Мир
00:01, 16 января 2026

«Дональд Трамп вас убьет» Кто такой аятолла Хаменеи, почему от него зависит судьба Ирана и за что США объявили его своим врагом?

Востоковед Григорий Лукьянов: В Иране подготовлены к возможной кончине Хаменеи
Дмитрий Попов (корреспондент отдела «Мир»)
Фото: Vahid Salemi / АР

Более 40 лет главным символом исламского режима в Иране остается духовный лидер — аятолла. Последние 36 лет этот пост занимает Али Хаменеи. Во время Двенадцатидневной войны в Израиле публично говорили о его возможном устранении, а на фоне нынешних массовых протестов именно он стал олицетворением власти для оппозиции и объектом жесткой критики для президента США Дональда Трампа. В СМИ регулярно появляются сообщения о планах эвакуации Хаменеи из Ирана в случае дальнейшей эскалации напряженности в стране, а сын свергнутого в 1979 году шаха, наследный принц (шахзаде) Реза Пехлеви, заявляет о скором падении «режима аятолл» и своем возвращении. Кто такой аятолла Хаменеи, как он стал бессменным лидером Ирана и сможет ли он удержать власть в условиях массовых протестов и угроз со стороны США — в материале «Ленты.ру».

Кто такой аятолла Хаменеи?

Аятолла Али Хаменеи занимает пост рахбара — высшего руководителя Ирана, фактически главы государства. Это одновременно политическая и высшая духовная должность: рахбар стоит над всеми ветвями власти и определяет ключевые решения в стране.

Как устроен исламский режим в Иране?

Политическая система Ирана, сформировавшаяся в результате Исламской революции 1979 года, сочетает теократические и республиканские черты.

В основе режима лежит принцип «велаят-е факих», в соответствии с которым главой государства (рахбаром, или высшим руководителем Ирана) является наиболее влиятельный факих — шиитский богослов и законовед. Он контролирует все ветви власти и осуществляет попечительство (велаят) над государством.

При рахбаре действует совещательный орган — Совет по определению целесообразности принимаемых решений. Его состав утверждается высшим руководителем на пять лет. Совет помогает рахбару разрешать противоречия между ветвями власти.

Кроме того, главе государства подчиняется Корпус стражей исламской революции (КСИР) — наиболее лояльная и хорошо оснащенная часть вооруженных сил, которая «охраняет исламскую революцию и ее завоевания», совмещая функции армии, полиции и спецслужбы. Численный состав КСИР составляет к настоящему времени до 190 тысяч человек.

Вторым лицом в государстве, который руководит исполнительной властью, является президент. По своему функционалу он аналогичен должности премьер-министра, но подотчетен рахбару. Президент возглавляет правительство и Высший совет национальной безопасности, отвечает за государственное планирование, утверждение и исполнение государственного бюджета, подписывает договоры и соглашения с иностранными государствами. Он избирается на четыре года всенародным голосованием.

Наконец, в Иране действует однопалатный парламент — Собрание исламского совета (меджлис). Он состоит из 290 депутатов, которые избираются на всеобщих прямых выборах на четыре года. При этом пять мест в меджлисе закреплено за представителями официально признанных религиозных меньшинств — иудеев, зороастрийцев и христиан. Депутаты выступают с законодательными инициативами, утверждают членов правительства, ратифицируют международные договоры и соглашения, контролируют работу исполнительной и судебной власти, могут инициировать отставку президента.

В то же время полномочия парламента ограничены Наблюдательным советом (Советом стражей конституции). Он утверждает законопроекты и следит за тем, чтобы депутатские инициативы соответствовали конституции и нормам ислама. Совет состоит из 12 членов: шесть из них — факихи, которых назначает высший руководитель, остальные — юристы, избираемые депутатами по представлению главы судебной власти Ирана и также утверждаемые рахбаром.

Даже президент Ирана — лишь второе лицо в государстве: он возглавляет правительство и подотчетен рахбару

Согласно Конституции Исламской Республики Иран, высший руководитель:

Особое значение кадровых полномочий рахбара в разговоре с «Лентой.ру» подчеркнул научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, заместитель декана Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Григорий Лукьянов. По его словам, рахбар может влиять фактически на любые назначения в органах исполнительной власти.

Али Хаменеи возглавляет Исламскую Республику Иран с 1989 года. До него должность рахбара занимал аятолла Рухолла Хомейни — лидер революции 1979 года.

Что известно о ранних годах его биографии?

Будущий высший руководитель Ирана Али Хаменеи родился 19 апреля 1939 года в Мешхеде — одном из священных городов шиитов на востоке страны.

Его считают потомком пророка Мухаммеда, при этом нередко называют этническим азербайджанцем

Семья Хаменеи была связана с духовным сословием. Дед его был известным религиозным деятелем в Иранском Азербайджане и Ираке. Отец служил учителем в медресе, а затем — в улеме Мешхеда. При этом, по его воспоминаниям, семья жила небогато.

