Мобильное будущее На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил эксперт мобильного рынка Михаил Фадеев

Пресс-конференция
30.12 16:59
Михаил Фадеев. Фото из личного архива.
Михаил Фадеев. Фото из личного архива.

Мобильное будущее

На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил эксперт мобильного рынка Михаил Фадеев
Чем отличается смартфон от коммуникатора? Какими станут мобильники в ближайшем будущем? Переживут ли дорогие устройства кризис? Каковы перспективы Windows Mobile против Symbian? Почему в России "провалился" iPhone? Что лучше - GPS или ГЛОНАСС? На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил бывший глава российского представительства E-TEN, независимый эксперт-аналитик мобильного рынка Михаил Фадеев.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Маколюб [22.12 15:07]

как вы оцениваете объем продаж айфона в России?

дмитрий [22.12 15:15]

Здравствуйте. Подешевеют ли айфоны к лету, и на сколько. Спасибо.

. [22.12 15:54]

Провалился ли iPhone в России? Есть ли цифры по продажам?

Прежде всего, несколько цифр. За 3 месяца официальных продаж iPhone в канал отгружено по моим подсчетам приблизительно 70000 аппаратов. Из них тысяч 50 дошли до покупателя. То есть по 15 тысяч в месяц.

За год и 3 месяца неофициальных продаж в России по разным данным продано от 100 до 500 тысяч аппаратов. Я склонен верить цифре в 200 тысяч. То есть по 13 тысяч в месяц.

Правда, стоит заметить, что до старта официальных продаж никакой рекламы и никакого продвижения iPhone не имел.

Выводы, думаю, каждый может сделать сам :)

О дальнейших перспективах iPhone судить сложно. Сейчас слишком неопределенная ситуация на рынке. Слишком много факторов могут повлиять на его развитие. Основные – это рост курса доллара и евро. Но, мне кажется, что при нейтральном варианте развития событий (без значительного роста курсов валют) снижение цен будет иметь место. Как минимум еще на тысячу-две устройство по цене "просядет". Хотя на продажах такое снижение все равно кардинальным образом не скажется.

Эдуард Б [23.12 09:13]

На сегодняшний день только в iPhone используется технология конденсаторного экрана, в то время как все остальные устройства используют резистивные дисплеи.

1) Как считаете, почему более перспективная технология (мультитач, действительно удобное пальцевое управление) не используется в других коммуникаторах?

2) Возможно ли усовершенствовать систему конденсаторного экрана (например,сделать специальный стилус), чтобы он реагировал не только на пальцы, т.к. есть приложения, где нужен более тонкий инструмент.

Спасибо!

Точного ответа на вопросы у меня, к сожалению, нет. В отношении первой части – могу лишь предполагать, может быть, у Apple есть патент на такое решение. Не стоит забывать, что железка – половина дела. Есть также драйвера для работы с конденсатным экраном. Так что патент может быть не сколько на сам экран, сколько копирайт на драйвера.

Вполне возможно, что если патента и нет, то китайцы, которые владеют технологией, имеют некие специальные договоренности с Apple о временном эксклюзиве на данное решение. В обмен, естественно, на объем, который Apple делает этим китайцам. Но это – мои предположения.

На вторую часть вопроса у меня даже предположений нет.

Николай [22.12 15:31]

Здравствуйте.

Какое будущее ждет UIQ?

Памятник на могилу и венок от благодарных пользователей – единственно возможное будущее. Разработка платформы официально прекращена. Проект закрыт.

Михаил [22.12 17:02]

В недавнем времени, в прессе было выделено (относительно) много внимания различным операционным системам для смартфонов. Не могли бы Вы указать –

1. В чем заключаются основные преимущества наиболее распространенных систем перед аналогами и между ними самими?

2. Насколько ограничен выбор производителей смартфонов при выборе предполагаемой системы, и чем они руководствуются при таком выборе?

3. Какие существуют реальные преимущества у ‘открытых систем’ (open source) перед другими (с точки зрения производителя телефона и конечного потребителя)?

Спасибо!

1. Если мы говорим про преимущества для пользователей, то они таковы:

Windows Mobile – большое количество приложений сторонних разработчиков, большое разнообразие компаний производителей и моделей с сенсорным экраном, понятный по настольному ПК интерфейс (хотя и не самый простой), отсутствие проблем синхронизации с десктопом и настольными приложениями.

Symbian – платформа, "заточенная" под телефонную функциональность, простая в использовании.

iPhone – особенных преимуществ пока не усмотрел, кроме технологии Multi-touch (управление экраном сразу несколькими пальцами).

Android – преимуществ пока не усмотрел. Теоретически – высокая степень интеграции с сервисами Google.

2. Все очень просто. Основные критерии для производителя системы:

а) цена;

б) открытость платформы и поддержка ее производителем;

в) проприетарность платформы.

То есть Symbian – платформа, созданная Nokia под ее же железо. Платформа пока во многом закрытая, хотя и с поддержкой. А потому количество брендов, работающих на ОС Symbian не так велико. Android реально привлек производителей телефонов, прежде всего ценой, точнее ее практически полным отсутствием.

3. Преимущество для производителей – цена и открытость исходного кода (возможность небольшими ресурсами "ковыряться" в системе). С точки зрения потребителей, теоретически под открытую платформу должно быть больше софта, но в реальности этого пока не происходит. Писать что-то под открытую платформу пока достаточно рискованно.

Стас [22.12 18:38]

Каковы перспективы Гугло-фона в России?

