Во время отчета перед инвесторами за первый квартал 2022 года основатель Tesla Илон Маск заявил, что его компания работает над созданием беспилотного такси. Предприниматель уверен, что проект будет востребован и коммерчески успешен — новый вид общественного транспорта Маск назвал одним из будущих драйверов роста корпорации.
Руководитель Tesla заверил, что подготовка к запуску проекта уже идет, и роботакси начнет работать в 2024 году. Таким образом, американскому автоконцерну придется за два года определиться с концепцией, создать прототип, протестировать беспилотные автомобили, запустить в производство и решить юридические вопросы. Сколько лет должно пройти до того момента, как роботизированые Tesla появятся на улицах городов, неизвестно.

Демонстрация работы автопилота Tesla Full Self-Driving
Кадр: Tesla / YouTube
Тихий анонс нового проекта не стал неожиданностью для аналитиков. На открытии завода Giga Texas в начале апреля Маск заявил, что его компания работает над созданием «транспорта будущего»: «Это особое роботакси, которое будет выглядеть довольно футуристично». В конце месяца предприниматель заявил, что для запуска проекта его компании нужно будет разработать отдельный автомобиль, который будет ориентирован на полностью автономное передвижение. Соответственно, машина не будет иметь руля и педалей, зато получит дополнительные места для пассажиров.
Маск неоднократно отмечал, что электрокары Tesla недоступны большинству автолюбителей. Актуальная стоимость Model 3 составляет 47 тысяч долларов, Model Y — 63 тысячи долларов. Роботизированные такси позволят познакомиться с брендом большему количеству потребителей — машины будут служить всем пассажирам, а не только тем, у кого есть средства на дорогой электромобиль.
Для инвесторов Маск уточнил, что выход на новый рынок позволит компании заработать много денег. В настоящий момент автомобили Tesla не являются полностью автономными, и даже опциональный пакет ПО Full Self-Driving за 12 тысяч долларов не является настоящим автопилотом. Предприниматель уверен, что автономные такси могут принести гораздо больше прибыли, чем приносит фирменная система автопилота.
Разработкой и тестированием беспилотных автомобилей для перевозки пассажиров занимаются десятки крупных компаний и IT-стартапов по всему миру. В США есть Lyft, Waymo, Amazon, в Китае — Baidu, Didi, в России — «Яндекс». Waymo в марте 2022 года выпустила на городские дороги электрокары без водителя-испытателя и начала тестировать машины, перевозя своих сотрудников. Служба роботакси Apollo Go от китайской Baidu запустилась в одних из самых населенных городов мира — Пекине, Гуанчжоу и Шанхае.
Некоторые проблемы, которые мешают запустить полноценный такси-сервис без водителей прямо сейчас, волнуют игроков на рынке роботакси не первый год. Во-первых, для обслуживания пассажиров автомобиль должен соответствовать максимальному — пятому — уровню автоматизированного управления. Во-вторых, передвижение на полигоне и тестовой трассе отличается от работы в реальных условиях, где искусственный интеллект автомобиля должен просчитывать огромное количество вероятностей и адаптироваться к живым участникам движения. В-третьих, беспилотные машины, которые в настоящий момент тестируют участники рынка роботакси, передвигаются с помощью электричества. Если в масштабах большого города нужны тысячи такси, то где взять такое количество зарядных станций?
Очередная проблема связана с текущей ситуацией в мире, когда из-за пандемии коронавируса и экономического кризиса логистические цепочки нарушаются, а производство электроники встает на паузу. Очевидно, что для запуска большого количества роботизированных такси необходима мобилизация производителей чипов и прочей электроники, которой будут напичканы беспилотники. Нет сомнений, что производство автономных машин на начальном этапе окажется мелкосерийным, тогда как поставщики полупроводников и прочих компонентов в условиях дефицита будут отдавать предпочтение заказам крупных IT-гигантов, выпускающих смартфоны, компьютеры, бытовую технику.

Беспилотный автомобиль Waymo на дорогах общего пользования США
Кадр: Waymo / YouTube
Футурологи и финансисты не сомневаются, что роботакси смогут изменить мир в лучшую сторону. По оценкам специалистов инвестиционной компании Ark Invest, которая в 2018 году успешно предсказала взрывной рост акций компании Маска, бизнес беспилотного такси окажется очень прибыльным. Аналитик Таша Кини заявила, что к 2026 году более половины стоимости Tesla обеспечит сегмент роботакси.
Согласно отчету Ark Invest за февраль 2020 года, быстрорастущий рынок может обогатить производителей и операторов беспилотных перевозок и улучшить жизнь пассажиров. Илон Маск обещал, что поездка на роботакси окажется дешевле билета на автобус или метро. Аналитики не спорят: по их оценкам, на неконкурентном рынке поездка обойдется в половину доллара за одну милю. В высококонкурентной среде таксопарки будут брать по 25 центов, или около 20 рублей за милю, что очень дешево по сравнению с традиционными видами транспорта. Исследователи заметили, что в этих условиях обычная поездка на такси обходится в десять раз дороже, владение собственной машиной — в два раза дороже.
Выход большого количества электрокаров на дороги и доступность сервиса будут стимулировать потребителей реже пользоваться традиционным и личным транспортом, что положительно повлияет на экологию. Так, при появлении большого количества беспилотников они смогут лучше выстраивать маршрут, избегая пробок и заторов. Также в интересах операторов такси как можно быстрее автоматизировать поездки. Во-первых, вероятность попасть в аварию на беспилотном автомобиле высшего уровня автономности будет минимальной — автопилот не превышает скорость и не отвлекается на телефон. Во-вторых, по оценке агентства Arthur D. Little, расходы на оплату труда водителей являются одной из самых больших операционных затрат сервисов перевозок пассажиров.