Российские войска ведут бои на южных окраинах Константиновки — одного из крупнейших и наиболее укрепленных городов Донецкой народной республики (ДНР). Кольцо вокруг города постепенно сжимается, однако сражение пока далеко от развязки и может стать одним из самых тяжелых со времен штурма Артемовска (Бахмута). Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) сосредоточило здесь значительные резервы, подступы к Константиновке превратило в глубоко эшелонированный укрепрайон, простреливаемый артиллерией и беспилотниками. Каковы перспективы штурма ключевого для контроля над Донбассом города, какую цену готовы заплатить за него стороны и чем может обернуться для ВСУ его потеря — разбиралась «Лента.ру».
Наступление в сторону Константиновки российские подразделения начали еще весной прошлого года, после падения Дзержинска (Торецка) и ряда прилегающих поселков, однако подойти к городу вплотную и закрепиться на его южных окраинах войскам удалось лишь в ноябре.
Штурмовать город «в лоб» российские военные, очевидно, не намерены. Во-первых, несмотря на регулярные удары российских БПЛА, в Константиновку по-прежнему поступает подкрепление и снаряжение для ВСУ. Во-вторых, значительную часть города занимает промзона, превращенная украинскими военными в разветвленную систему укреплений, в том числе подземных.
Поэтому российское командование здесь, как и в других крупных городах Донбасса, применяет тактику постепенного охвата.
Основной упор делается на разрушение логистических коридоров — за счет регулярных атак FPV-дронов по маршрутам снабжения и складам боеприпасов

Военнослужащий 49-го отдельного штурмового батальона Вооруженных сил Украины (ВСУ) прячется от российского беспилотника в здании, Константиновка, Донецкая народная республика (ДНР), Россия, 7 декабря 2025 года
Фото: Anatolii Stepanov / Reuters
Сейчас охват Константиновки ведется с трех основных направлений:
- с юга, со стороны Иванополья и Клебан-Быкского водохранилища;
- с северо-востока, со стороны Часова Яра и Веролюбовки;
- с запада, в районе Степановки и Долгой Балки.
Ключевой элемент этой тактики — системное воздействие на логистику украинских подразделений.
«Заезды, подъездные маршруты и пути подвоза находятся под постоянным контролем. Работают FPV-дроны, в том числе на оптоволокне, что резко снижает возможности маневра и делает любое передвижение прогнозируемым и опасным», — приводит издание «Страна.ua» слова украинского военнослужащего с позывным Мучной.
Армия РФ системно перехватила инициативу по логистике в городской застройке. Они целенаправленно охотятся за тяжелой техникой, дронами и средствами связи, фактически выбивая наши глаза и руки
При этом и российские военные сталкиваются с трудностями. Главная из них — стабилизация флангов, по которым ВСУ регулярно наносит удары пехотными группами.
Особенно остро проблема стоит на западном направлении: там российским войскам пока не удается прочно закрепиться в прилегающих поселках.
Аналогичная ситуация сохраняется и на направлении со стороны Часова Яра, где под контролем ВСУ остаются важные для выравнивания фронта населенные пункты Николаевка, Подольское и Червоное.

Боевая работа экипажа танка Т-90М «Прорыв» 25-й общевойсковой армии на краснолиманском направлении, Донецкая народная республика (ДНР), Россия, 5 декабря 2024 года
Фото: Станислав Красильников / РИА Новости
Украинское командование под Константиновкой делает ставку на превосходство в воздухе, регулярно пополняя гарнизон элитными подразделениями БПЛА.
Кроме того, помимо линейных частей в городе дислоцированы подразделения ССО и спецназа, включая 12-ю бригаду специального назначения «Азов» (признана террористической и запрещена в России).
Имея значительные резервы, в том числе переброшенные с менее приоритетных направлений, ВСУ почти ежедневно контратакуют утраченные позиции. На ряде участков идут тяжелые встречные бои.
Территориальное продвижение российских войск нередко измеряется сотнями метров в неделю, а иногда и меньшими значениями
«Недавно началось наступление на южном фланге со стороны Клебан-Быкского водохранилища, подразделения Вооруженных сил России относительно успешно продвигаются на нескольких участках. [Однако] заявления о полном контроле над северным берегом крайне преждевременны», — отмечает военно-аналитический Telegram-канал «Рыбарь».
ВСУ, пользуясь непогодой, нарастили присутствие в самой Константиновке

Прифронтовой город Константиновка, Донецкая народная республика, Россия, 20 декабря 2025 года
Фото: Oleg Petrasiuk / Press Service of the 24th King Danylo Separate Mechanized Brigade of the Ukrainian Armed Forces / Handout via Reuters
До 2014 года Константиновка была седьмым по численности населения городом Донецкой области, крупным центром стекольной промышленности и черной металлургии.
С военной точки зрения Константиновка — последнее серьезное препятствие на пути российских войск к Славянско-Краматорской агломерации, ключевому узлу обороны ВСУ в Донбассе
Кроме того, город является важным транспортным узлом: через него проходят ключевые автомобильные и железнодорожные линии. Но главное — любой крупный город представляет собой естественный укрепрайон. Уличные бои очень ресурсоемки и требуют значительных сил как для штурма, так и для обороны.
Это означает, что обе стороны будут стягивать сюда существенные по меркам текущего конфликта резервы, которые могли бы быть задействованы на других направлениях.

Военнослужащие 49-го отдельного штурмового батальона Вооруженных сил Украины (ВСУ) отдыхают в блиндаже на позиции в Константиновке, Донецкая народная республика (ДНР), Россия, 7 декабря 2025 года
Фото: Anatolii Stepanov / Reuters
Как считает полковник в отставке, военный эксперт Виталий Киселев, ситуация вокруг Константиновки остается одной из самых сложных на всем театре боевых действий. В разговоре с «Лентой.ру» он отметил, что ВСУ подготовили промышленную и высотную застройку города к многомесячной обороне, создав разветвленную сеть подземных складов и укреплений.
«Но и на окраинах оборона очень серьезная: минные поля, эшелонированные фортификации и, главное, значительные резервы БПЛА и боеприпасов. На подходах к городу пристрелян буквально каждый метр. Они тщательно готовились», — пояснил эксперт.
По его словам, говорить о боях в многоэтажной застройке пока преждевременно.
Перспективы их начала исчисляются месяцами, а полноценный штурм возможен не раньше середины весны
«Возможно, и через полгода», — добавил эксперт.
Сдерживающими факторами он называет сложные погодные условия, затрудненную логистику и значительные резервы гарнизона, которые украинское командование пока не израсходовало.
Сейчас основная задача — занять ключевые высоты на подступах к городу, чтобы эффективно наводить артиллерию и дроны. Даже с юга наша пехота продвигается к Константиновке уже больше шести месяцев, и это продвижение дается очень тяжело