Во-первых, Google phone (тот, который есть сейчас) в Россию пока официально не поставляется. И мне кажется, что в перспективе полугода-года и не будет. Прежде всего, потому что платформа не отработана. К тому же тот аппарат, что есть сейчас – совсем не популярный в России форм-фактор qwerty-слайдера.

Если же говорить про платформу Android вообще и будущие реализации ее в других моделях, то я также сомневаюсь в резком росте популярности устройств на базе этой ОС в следующем году. Первые 1-2 модели могут иметь некоторый нишевый успех. То есть будут покупаться знатоками, фанатами индустрии, теми, кто знает, что такое Android. Но, на самом деле, таких не так много. То есть этот сегмент рынка массовым пока назвать сложно.

Реальных преимуществ для пользователя в Android сегодня не видно: стороннего софта практически нет, поддержки и необходимой инфраструктуры тоже. Глубокая интеграция сервисов Google массового российского потребителя также вряд ли может взволновать (у нас пока Google на вторых ролях после Яндекса, хотя и медленно, но верно "набирает обороты").

Если смотреть на более длительный период времени, то перспективы у платформы неплохие. Потому, что:

1. Она практически бесплатна. Для вендоров, выпускающих миллионы устройств, это может оказаться решающим фактором.

2. За спиной Android стоит Google, а это не Palm со своей Palm OS или абстрактное Linux-сообщество. Google - серьезная большая компания со значительными ресурсами, которые она может бросить на развитие и поддержку платформы.

3. Google уже удалось "впихнуть" платформу HTC производителю коммуникаторов N1. Несколько других крупных игроков рынка уже на грани "присоединения". Та же Motorola.

Android’у нужно время: год-два, а также непрерывная поддержка и развитие со стороны Google. Тогда все у платформы будет хорошо.

Дмитрий [22.12 20:46]

Здравствуйте!

Каковы по вашему мнению шансы новых сенсорных устройств от Nokia против WM коммуникаторов? Каково ваше мнение насчет грядущей WM7 ?

Думаю, что шансы у новых сенсорных устройств от Nokia против WM весьма неплохие. Сенсорный экран – в прошлом один из убойнейших козырей WM против других платформ (прежде всего Symbian). Но за последние два года WM сильно "прессуют". Сначала появился iPhone не просто с сенсорным экраном, а с multi-touch. Потом случилось рождение Android, которого уже поддержали лидирующие вендоры: сначала HTC, теперь, вот, Motorola. Не стоит также забывать, что Nokia – это Nokia. Это очень сильный бренд на рынке, который сам по себе сильнее любого из брендов WM.

Так что Microsoft придется сложно. Но не думаю, что империя имени товарища Билла Гейтса так просто сдаст свои позиции. Думаю, что нас ожидает очередной ответный удар. В том числе в виде WM 7.

Роман [22.12 21:21]

Какое будущее ждет symbian и останется ли она самой популярной ОС для смартфонов?

Прежде всего, оговорюсь относительно “популярности". Давайте определимся, в чем именно заключается эта популярность. Если взять рынок Windows Mobile и посмотреть на тех вендоров и те модели, которые предлагаются на нем, то вы обнаружите, что по большей части это новые имена на телефонном рынке (ASUS, HTC, Toshiba, E-TEN, Gigabyte). Да, по большей части бренды известные, но они с другого рынка. Как производителей телефонов их знают значительно меньше той же Nokia. Производители Symbian телефонов (прежде всего Nokia) – это игроки с двадцатилетним стажем (или около того).

Теперь посмотрим, что именно происходит на рынке. Количество продаваемых Windows Mobile устройств растет. И быстрее нежели общий рост рынка мобильных телефонов. Количество продаваемых смартфонов на Symbian также растет. И также опережая рост рынка. Но почему? Windows Mobile привлекает к себе действительно новых клиентов. Symbian же растет во многом потому, что купить новый телефон Nokia без Symbian внутри становится все сложнее, компания реально заменяет обычные телефоны в продуктовой линейке смартфонами. То есть новых клиентов Nokia привлекает меньше, идет банальное замещение моделей в линейке.

По моим наблюдениям, человек, который покупает Windows Mobile, обычно делает более осознанный выбор, нежели покупатель Symbian модели от Nokia. Он сознательно выбирает платформу, он более вероятно знаком с ее плюсами и минусами. В то время как покупатель Symbian смартфона делает свой выбор лишь на том, что "мне нужен новый красивый телефон, я знаю Nokia, она делает отличные аппараты". По большому счету, ему не важно, Symbian там стоит или что-то другое.

Так что количество смартфонов на Symbian будет и дальше расти. Но природа этого роста несколько иная, нежели в других сегментах рынка.

Jokerwebmaster [22.12 15:31]

Каковы перспективы WiMax в России?

Скажу честно: я в WiMax верю. Причины две. Во-первых, за проектом его внедрения компанией Scartel (бренд Yota) стоят очень большие деньги. Во-вторых, на моей памяти это, пожалуй, первый случай, когда деньги расходуются столь эффективно. Все, что делают эти ребята, они делают даже не на 5, а на 5 с плюсом. Достаточно сказать, что чуть более года назад в компании трудился 1 человек, а сегодня – уже 500. Развернуты сети в Москве и Питере, в продаже есть работоспособное оборудование, при чем от ведущих производителей (HTC), лицензируется контент опять-таки у мировых лидеров (Sony BMG, Universal, и тому подобное).

А самое главное – на рынке есть реальная потребность в их решениях. В общем, после презентации в Московском Доме музыки месяца два назад, где был показан HTC 4G MAX, я реально поверил в радужные перспективы WiMax в России.

Хотя, надо оговориться сразу, если деньги не кончатся, а кризис не внесет свои поправки.

Марк [22.12 19:19]

Видеозвонки - сегодняшняя статистика востребованности услуги, какова особенность использования по мировым регионам? Верить ли цифрам, озвучиваемым операторами связи? Какое будущее у мобильных видео-звонков и видео-связи в быту и в бизнесе?

Мое мнение: видеозвонки - это не более чем одноразовая игрушка. Как минимум, на текущем этапе развития технологий связи. Причин три:

1) на текущем этапе с текущими скоростями (даже 3G) сложно обеспечить передачу качественной картинки;

2) во многих странах для видеозвонков выполняется "двойная" тарификация, то есть пользователь вынужден платить как за голосовой трафик, так и за переданные данные;

3) как следствие первой причины – у пользователей нет реально выраженной потребности в этой услуге. Видеозвонки не решают никакой насущной потребности потребителя.

Приведу пример из "десктопной" жизни. У меня есть Skype. Я хотел делать видеозвонки своей сестре, которая живет в Таллине. Знаете, через 5 минут игра "утомила". Потому, как:

1. Канал начинает подтормаживать.

2. Видео все равно такого качества, что детали на картинке разобрать невозможно.

То есть картинка есть, а толку от нее никакого. И какой смысл в таких видеозвонках? Как среднестатистическому пользователю они помогут в его ежедневных нуждах?

Правда, после того, как я увидел HTC MAX 4G в работе, мое мнение несколько смягчилось. Если будет реально работающее видео такого качества, то у технологии вполне себе многообещающее будущее.

Jokerwebmaster [22.12 15:34]

Что лучше - iPhone 3G или HTC MAX 4G?

Отвечу вопросом: а что лучше, самосвал Камаз или Ока? Правильный ответ будет из двух вопросов:

1. Для каких целей.

2. В рамках какого бюджета?

Если нужен реально быстрый мобильный интернет в Москве – однозначно MAX 4G.

Если жалко денег, вы не очень требовательны к коммуникаторной функциональности или просто хочется "попонтоваться" – iPhone 3G. Хотя, я тут недавно прочитал очень меткой выражение: "В наше время модно не иметь iPhone". Так что, вполне возможно, и тут HTC MAX 4G более правильный выбор :)

Павел [22.12 15:39]

Какого производителя коммуникаторов Вы считаете самого надёжного?

И снова отвечу так. Надо отталкиваться от

а) целей и потребностей (чего вы хотите от устройства?);

б) от возможностей (в какой бюджет планируете уложиться?).

Далее. Надо понимать, что чем сложнее устройство, тем больше вероятность "налететь" на глюк или поломку. 12 клавишный Siemens с черно-белым экраном будет надежнее любого коммуникатора "нашпигованного" под завязку.

Если же брать из коммуникаторов и смартфонов с широким функционалом, то надежность в широких приделах у большинства из них одинаковая. И проблемы могут возникнуть скорее не в том, что коммуникатор "заглючил" или сломался, а в простоте решения такого рода проблем.

С этой точки зрения я бы рекомендовал присмотреться к лидирующим брендам "с историей": HTC, ASUS (именно надежность – один из "коньков" этого бренда). Понятно, что с Nokia скорее всего все будет хорошо. Как минимум потому, что есть отлаженная инфраструктура поддержки

Денис [22.12 16:25]

Стоит ли ждать появления на рынке доработанной версии Нокии 5800, или же производитель ограничится обновлением прошивки? Стоит ли ждать в 2009 г. телефона с сенсорным дисплеем уровня Нокии 5800 под виндовс мобайлом?

Думаю, что доработанной версии не будет, будет новая модель с учетом всех пожеланий и замечаний к 5800. Обычно у Nokia именно так и было с большинством ее Symbian-смартфонов. Или направление получало развитие (как смартфоны Series 60), или эксперимент признавался не удачным (как "ушастик" Series 90).

На вторую часть вопроса отвечу так – не стоит ждать, стоит пойти в магазин и выбрать. Windows Mobile аппараты уровня Nokia 5800 (хотя и не точные копии функциональности) на рынке есть уже около полугода. Тот же HTC Diamond.

Рустам [24.12 11:07]

Nokia описывает N97 как суперпродвинутый компьютер, не имеющий аналогов. Ваше мнение об N97? Какая из компаний-разработчиков, по Вашему мнению, двигается в наиболее перспективном направлении? Какие новинки радуют Вас, как потребителя? Насколько Nokia откровенна, когда говорит о высоком качестве своих изделий?

Во-первых, давайте отделим мух от котлет. То есть "маркетингово-рекламные" прокламации из листовок для покупателей от конкретных фактов и цифр. С точки зрения функциональности, N97 действительно не имеет аналогов. Но только среди телефонов Nokia, но никак не на рынке. Если смотреть на рынок в целом, то модель эта – не более чем еще один очень хороший, классный коммуникатор от известного бренда. Знаковый в том плане, что Nokia наконец-то составит полноценную конкуренцию продуктам на Windows Mobile (прежде всего, это продукты аля HTC Touch Pro и Sony Ericsson XPERIA). До N97 у Nokia не было Qwerty клавиатурных моделей с сенсорным экраном. Теперь такая модель появилась. Не более того. Будучи достаточно сильным игроком рынка, N97 также как 5800 некоторым образом повлияет на рынок классических коммуникаторов, где Nokia до недавнего времени не имела сильных позиций (большинство продуктов Nokia на Symbian – все-таки смартфоны, а не коммуникаторы). В общем - это хорошая интересная модель от сильного бренда.

Если говорить про "перспективные направления", то все лидеры рынка двигаются более менее в одну сторону. Одинаковый набор функциональности, одинаковые "фишки" (вроде сенсорного экрана, встроенного GPS, предустановленных сервисов). Все стараются покрыть основные форм-факторы и придают сейчас большое значение дизайну. Отличается только платформа, операционная система. Но и тут со временем шансы будут уравниваться, а большинству рядовых пользователей все равно, какая именно ОС стоит внутри, лишь бы было понятно, работало и решало конкретные пользовательские задачи.

Насколько Nokia откровенная, когда говорит о "о высоком качестве своих изделий"? Давайте и здесь отделять рекламу от реальных фактов. Высокое качество – понятие абстрактное. Тем более, когда речь идет об абстрактных "изделиях". Разные аппараты, разного уровня сложности, разного функционала имеют разный процент отказов. Плюс к этому добавляются софтверные "глюки", если мы говорим о коммуникаторах или смартфонах. Поэтому логично было бы говорить не о "высоком качестве" вообще, а о сравнении конкретных моделей разных производителей, идентичных по техническим характеристикам.

До тех пор, пока таких сравнений нет (они и на самом деле единичны), все разговоры про абстрактное "высокое качество" - не более чем неграмотная реклама и промывание мозгов.

Дмитрий [24.12 21:11]

что скажите про китайский ответ Apple в виде EPhone M8 DUOS ?

Скажу то же, что и про любую китайскую под(д)елку. Спецификация и картинки интересные и не более того. Когда возьму в руки образец, тогда скажу, как это работает. Скорее всего, также "криво" как и другие под(д)елки.

Антон [22.12 23:02]

А какую отечественную программу навигации вы считаете лучше: Автоспутник или Навител, и почему?

А почему, позвольте спросить, только отечественные? Есть еще и весьма неплохие зарубежные решения. Тот же iGo, в частности.

Однозначно сделать выбор сложно. К сожалению, у каждой программы есть свои плюсы и свои минусы. Идеальный вариант – коммуникатор с несколькими пакетами. Но если нужно сделать выбор в пользу чего-то одного, я бы порекомендовал попробовать поездить с каждым из пакетов и тогда уже окончательно определиться. Не забудьте проверить, насколько актуальные карты вы будете устанавливать. Точность навигации на 90 процентов - это актуальность карты, наличие на ней последних изменений дорожной ситуации.

Дмитрий [23.12 05:51]

Какие типы мобильных устройств и в какие долях от общего числа всех мобильных устройств будут использоваться в ближайщие 5 лет, 10 лет? Каково будущее технологии GPS в мобильных устройствах будущего?

Эк, вы куда хватили. Вам точные данные, да еще через 10 лет, это вы зря. Я же не Нострадамус, чтобы столь точные прогнозы давать! Все, что я могу сделать - обрисовать общие тренды индустрии. Да и то в период 2-3 ближайших лет. Если кто-то будет предсказывать что-то на более длительный срок – не верьте! В этой индустрии сейчас все так быстро меняется, а тем более в период кризиса, что точность долгосрочного прогноза неумолимо стремится к нулю. Год для этой индустрии – это уже история. А вы говорите 5-10 лет.

Будущее технологии GPS - интерактивные сервисы с обратной связью. То есть GPS 2.0 (по аналогии с Web 2.0). Ваше устройство не только получает данные о своем местоположении, но и передает данные на центральный сервер какой-то системы. А та в ответ анализирует сценарий движения сотен тысяч пользователей – участников системы. При чем, делает это для конкретных улиц, дорог, сезона и времени суток. Таким образом, устройство при расчете маршрута обращается к этой базе и получает индивидуальный маршрут, зависящий от конкретных параметров именно вашего движения, а также с учетом данных сотен других пользователей, которые полностью или частично проходят маршрут, похожий на ваш, в то же время дня, в похожих условиях.

Аналогично, через интернет, пользователи будут получать не просто обновления карт, но и будут обмениваться информацией об изменении дорожной ситуации в режиме он-лайн. То есть закрыли где-то временно проезд – один пользователь ввел это изменение на карте – все остальные участники интерактивной системы тут же получили обновление на свое устройство.

Информация об актуальных пробках также будет создаваться при участии самих пользователей.

В принципе отдельные первые реализации таких интерактивных навигационных систем уже есть. Их развитие – вопрос как раз 3-5 летнего будущего.

OLEG [23.12 06:34]

Есть ли в природе мобильники, сочетающие 2 качества- 3G,дуос? Если нет, то когда появятся?

Да, есть. Недавно в продажу поступил коммуникатор Glofiish DX900 компании E-TEN Information Systems, представительство которой я имел честь возглавлять с ноября 2006 по июнь 2008. В аппарате предусмотрена работа одновременно двух симок, а также поддержка сетей третьего поколения. Очень рекомендую.

Василий [23.12 08:45]

Здравствуйте!

Можете как эксперт назвать более-менее реальные сроки, когда приёмники ГЛОНАСС появятся в смартфонах и будут работать не менее стабильно, чем GPS?

И что же лучше - ГЛОНАСС или GPS, и почему?

Реальные сроки мне назвать сложно. Но, думаю, что это случится не раньше 2012-2013 года. Проблема в том, что пока приемники ГЛОНАСС – это не отдельные чипы (навроде SiRF Star III для GPS) и, тем более, не интегрированные части универсальных чипов (вроде последних процессоров Qualcomm), приемники ГЛОНАСС – это платы на "рассыпухе", то есть на отдельной универсальной элементной базе. Поэтоу приемники ГЛОНАСС:

а) дорогие в производстве, которое хуже масштабируемо, нежели в случае GPS-чипов;

б) большие по размеру и с более скромными ТТХ.

А потом спектр применения ГЛОНАСС чипов в данный момент – корпоративный сектор и системы вроде систем контроля транспорта. То есть там, где требования по габаритам и стоимости решения не столь критичны, нежели на потребительском рынке.

Из потребительских решений мне известен только достаточно дорогой и громоздкий навигатор Glospace, а также несколько новых моделей того же бренда, которые должны появиться на рынке GPS-навигаторов. Но есть предположение, все с той же слабо конкурентной ценой и далеко не миниатюрными размерами.

С точки зрения конечного потребителя, ГЛОНАСС не несет в себе практически ничего нового и полезного. Разве что более качественное позиционирование объекта в условиях ограниченной видимости неба (например, в каньоне). В случае работы устройства с двумя системами шанс на то, что удастся поймать необходимый минимум спутников в такой ситуации выше.

Своего микроэлектронного производства чипов, необходимого для приемников ГЛОНАСС, у нас нет. И в ближайшие 2-3 года не появится. И дело даже не в деньгах (хотя запуск таких производств – это как минимум сотни миллионов долларов, если не миллиарды). Дело в том, что в стране нет технологий, нет этих ноу-хау. А их закупка и инсталляция – вопрос, который только деньгами не решить.

Производители чипов в Азии могут проявить интерес к производству ГЛОНАСС приемников только, если будет соответствующее финансирование с нашей стороны. А так как кроме России никаких других массовых рынков заинтересованных в ГЛОНАСС пока нет, то себестоимость этих чипов все равно будет выше, нежели у GPS.

Правда, есть один метод “внедрения" ГЛОНАСС "стахановскими темпами". Это директивный полный запрет на продажу и использование GPS систем. Но не думаю, что это может помочь рынку. Скорее вызовет коллапс и откат всей навигационной индустрии лет на 5-7 назад. А мы и так тут отстаем от развитых стран на добрые 10 лет.

Виталий [22.12 15:33]

Здравствуйте. Появилось много цифровых устройств для коммуникации: мобильные, интернет, IP, WiFi. А какими такое устройство видят специалисты в 2014-15 году? Что это будет, универсальный коммуникатор в виде наручных часов с очками мониторами, или чтото другое?

Вы знаете, я не рискну давать прогнозы на столь отдаленное будущее. Тем более в текущих условиях общемировой экономической нестабильности. Если вы "откатитесь" на 6-7 лет назад, то вы, бесспорно, увидите, что в тот момент никто не мог предсказать, как будет выглядеть коммуникатор 2008 года. И это логично. Индустрия слишком быстро меняется.

Я уверен, что основа будущего коммуникатора это - во-первых, полный и абсолютный connectivity с быстрым доступом к сотням тысяч сетевых ресурсов и сервисов, во-вторых, что со временем будет делаться все больший упор именно на сервисы. Мобильное телевидение, GPS-навигация и сопутствующие ей сервисы (первый из которых – информация о пробках), онлайновые игры, мобильные платежи и тому подобное.

По поводу форм-фактора. Знаете, тут я скептичен. Думаю, что все-таки дальнейшей миниатюризации устройств мы не увидим. Напротив, сейчас наблюдается как раз обратный тренд – увеличение экрана. Это как раз связано с усилением акцента на интернет-браузинг, сервисы аля "покрутить видео" или GPS-навигация. На маленьком экране пользоваться такими сервисами крайне не комфортно.

Здесь ситуация аналогичная настольным компьютерам. Как только не "извращались" дизайнеры и инженеры, а стандартные устройства ввода: полноразмерная клавиатура и мышь остаются по большому счету неизменными на протяжении последних 20 лет. Потому как эргономически это идеальные решения. Плюс миллионы людей просто откажутся переучиваться, приспосабливаться к чему-то иному. Так и с телефоном. Вряд ли будет очень много среднестатистических потребителей, которые с готовностью примут какие-нибудь конструкторские извращения типа "наручных часов с очками мониторами". Массовый потребитель все-таки достаточно инерционен.

Аркадий [22.12 15:38]

Привет,

как Вы думаете, в мобильных приложениях - будущее за комплексными решениями, типа, Yahoo Go, Widsets, или же за отдельными приложениями, работающими только над конкретной проблемой (Mail.ru агент, Gmail, Yandex Map итд)

Я думаю, что будущее за сервисами глубоко интегрированными в интерфейс устройства. С функциональностью доступной для понимания рядовому среднестатистическому потребителю. Как именно такая функциональность будет реализована – дело десятое.

Diamond_club [22.12 15:49]

Вытеснят ли мобильные телефоны с сенсорным упарвлением обыкновенные мобильники с кнопками?

Думаю, что в ближнесрочной перспективе 100 процентного вытеснения не будет. Хотя доля устройств с сенсорным управлением будет расти. Важные катализаторы этого тренда – iPhone, ответы ему со стороны лидеров рынка - Nokia с моделью 5800 и Samsung с WiTu. То есть лидеры рынка уже весьма серьезно нацелились активно развивать это направление.

Но ввиду того, что сенсорный экран требует определенного user experience, устройства с таким экраном могут быть "поняты" далеко не каждым потребителем. Не любой пользователь готов потратить время, напрячь мозг, чтобы освоить это ноу-хау. Тем более, если в этом нет прямой необходимости.

Всегда останется как минимум "бюджетный" сегмент и соответствующая ему потребительская аудитория, которой будут нужны просто "дешевая трубка, чтобы звонить и смс отправлять". Сенсорный экран в таком случае – абсолютно не нужная роскошь.

