Это стоимость утилизационного сбора для автомобилей, которые ввозят в Россию для последующей продажи, а не для личного пользования (в этом случае для физлиц предусмотрены льготы).

Сумма утильсбора для легковых автомобилей с 2025 по 2030 годы

Расчеты: auto.ru

Условия для получения льготной ставки

При последней индексации утильсбора сообщалось, что полную ставку сбора, как для юридических лиц, придется уплатить только тем «физикам», которые ввозят авто для последующей перепродажи в течение года. При этом льготная ставка (3400 или 5200 рублей) сохраняется для физлиц, ввозящих машины для личного пользования. Однако и им необходимо выполнить несколько условий:

Причем, как сообщает портал Autonews.ru, купить иномарку, ввезенную в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по льготной ставке теперь невозможно. В таком случае придется заплатить полную сумму утилизационного сбора. Исключение сделано лишь для Белоруссии — однако в этой стране таможенные ставки такие же, как в России, поэтому провоз машин с двигателями внутреннего сгорания через нее будет стоить столько же, сколько и прямой ввоз в РФ.

Теперь корректность исчисления утилизационного сбора (в том числе тот факт, что машину не перепродадут в течение 12 месяцев после ввоза) за импортируемые в Россию транспортные средства контролирует Федеральная таможенная служба (ФТС), в остальных случаях контроль возложен на налоговые органы, пояснили в Федеральной налоговой службе.

Что еще изменилось в 2024 году?

С 1 апреля для автомобилей, ввезенных из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заработала новая схема начисления утильсбора. В него включают разницу между таможенными пошлинами страны ввоза и России, а также между ставками НДС, акцизов, других налогов и сборов.

Так закрыли лазейку в законе, по которой в Киргизии или Белоруссии можно было дешево растаможить авто, а потом пригнать его в Россию. Теперь недоплаченную сумму все равно включают в утильсбор

Это стало возможным благодаря тому, что между странами заработала единая система управления рисками (СУР). За счет этого российские власти видят, какие таможенные платежи совершили владельцы автомобилей в странах ЕАЭС.

Все эти меры — увеличение утильсбора и одинаковые таможенные пошлины — приведут к подорожанию импорта автомобилей, считают эксперты. По мнению аналитика Владимира Беспалова, вырастет спрос на более бюджетные сегменты — подержанные и российские автомобили. Это может привести к тому, что вторичные автомобили тоже подорожают, но не так сильно, как новые.

< Назад в рубрику