В истории «Формулы-1» было множество великих гонщиков. Австриец Ники Лауда трижды становился чемпионом мира, и по этому показателю, увы, не входит в топ-3 прославленных пилотов. Однако вклад в развитие автогонок, количество скандалов, ярких побед, аварий и захватывающих событий, связанных с Лаудой, поражает воображение. «Лента.ру» — подробнее об удивительной жизни и карьере культового представителя «Королевских гонок».
«Гонки и полеты — диаметрально противоположные вещи. За штурвалом нужно соблюдать все правила. Я летал на Boeing 777 во всех модификациях и всегда соблюдал правила. Я не совершил ни единой глупости в небе, а в гонках творил их постоянно», — рассказывал Лауда, который был профессиональным пилотом не только на земле, но и в небе. Во многом именно благодаря тем самым глупостям австриец и стал тем, кем все его знают.
Через кредиты к автогонкам
Автогонки, и в особенности «Формула-1», — спорт не для бедных. Выйти на высокий уровень могут лишь дети из очень обеспеченных семей, второй вариант — быть мегаталантливым и найти спонсора, который в тебя поверит. У родившегося в очень богатой семье Лауды был отличный шанс пойти по первому пути, однако все сложилось иначе.
Семья будущего чемпиона, состоявшая из успешных банкиров и промышленников, считала увлечение Ники автогонками баловством, которое не заслуживает серьезных финансовых вложений. Лауда же загорелся идеей стать профессиональным спортсменом в 12 лет, когда ему впервые разрешили садиться за руль шикарных машин из автопарка его родителей. Собственных средств на продвижение в направлении профессиональных автогонок у подростка по понятным причинам не было, но, едва достигнув совершеннолетия, он нашел выход из ситуации.
Юноша обратился в несколько банков, которые выдали ему внушительные кредиты. В финансовых организациях возраст Лауды и отсутствие у него работы никого не смущали, так как все банкиры прекрасно знали семью Ники. Отец спортсмена Эрнст-Питер Лауда, узнав о том, что увлечение сына вышло из-под контроля, пришел в бешенство. Он отказал юноше в финансовой поддержке, заявив что все кредиты он будет выплачивать сам.
Ники станет настоящим Лаудой, когда в прессе его имя будет стоять в экономическом разделе, а не в спортивном
Влезая в долги, Ники рассчитывал на быстрый прогресс и внушительные контракты, однако путь в элиту получился тернистым. Покатавшись без особых успехов в европейской серии «Мини», он за деньги приобрел место в команде «Формулы-2» March.
Выбор был неслучайным, так как британский коллектив еще и участвовал в «Формуле-1», однако результаты «конюшни» там были совсем скромными. Заработать у Лауды никак не получалось, и он пошел ва-банк. Спортсмен довел количество долгов до баснословных по тем временам 400 тысяч долларов и купил место в команде BRM «Формулы-1» на сезон 1973 года. Это решение в итоге стало судьбоносным.
Болиды у BRM сильно уступали машинам конкурентов, однако на Гран-при Монако Лауда долгое время шел на третьем месте, после чего сошел с дистанции из-за поломки коробки передач. Подвиг австрийца так впечатлил главу команды Ferrari Энцо Феррари, что тот предложил дерзкому пилоту место в команде с приличной зарплатой. Позже он помог Лауде рассчитаться с долгами.
В огне не горит
Помимо умения пилотировать болид, Лауда здорово разбирался в технической части автомобиля и мог дать конструкторам дельные советы. Сейчас болиды настраиваются с помощью электроники, а в 1970-х конструкторы могли уповать лишь на обратную связь от пилотов. В первом же разговоре c Энцо Феррари, невзирая на авторитеты, Ники назвал болид Ferrari дерьмом, но при этом дал конкретные советы, как его улучшить. Мэтр потребовал, чтобы инженеры учли замечания спортсмена, и в последствии они постоянно работали в связке с Лаудой.
Если сравнить вклад Ники Лауды и Михаэля Шумахера в успехи команды в соответствующие эры, то больше для Ferrari сделал, безусловно, Ники. Михаэль многое сделал, и его влияние было фантастическим, но в его эпоху улучшать машину помогали компьютеры. Ники же сделал даже больше — и все благодаря его способностям и чутью
К сезону-1975 для Лауды сконструировали потрясающий болид, на котором он выиграл первый титул чемпиона мира. Он повторил успех в 1976 и в 1984 годах. Австриец вполне мог стать и четырехкратным чемпионом мира. Ники уверенно шел к титулу в 1976-м, но все изменило Гран-при Германии, проходившее на автодроме в Нюрбургринге. Лауда, словно предчувствуя беду, незадолго до старта вместе с группой других гонщиков требовал отменить заезд из-за дождя, однако организаторы на это не пошли. В итоге австриец неудачно стартовал и изо всех сил пытался наверстать упущенное.
На втором круге Лауда не справился с управлением: его болид на огромной скорости пробил металлические ограждения, влетел в земляную насыпь и выскочил обратно на трассу. В тот же момент автомобиль загорелся и его протаранили еще два болида. Счет шел на секунды, у Лауды практически не было шансов выжить, однако его спасли соперники, которые остановились и очень быстро вытащили Ники из горящего автомобиля. С Лауды слетел шлем, из-за чего он получил страшные ожоги лица и головы.
Фото: PA Photos / Getty Images
Гонщика оперативно доставили в госпиталь, там он ненадолго впал в кому, но очень быстро пошел на поправку и уже через 42 дня принял участие в Гран-при Италии. Из-за ожогов Лауда был похож на героя фильмов ужасов: у него не было век, части уха и значительной части кожи головы. В итоге гонщик перенес лишь пересадку кожи с уха на веки, так как без них жизнь была бы совсем затруднительной. «Что же до остального ущерба — ухо, лоб, голова, — пусть остается. Я не собираюсь делать себе пластику», — говорил Лауда,
Неизменным атрибутом Ники до конца его дней была внушительная кепка. Однако травмы доставляли Лауде на только эстетический дискомфорт. На решающем в сезоне 1976 года Гран-при Японии, которое снова проходило во время дождя, австриец сошел с дистанции на втором круге. Он признался, что проблемы с веками не позволяют ему нормально видеть трассу, и он считает, что жизнь важнее титула. Трофей по итогам сезона в итоге достался британцу Джеймсу Ханту из McLaren.
В соперничестве с великими
Незадолго до смерти в одном из интервью у Ники спросили о том, как тот общался с соперниками. Лауда ответил, что коммуникация полностью отсутствовала. «Между нами было непрекращающееся соперничество. В те времена мы рисковали в сотни раз больше, чем пилоты рискуют теперь. Мы больше уважали жизнь друг друга и старались не пересекать тонкую черту между обычными глупостями и смертельным риском. В опасных ситуациях мы проявляли больше уважения, но в остальном были врагами», — заявил гонщик.
Австриец, пожалуй, немного сгустил краски, так как со своим главным соперником Джеймсом Хантом на ранних этапах карьеры он даже снимал квартиру на двоих. Потом пути звезд разошлись, они перестали быть друзьями, однако и публичных конфликтов между ними не возникало. В СМИ они всегда отзывались друг о друге сдержанно, но уважительно.
В 1979-м Лауда заявил об уходе из «Формулы-1», объяснив это усталостью от автогонок, однако в 1982-м глава команды McLaren Рон Деннис уговорил его возобновить карьеру. Ники снова уселся в болид и помог команде совершить техническую революцию.
Титулованный пилот настоял на скорейшем переходе команды к турбомоторам от классических атмосферников, и в 1984-м McLaren порвал «Формулу-1». Ники взял свой третий титул в карьере, опередив всего на 0,5 очка напарника по команде Алена Проста. Впоследствии француз превзошел великого коллегу и четыре раза победил в «Формуле-1», а Ники окончательно ушел из гонок в 1985-м, став в чемпионате лишь десятым.
Первым делом самолеты
Параллельно с карьерой в «Формуле-1» Лауда увлекался пилотированием самолетов. В 1976-м у него появился первый личный самолет, которым он управлял сам, а позже Ники продолжил учиться и добился получения лицензии пилота гражданской авиации с правом работать на регулярных рейсах.
Однако этого Лауде было мало, и в 1979-м, во время первой паузы в карьере, он основал собственную авиакомпанию Lauda Air. Почти 20 лет она безуспешно пыталась соперничать с местным гигантом Austrian Airlines, но в 1999-м Лауда все-таки продал контрольный пакет акций более сильному конкуренту.
Однако на этом роман с авиацией не закончился: в 2003-м австриец основал новую авиакомпанию Niki, просуществовавшую до 2017 года. Примечательно, что в 2007-м на одном из рейсов, который совершался по маршруту Вена — Москва, Лауда выступил в роли командира воздушного судна. Полет прошел успешно.
Когда нам объявили, что за штурвалом самолета будет находиться сам Ники Лауда, я только пожала плечами, но у моего коллеги — большого поклонника «Формулы-1» — загорелись глаза. Когда он рассказал мне, кто такой Лауда, я восприняла его полет как каприз миллионера, желающего показать всем мощь своей авиакомпании и ее лидера
Тот рейс в российскую столицу был для Лауды вторым в качестве пилота. Впервые это случилось еще в 1980 году во время летних Олимпийских игр. Временно отошедший от дел автогонщик выручил подругу и соотечественницу — наездницу Элизабет Тойрер. Австрия официально не бойкотировала Игры, но федерация конного спорта объявила спортсменке, что не будет оплачивать ей поездку в Москву. Главной проблемой была транспортировка коня Тойрер, стоившая баснословных денег
И тут девушке вызвался помочь Лауда. Двукратный на тот момент чемпион мира взял из скудного авиапарка своей только-только зарождавшейся компании двухмоторный самолет «Фоккер», вытащил из салона все кресла и загрузил туда коня.
Это было действительно незаурядное путешествие. Лошадь всю дорогу заглядывала ко мне в кабину и радостно ржала
Усилия Лауды оказались не напрасными. В Москве действующая чемпионка Европы Тойрер одержала победу в выездке и принесла Австрии единственную золотую медаль Олимпиады-80.
Помимо попыток раскачать авиационный бизнес Лауда работал комментатором «Формулы-1», входил в тренерский штаб команды Jaguar, а также занимал пост председателя наблюдательного совета команды Mercedes. Страшная авария в 1976 году нанесла урон не только внешности Лауды. Надышавшись продуктами горения токсичных материалов, он заработал проблемы с легкими и другими внутренними органами. В 2005-м Ники перенес серьезную операцию на почках, а в 2018-м ему провели трансплантацию легких. Спустя год у Ники Лауды возникли осложнения после перенесенного гриппа, и 20 мая 2019-го он скончался.
Похороны великого гонщика проходила в Вене, проститься с ним пришли тысячи болельщиков, стоявшие в огромной очереди под дождем. «Мир "Формулы-1" потерял личность, но прежде всего мы потеряли джентльмена. Есть чемпионы, люди со множеством наград, но мы потеряли джентльмена, который никогда и ни на что не жаловался и всегда побеждал», — заявил на похоронах Ален Прост.