United [22.12 15:55]

Как вы считаете, в сегменте бизнес-смартфонов в лидерах будут устройства с qwerty-клавиатурой, обычные гаджеты с сенсорным экраном и стилусом, или тачфоны? обоснуйте пожалуйста ответ.

Прежде всего, хочу отметить, что "обычные гаджеты с сенсорным экраном и стилусом" - это вчерашний день. Точно также, как сейчас сложно купить гаджет без Bluetooth модуля, а через полгода-год будет практически нереально купить гаджет без модуля GPS-навигации, точно также и тачфон, то есть коммуникатор с сенсорным экраном "без бортиков" и интерфейсом управления пальцами (без стилуса) через какое-то время полностью вытеснит коммуникатор с экраном "по старинке". Соответственно, чем больше заточенность под палец, тем меньше нужен стилус.

С qwerty-клавиатурой все не так просто. Данный форм фактор в России совершенно не популярен. По статистике на 5 проданных устройств в форм-факторе "классический моноблок" приходится лишь одно устройство с qwerty клавиатурой. Причем, как правило, это боковой слайдер. Моноблоки с qwerty еще менее популярны. Данные эти в том числе подтверждаются и многочисленными опросами пользователей. Хотя бы последним опросом Spb Software. Единственное в Топ-10 устройство (HTC TyTN II) заняло в России лишь девятое место, в то время как вообще в мире из тройки лидеров два (в том числе первое место) – клавиатурники.

Причина, с моей точки зрения, проста. У нас в стране совершенно другая культура работы с электронной почтой, нежели за рубежом.

Если у "буржуев" принято отвечать на электронные письма в течение одного дня (обычно это – часы после получения запроса), то у нас электронное письмо – нечто, что можно отложить и на день, и на два, и на неделю. "Как доберусь до комьютера, так и отвечу", – такое приходится слышать довольно часто. А qwerty-клавиатура – это как раз инструмент для ввода больших объемов текста. И первое применение этой функции – электронная переписка. Поэтому у нас "клавиатурники" больше востребованы среди студентов (лекции быстро конспектировать) и среди людей специфических профессий, в которых требуется много, но быстро и мобильно писать (адвокатов, журналистов), но не настолько популярны среди деловых людей, рядовым менеджеров.

Aladdin [22.12 19:44]

Доброго времени суток Михаил!

В последние годы рынок мобильных телефонов стал поворачиваться лицом к пользователям интренета. Однако диапазон частот, выделнный операторам ,едва покрывает потребности голосового контента. Интернет у большенства (у всех?) операторов мобильной связи работает по остаточному принципу- если есть свободные от разговоров каналы, есть интернет.

Есть ли перспективы в этом вопросе у классической GSM связи, и каким образом собираются решать эту проблему операторы 3G

Если честно, я не очень понял ваш вопрос. Мобильный интернет – это давно уже реальность. При чем работает все весьма неплохо. Есть EDGE, есть 3G, появилось уже 4G на базе WiMAX, есть, в конце-концов, EV-DO от "Скайлинк". В большинстве случаев все работает без помех, параллельно с голосом. Где вы проблему-то увидели?

Сергей [22.12 23:34]

Добрый день,

Не смотря на значительное развитие мобильных сетей в России я не знаком с мобильниками российского производства. Как вы думаете - в обозримом будущем появится ли хоть одна российская модель? И если да то на базе каких предприятий. Больше интересуют отечественные разработки а не возможность открытия отверточного производства.

Спасибо.

Здесь все однозначно. Мобильников российского производства никогда не появится. Точно так же, как Россия никогда не станет лидером в экспорте ананасов.

Если отбросить отверточную сборку, о которой вы упомянули.

Суть в том, что в России нет на данный момент не только технологий разработки телефонов, но и элементарно своей конкурентной микроэлектронной индустрии.

Да и непонятно, кому нужно налаживать таковую индустрию здесь, влезая на рынок, где наши шансы все равно близки к нулю.

Павел Мовсесов [23.12 01:33]

Михаил, по данным исследований, в 2015 году в подавляющем большенсте доступ в Интернет будет осуществляться через мобильники - какие ваши самые смелы представления о работе в Интернет через мобильные? Будут ли это обычные браузеры и привычные странички, или будет спец.интерфейс у мобильника и спец.порталы в интернет?

Да, вы правы. Мобильный быстрый высокоскоростной интернет – это самая "горячая" тема мобильной индустрии. Именно здесь будет основной фокус и производителей телефонов, и разработчиков сервиса и ПО, и сотовых операторов в ближайшем будущем (лет 5 как минимум).

С этим, кстати, связана тенденция обратного увеличения размера экрана, характерная для рынка коммуникаторов. Если еще пару лет назад производители стремились сделать экран как можно меньше из соображений размера и веса, то сейчас, по мере роста популярности мультимедийных приложений (прежде всего видео), навигации и мобильного интернета, наоборот более востребованными становятся устройства с большим экраном.

Относительно реализации. Безусловно, будут обычные браузеры. В которых, впрочем, будут специфические методы управления. Как, например, multi-touch iPhone: горизонтальные и вертикальные, скроллинг пальцем, зум двумя пальцами и так далее. Возможно, частично управление также будет осуществляться с помощью датчика движения: повернул устройства вправо – пошел скроллинг страницы вправо, отклонил вниз – страничка перелистнулась вниз и тому подобное.

Но самые востребованные сервисы, связанные с передачей данных, как мне кажется, все-таки будут интегрированы в интерфейс устройства. Так как это реализовано, например, в HTC MAX 4G или же в пакете сервисов Spb Online питерской компании Spb Software.

То есть нажатием одной кнопочки можно будет включить интернет-телевизор, а потом переключить канал, посмотреть программу передач, включить запись программы. Или парой простых движений найти в каталоге фильмов интересующую киноленту и начать стриминговый просмотр или скачивание на телефон всего файла.

В общем, будущее за интегрированными сервисами. Причем сервисы простые для восприятия. То же телевидение – никому не надо объяснять, что это такое и с чем его едят – название сервиса говорит само за себя.

Шухрат [24.12 06:40]

Если можно 2 вопроса:

1. МТС, Билайн и 2-3 другие крупные компании завоевывают все большие рынки в странах СНГ. Как Вы считаете, в ближайшем будущем мелкие компании сотовой связи полностью исчезнут, а крупные компании пойдут далее - в Европу, Азию и т.д.?

2. Количество абонентов мобильной намного превышает количество абонентов фиксированной связи. По Вашему мнению городская телефонная сеть перестанет себя окупать и перейдет на дотации?

Заранее спасибо!

1. Да, думаю, что перспектив у мелких региональных операторов практически нет. Или их "поглотят" большие компании, или же они просто вымрут от "перетока" абонентской базы к конкурентам. Причина проста. Связь – понятие глобальное. Абонент хочет иметь качественную и недорогую связь, где бы он ни находился, куда бы ни ехал. С другой стороны, новые стандарты и технологии связи требуют достаточно больших начальных инвестиций. То же развертывание 3G. И первое, и второе не по силам небольшим региональным игрокам.

Хотя все сильнее наступающий кризис может замедлить указанный процесс укрупнения. Все-таки для скупки региональных игроков крупным компаниям нужны ресурсы. А с ресурсами сейчас могут быть проблемы.

2. Да, в некоторых странах Европы и США количество абонентов мобильной связи уже превышает количество абонентов фиксированной связи. Но нам пока до этого далеко. По разным причинам. Хотя бы потому, что фиксированная связь – это не только собственно голос, но и интернет, и цифровое телевидение (ADSL). Для такой большой территории, как наша, протянуть фиксированные каналы связи во многие места все еще экономически целесообразно.

Дмитрий Медведев [24.12 09:53]

Доброго здоровьеца! А вот ответьте мне на вопрос: возможны ли в ближайшем будущем какието новые технологии в развитии видов радиосвязи и их поставок на внешний рынок?

К сожалению, не могу точно ответить на такой общий вопрос. "Какие-то новые технологии в развитии видов радиосвязи". Естественно, каждая отрасль не стоит на месте, и появляются новые технологии. Однако радиосвязь – это настолько широкое понятие и у нее настолько различные применения… О чем конкретно вам можно было бы рассказать – право, не знаю.

Про "поставки на внешний рынок" - также не понял. Поставки на внешний рынок чего? Технологий? Продуктов? Внешний рынок – это за пределами России? То есть, сможем ли мы поставлять наши новые технологии в области радиосвязи на зарубежные рынки?

В общем, простите, но вопрос предельно неконкретный.

Владимир [25.12 00:09]

С ростом числа 3-G устройств каков Ваш прогноз на снижение цены трафика? Прибыли компаний-пионеров выросли в 3 раза... Легко!

Может это и есть "источник" мирового кризиса платёжеспосбности широких масс населений усех стран мира?!..

В компьютерах... скорости растут, так хоть цена на месте ...как ни крути, тыщу зелёных отдай, не греши!..

Если честно, то я понял только первую часть вопроса. На нее с вашего позволения и отвечу.

Рост числа устройств – это не показатель. Тем более, в России. В России проблема в том, что сети 3G еще толком не развернуты. Количество абонентов, которые используют 3G в реальной повседневной жизни не так велико. И не только из-за фрагментарности покрытия, но и по причине отсутствия простых для восприятия сервисов, которые бы "кушали" 3G трафик. Вы можете сказать про абстрактный "мобильный интернет". Это здорово, но только когда есть широкое покрытие и стабильное соединение вне зависимости от местоположения абонента.

Вот когда операторы действительно развернут сети на "полную катушку", когда предложат абонентам сервисы, которые совершенно естественно будут требовать много 3G трафика, после этого и стоит ожидать кардинального снижения цен. То есть лишь тогда, когда можно будет легко зарабатывать на объемах, а не за счет высокой маржи.

Oleg [22.12 16:19]

Здравствуйте!

Очень интересует такой вопрос:

1.Принципиальные отличия Windows Mobile редакций Standart от Proff. (в версиях 6.0, 6.1)

2. Возможно купить устройство с Standart и сделать upgade до Proff, насколько затратно и поддерживаемо? А с версий 6.0 на 6.1.?

3. Стоит ли ожидать снижения цен из-за кризиса в следующем году на "средние" модельки (в районе 13-15 т.р.)? или наоборот :)? В общем когда купить выгоднее?

Спасибо!

с Наступающим!

Отвечаю по пунктам:

1. Думаю, что детально отличия двух версий вы можете найти самостоятельно, воспользовавшись поисковиком. ;-)

2. Как правило, Standard устанавливается в устройства без сенсороного экрана, в смартфоны. К тому же под каждую железку делается своя компиляция, со своим набором драйверов и дополнительных приложений. А потому профессиональную версию поставить на смартфон, где был Standard, просто так не получится.

3. Тут, понимаете ли, есть две тенденции. С одной стороны, рынок "в пике", продажи падают. А потому некоторые вендоры, безусловно, будут снижать цены – конкуренция-то обостряется! С другой стороны доллар и евро растут. А закупочные цены у дистрибуторов все-таки в долларах и евро, а не в рублях. А потому рублевые цены, по идее, снижаться не должны.