Хаменеи учился в шиитской духовной академии в Мешхеде, затем продолжил образование в теологических школах Наджафа и Кума. Именно в Куме он познакомился с аятоллой Хомейни, который стал для него наставником и важной фигурой в политическом становлении.

Как начиналась его политическая карьера?

В 1960-е годы Али Хаменеи включился в деятельность исламистского подполья, выступавшего за свержение шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. На него обратили внимание спецслужбы, его неоднократно арестовывали.

После революции 1979 года его как близкого соратника Хомейни назначили имамом (руководителем) пятничной молитвы. Эта позиция была не только религиозной: через пятничные проповеди в Иране транслировались ключевые политические сигналы. Уже тогда он закрепился как один из лидеров консервативного крыла режима.

Вскоре будущий рахбар стал депутатом меджлиса, а в 1981 году был избран президентом Ирана — за него проголосовали 97 процентов избирателей

Хаменеи занимал президентский пост восемь лет. На этот период пришлась ирано-иракская война 1980-1988 годов, а также усиление репрессий против сторонников шаха и других оппозиционеров. Кроме того, именно при президенте Хаменеи выросло влияние Корпуса стражей исламской революции, который изначально воспринимался как революционное ополчение.

После смерти аятоллы Хомейни в 1989 году Хаменеи избрали высшим руководителем. Решение принимал Совет экспертов — не всенародное голосование. При этом выборы в Совете оказались конкурентными.

60 из 74 членов Совета экспертов проголосовали за Али Хаменеи

На посту рахбара Хаменеи, по оценке востоковеда Григория Лукьянова, проявил себя прежде всего как управленец и стратег. В отличие от Хомейни, харизматичного лидера революции, он опирался не на ораторскую мобилизацию, а на системную настройку институтов и разработку государственной стратегии.

Что Али Хаменеи говорит об Израиле?

На посту высшего руководителя Ирана Хаменеи запомнился крайне жесткими заявлениями в отношении Израиля. Он называет его «сионистским государством» и утверждает, что оно угрожает всему Ближнему Востоку, а также якобы причастно к протестной активности внутри Исламской Республики.

Широкий резонанс получили его слова об Израиле как об «уродливом образовании» и ближневосточной «раковой опухоли».

В отдельных выступлениях рахбар не скрывал намерения ликвидировать Израиль как государство. В 2001 году он заявлял, что «миссия Исламской Республики Иран — стереть Израиль с карты региона».

В то же время Хаменеи в некоторых выступлениях пытался разделять Израиль и евреев, подчеркивая, что Иран якобы выступает не против народа, а против политического режима. При этом Хаменеи считают одним из отрицателей холокоста: он называл его мифом, а данные о числе жертв — «сильно завышенными».

В ответ в Израиле называют его «современным Гитлером». Министр обороны Исраэль Кац заявлял, что Али Хаменеи «не должен существовать».

Как относятся к нему в США?

Для Белого дома аятолла Хаменеи остается олицетворением исламского режима. При этом Дональд Трамп еще во время Двенадцатидневной войны утверждал, что не планировал устранять рахбара и даже спас его «от ужасной и позорной смерти».

Тем не менее на фоне нынешних протестов сенатор-республиканец Линдси Грэм (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) публично призвал американского лидера ликвидировать аятоллу Хаменеи и других представителей исламского режима. Рахбара он назвал «современным Гитлером» и «религиозным нацистом», добавив, что его убийство «придаст смелости» протестующим.

Что будет после кончины верховного лидера Ирана?

Во время конфликта Израиля и Ирана в июне прошлого года израильские власти не исключали возможности ликвидации рахбара. Сообщалось об ударах в том районе Тегерана, где, по данным СМИ, может находиться бункер высшего руководителя.

Вопрос о преемнике становится актуальным и из-за возраста Хаменеи: в этом году ему исполнится 87 лет

В связи с этим The New York Times писала о нескольких кандидатах, которых Хаменеи якобы определил в качестве возможных преемников в случае своей кончины. По версии издания, он стремился обеспечить быстрый и управляемый переход власти и сохранить политическое наследие.

По словам востоковеда Григория Лукьянова, процедура выбора нового рахбара может оказаться непростой: за всю историю Исламской Республики избрание высшего руководителя происходило лишь один раз. Однако сама система устроена так, чтобы избежать вакуума власти.

Эксперт напомнил: во время Двенадцатидневной войны Али Хаменеи, оставаясь верховным главнокомандующим, делегировал непосредственное руководство военными действиями генералам. Это расширило свободу принятия решений на тактическом и оперативном уровне. Поэтому, считает Григорий Лукьянов, возможная ликвидация рахбара не стала бы фактором, который автоматически остановил бы действия армии.

При этом о реальных кандидатах на пост рахбара говорить сложно. До гибели в мае 2024 года одним из возможных преемников считался президент Ибрахим Раиси, однако после этого имена потенциальных кандидатов публично почти не обсуждались. Вместе с тем внутри элит, вероятно, уже сложился консенсус, но внешний мир узнает о нем только после решения Совета экспертов.

< Назад в рубрику
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия