Футбол времен сепаратизма Уйдет ли «Барселона» из Испании вместе с Каталонией

Каталонские власти хотят в ближайшее время провести референдум о независимости. Испанские власти не желают этого допускать, и Конституционный суд страны уже запретил плебисцит, назначенный на 9 ноября. Между тем футболисты «Барселоны» на один из матчей чемпионата страны вышли в цветах каталонского флага, тем самым поддержав идею независимости. На поле стадиона «Камп Ноу» игроки «Барсы» появились в желто-красных полосатых футболках впервые — и примечательно, что противостоял им «Атлетик» из Бильбао, команда из Страны басков, еще одного региона с сильными сепаратистскими настроениями.

Было это в третьем туре, 13 сентября, когда не решилась еще судьба шотландского референдума о независимости, но казалось, что за примером горцев могут последовать и другие европейские народы, желающие самостоятельности. К инициативе «Барсы» можно отнестись с иронией. Если «Атлетик» — команда, в которой играют только и исключительно баски, то «Барселона» никогда этническим клубом не была. И какое, казалось бы, дело до независимости Каталонии чилийскому вратарю Клаудио Браво? Или хорватскому полузащитнику Ивану Ракитичу? Или защитнику Жереми Матьё, который мало того, что француз, так еще и пришел из «Валенсии» — клуба из региона, идентичность которого в XX веке во многом определялась через противопоставление себя именно Каталонии и каталанскому языку?

Впрочем, искать парадокс в желто-красных Ракитиче или Матьё не стоит, равно как и в том, что нынешний тренер «Барсы» Луис Энрике родился в Астурии и несколько лет играл за мадридский «Реал». Новые футболисты «Барселоны», включая иностранцев, заболевают «каталанизмом» довольно быстро, а некоторые так и не излечиваются. Йохан Кройфф и Христо Стоичков — тому примеры. Собственно, каталонский сепаратизм не равен национализму. Это скорее утверждение собственной автономии по отношению к Мадриду и одновременное подчеркивание открытости миру, мультикультурности. И «Барса» всегда была интернациональным клубом. Более того, при Луи ван Гале она даже была в значительной мере голландским клубом, в котором более десятка футболистов представляли Нидерланды. И это не мешало «Барселоне» оставаться вполне каталонской.

Но одно дело — антимадридизм в классическом противостоянии «Барсы» и «Реала» или фронда болельщиков «Барселоны», которые, создавая посвященные любимому клубу сайты, делают только каталонские и английские версии — но не испанские. Одно дело, когда тот или иной президент «Барсы» пользуется своим положением в клубе для самоутверждения в региональной политике. И совсем другое, когда на референдум выносится вопрос о государственности Каталонии. Тут уже игровой сепаратизм заканчивается и наступает время серьезных, ответственных решений и последовательного поведения, в том числе для футбольного клуба «Барселона».

Если Каталония готова покинуть Испанию, то готова ли «Барса» покинуть чемпионат Испании? Точнее, сперва нужно задаться вопросом, придется ли ей это делать в случае объявления независимости Каталонии? Ответ, пожалуй, отрицательный. У Англии и Уэльса отдельные футбольные федерации, это не мешает «Кардифф Сити» или «Суонси» выступать в английском первенстве. Лихтенштейнский «Вадуц» в этом сезоне второй раз в истории выступает в высшем дивизионе чемпионата Швейцарии. Клуб «Монако» был в свое время чемпионом Франции, да и сейчас он представляет эту страну в Лиге чемпионов. Каталония может провозглашать себя независимой, при этом «Барса» будет продолжать выступать в чемпионате Испании.

Уходить нет нужды, но, быть может, в этом есть логика? Или не логика, но честь, принцип? Ведь довольно странно публично декларировать поддержку идеи, а в случае, если идея побеждает, вдруг вспоминать о собственных меркантильных интересах и прочих нюансах.

Если попробовать сочинить чемпионат Каталонии, то у «Барсы» в нем будет лишь один, пусть и принципиальный, соперник, способный в поединке с грандом зацепиться за очки. Это «Эспаньол». Клуб со своей историей, изначально противопоставлявший себя «Барсе», как команда «для местных» интернациональному проекту, а затем как сторонники единства с Испанией — сепаратистам. Вот уж кому совершенно не хочется покидать испанскую примеру из-за каталонских амбиций!

Два раза за сезон «Барса» будет играть с «Эспаньолом». Или три — добавим финал национального каталонского Кубка. Все остальное время «Барселона» с Лео Месси, Неймаром, Луисом Суаресом, Ракитичем и Андресом Иньестой будет наколачивать по шесть или восемь мячей в ворота «Сабаделя», «Жироны» или «Химнастика» из Таррагоны, основные силы сосредоточив на Лиге чемпионов. Там «Барсу» ждет бюрократическое унижение. Никакого автоматического прохождения. Вы чемпион какой страны? Каталонии? Пожалуйте в квалификационный раунд, на так называемый путь чемпионов. Хотите посвятить лето коммерческим поездкам в Азию или Америку? Нет, посмотрите расписание, вас ждет выезд в Исландию, страну гейзеров, на матч с местным чемпионом.

Матчи «Барселоны» и «Реала» — одно из украшений европейского футбольного сезона. И одна из его неотъемлемых частей. Если создать чемпионат Каталонии с «Барселоной», то неотъемлемость исчезнет и клубам придется либо договариваться о каком-то специальном турнире из двух матчей, либо ждать встреч в еврокубках, а тут уж как жребий выпадет.

Сплошные потери. И в деньгах, и в зрительском интересе (сложно представить себе полный «Камп Ноу» на матче с «Жироной»), и в развитии. «Барселона» стала собой, выступая в сильном чемпионате. Каталонский чемпионат сильным не будет. Это будет спарринговое первенство.

Выход «Барсе» какое-то время назад подсказывали футбольные журналисты. Если принципиально разрывать с Испанией, но при этом оставаться в конкурентной среде, то почему бы не попроситься в чемпионат Франции? Это можно. Но что значит попроситься? В Лигу 1 вместо кого-то? На каком основании? На основании завоеванных титулов в Испании? На основании завоеванных европейских трофеев? А почему бы не пройти путь в Лигу 1, что называется, снизу?

Прелесть и даже смысл каталонского сепаратизма в том, что он вписан в общий испанский контекст, что он ему ежедневно противопоставляется, а вовсе не оформляется в суверенную и гордую государственность. И роль «Барселоны» заключается в том, что она представляет эту специфику каждую неделю обширной телеаудитории, подчас многомиллионной. Если Каталония покинет Испанию и создаст свой футбольный чемпионат, никому каталанизм уже не будет интересен. Равно как и во Франции. «Барселона» утратит часть себя, сохранить которую она может только в рамках испанского первенства. Парадокс? Отчасти. Этот тот самый случай, когда процесс ценен сам по себе и уж точно куда ценнее возможного результата.

Во что Каталонии, быть может, стоило бы впрячься, так это в борьбу за легализацию автономной футбольной сборной. Она есть, но сохраняет маргинальный статус. Можно побиться с футбольными чиновниками за то, чтобы быть как Шотландия и Уэльс. И тогда будет интересно. Чави, Бускетс, Иньеста и уже даже юный Мунир — все они заиграны за испанскую Красную Фурию. Но кого выберут новые барселонские таланты, воспитанники знаменитой Ла Масии? Испанию или Каталонию?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше