К концу 2025 года Вооруженные силы Украины (ВСУ) после серии серьезных поражений по-прежнему не могут стабилизировать оборону. Российские подразделения сохраняют оперативную инициативу и продолжают наступать на нескольких направлениях одновременно, в том числе в Харьковской и Запорожской областях. При этом впервые за многие месяцы зафиксировано продвижение и на северных участках, где линия фронта долгое время не менялась. Что происходит на линии фронта и в каком состоянии ВСУ входят в 2026 год — «Лента.ру» разбиралась в оперативной обстановке.
Осенне-зимняя кампания продолжается. Несмотря на похолодание и снижение темпов продвижения по сравнению с ноябрем, российские войска удерживают инициативу и оказывают давление на нескольких направлениях сразу.
По данным на 25 декабря, российские военные:
- завершают поражение группировки Вооруженных сил Украины в Димитрове (Мирнограде);
- наступают западнее Северска в сторону Славянска;
- продолжают окружение Константиновки, закрепившись на южных окраинах;
- форсировали реку Грайчур в городской черте Гуляйполя;
- продвигаются южнее Волчанска в Харьковской области;
- возобновили наступление в Сумской области, продвинувшись южнее Юнаковки.
Русские имеют ощутимое преимущество в живой силе и технике и (...) смогли продвинуться благодаря значительному численному преимуществу и постоянному давлению небольшими штурмовыми группами
Наибольшие темпы продвижения фиксируются в Донбассе — от полутора до четырех километров за неделю на участках вокруг Северска и Константиновки.
Продвижение на подготовленных к обороне рубежах всегда связано с затяжными боями

Российские военнослужащие с триколором в Купянске, Харьковская область, Украина
Фото: Министерство обороны РФ / РИА Новости
Главной точкой напряжения остается Гуляйполе — важный опорный пункт обороны Вооруженных сил Украины на реке Гайчур.
Город прикрывает глубоко эшелонированные позиции ВСУ в районе Орехова, где фронт почти не менялся с 2023 года.
Взятие Гуляйполя откроет российским подразделениям путь на Запорожье, в обход многокилометровых минных полей и укрепрайонов
В настоящий момент российские войска заняли левый берег и несколько районов города на правом берегу.
Как отмечает украинский ресурс Deep State, вероятность падения Гуляйполя в ближайшее время высока — из-за дезорганизации управления в одной из бригад территориальной обороны и массового бегства личного состава с позиций.
Сейчас ситуацию пытаются спасти элитные [части]. (...) Понесенные в конце ноября потери штурмовиков в разы превышают те, которые могли быть, если бы [командование] подразделения согласилось на отступление

Расчет самоходной пушки 2С5 «Гиацинт-С» группировки войск «Днепр» Вооруженных сил России, Запорожская область, Россия
Фото: Александр Полегенько / ТАСС
В Сумской области, где фронт с лета оставался статичным, снова зафиксировано продвижение — южнее Юнаковки, примерно в 15 километрах от российской Суджи.
Продвижение пока измеряется сотнями метров, но интенсивность боев резко выросла
Кроме того, российские подразделения пересекли границу со стороны Белгорода и заняли поселок Грабовское под Сумами. Пока неясно, означает ли это формирование нового направления или отвлекающий маневр.
Они, к сожалению, закрепились в южной части населенного пункта, и их присутствие там сохраняется
На севере Харьковской области темпы продвижения также сохраняются: 22 декабря была занята Вильча южнее Волчанска, а 23 декабря Вооруженные силы Украины оставили Прилипку.

Военнослужащие расчета самоходной пушки 2С7 «Пион» группировки войск «Запад» Вооруженных сил России, Харьковская область, Украина
Фото: Станислав Красильников / РИА Новости
Как пишет «Страна.ua», главная проблема Вооруженных сил Украины — ставка командования на контрудары любой ценой.
Резервы перебрасываются на одно направление, где пытаются удержать или вернуть позиции, что автоматически ослабляет другие участки фронта
Так, по данным журналистов, произошло под Северском: украинские подразделения попытались разжать «клещи» вокруг Покровска и Мирнограда, но безуспешно, что привело к обвалу обороны в других местах. Аналогичная ситуация складывается в Запорожской и Днепропетровской областях.
Помимо этого, ВСУ по-прежнему сталкиваются с массовыми случаями самовольного оставления позиций и дезертирства. Это усугубляется как неудачами на передовой, так и проблемами с денежными выплатами.
После принятия госбюджета (...) стало совершенно очевидно, что власть не пойдет на повышение зарплат военнослужащим. (...) Типа нас много, и на нас всех не напасешься. Только и у меня уже нет возможности содержать семью при базовом окладе 20 тысяч гривен с копейками

Артиллерист 152-й отдельной егерской бригады Вооруженных сил Украины неподалеку от Красноармейска (Покровска), Донецкая народная республика (ДНР), Россия, 11 декабря 2025 года
Фото: Stringer / Reuters
Как рассказал в беседе с «Лентой.ру» военный аналитик, полковник Генерального штаба в отставке Андрей Демуренко, состояние Вооруженных сил Украины к концу 2025 года характеризуют две противоположные тенденции.
Первая — резкое снижение боеспособности большинства линейных подразделений, комплектуемых мобилизованными. По этой причине украинская оборона регулярно обрушивается на разных участках фронта.
Вторая — усиление элитных подразделений, которые украинское командование использует как «пожарные бригады» для стабилизации наиболее критичных направлений. К ним он относит, например, 3-ю штурмовую бригаду, части беспилотной авиации и ПВО — по личному составу, вооружению и моральному состоянию они остаются наиболее боеспособными.
Эта «селекция» проводится сознательно. Ресурсов — человеческих и материальных — уже не хватает на всех. Но именно эти наиболее боеспособные части не дают фронту обвалиться полностью
По словам эксперта, такие формирования «могут драться еще очень долго», поэтому полностью стихийного обрушения обороны в ближайшей перспективе он не прогнозирует.
Он считает, что политики «успеют договориться раньше», чем ситуация станет критической для Вооруженных сил Украины. В ближайшее время украинские подразделения, по его словам, продолжат медленно отступать, а российские войска — постепенное идти вперед.
Сверхбыстрого продвижения ждать не стоит
Резких изменений в ближайшие один-два месяца я не вижу. Будем наступать медленно и планомерно — в первую очередь в сторону Днепропетровской области и на Запорожье