Какая из тенденций победит, будет понятно после Нового года, когда можно будет понять, как будет развиваться отрасль в отсутствии такого фактора поддержки, как "новогодний покупательский ажиотаж". В этом году он, конечно, не такой, как в прошлом, но ситуацию несколько выправляет.

Это с одной стороны. С другой, знаете, есть такой синдром "вечного покупателя". Это человек, который ходит со стареньким двухлетней давности коммуникатором, постоянно "ожидая новинок". То есть сегодня он собирается купить вот уже анонсированную, но еще не поступившую в продажу модель X. Но как только она поступает в продажу, такой товарищ читает анонс еще более новой модели Y и снова откладывает покупку. И так может продолжаться довольно долго.

Так что, мне кажется, что покупку стоит делать тогда, когда вы сами до этого дозрели. Не обращая внимания на кризисы. Если, конечно, деньги есть. :)

И вас с наступающими праздниками! :)

Макс [22.12 16:41]

Интересно Ваше мнение: как отразится мировой финансовый кризис на развитие устройств?

в каком направлении будут двигаться производители в ценовом и новаторском планах?

Я думаю, что кризис на то и кризис, чтобы отражаться негативно.

В плане внедрения новых технологических фишек, думаю, что мы увидим некий период стагнации. То есть то, что уже есть на рынке - большие экраны, управления пальцами, предустановленные сервисные пакеты, 3G интернет, возможно, WiMax, повсеместное внедрение навигации, "гонка мегапикселей" - стремление запихнуть в коммуникатор более мощную и качественную камеру – все это останется и получит дальнейшее развитие. Но то, что случиться нечто принципиально новое и революционное, наподобие того, что принес на рынок iPhone или HTC Touch – это вряд ли случится в перспективе 1-2 лет. И кризис тут, безусловно, будет только тормозом.

Про цены. Цены неизбежно падают. Технологии со временем дешевеют. В кризис еще и обостряется конкуренция, так как объем рынка уменьшается, а число участников рынка – не всегда. Так что в плане цен, возможно, будет некоторое снижение. Хотя, конечно, на падающих объемах продаж снижать цены мало кому хочется.

Не стоит забывать и про рост курсов доллара и евро. Так как практически весь "мобильный товар" импортного происхождения, то девальвация рубля не лучшим образом скажется на ценовой ситуации.

Михаил [22.12 16:49]

Если сравнивать стоимость голосовой связи по ‘мобильному’ с голосовой связью по интернету, выявляются явные различия (обычно, в размере нескольких сотен процентов). Похожие отличия наблюдаются в стоимости мобильных услуг от стране к стране (иногда, эффективная разница составляет разы или даже порядки).

Не могли бы Вы развить идею –

1. От чего зависит цена на мобильные услуги в России (как на новые услуги, так и на ‘традиционные’)?

2. Насколько цена услуг превосходит себестоимость для операторов?

3. Каковы тенденции развития ценовой политики (на повышения или понижение) в условиях настоящего финансового кризиса и вообще?

Спасибо!

Спасибо за такое количество непростых вопросов. :)

1. Цена на мобильные услуги в России зависит от:

а) их себестоимости;

б) желания компании, предоставляющей услуги, получить определенный уровень прибыли и/или отбить затраты за какой-то определенный период времени;

в) наличия конкретной среды (уникальность услуги, наличие и число конкурентов).

2. Все зависит от конкретных услуг и конкретных операторов. Знаете, вопрос звучит несколько общо: "Какова норма прибыли у производителей продуктов питания?"

Ответ тут может быть: "От нифига (хлеб), до дофига (элитные сорта сигар и коньяка)"

3. Понятно, что падающий рынок и сокращающееся потребление только обостряют конкуренцию на рынке. К тому же, если мы говорим о классических сотовых услугах (голосовой трафик, смс), то рынок уже давно прогнозируется к окончательному выходу на насыщение. То есть, по идее, цены должны снижаться. С другой стороны, ценовые войны (или тарифный войны – как угодно) на рынке по большому счету уже закончились. Цены установились на уровне, когда всем участникам рынка комфортно и удобно работать на нем, когда они получают понятную и интересную им прибыль. Думаю, вряд ли кто-то будет ломать это устоявшееся "статус-кво" и начинать "демпинг". По крайней мере на старые, традиционные услуги. С новыми проще – тут ситуация еще не устоявшаяся, а потому "скидки" еще могут случиться.

Захар Кокорин [23.12 11:39]

Здраствуйте. В Интернете ходят слухи что из-за мирового финансового кризиса большая тройка сотовых операторов откажется от строительства 3g в Республике Бурятия. Это правда?

Помешает ли кризис выпустить компании Nokia сотовые телефоны с поддержкой hspa=hsdpa+hsupa?

Каковы перпективы 3g в регионах сибири и дальнего востока в условиях мирового финансового кризиса?

Заранее спасибо за ответы.

К сожалению, не могу ничего сказать о планах большой тройки конкретно по Бурятии. Потому как их не знаю. Однако, исходя из общих соображений, кризис действительно должен повлиять на инвестиционные программы. Одна из наиболее затратных – расширение 3G покрытия. А Бурятия, как вы сами понимаете – не самый населенный, а, значит, далеко не самый высокодоходный регион России, где нет пока 3G. Так что, вполне логично, если планы поменяются именно в отношении этого региона.

С другими малонаселенными регионами, как мне кажется, будет то же самое.

Жуков Максим [23.12 16:01]

С какого года в России будет возможен переход от одного оператора к другому без замены номера?

Я регулярно наталкиваюсь на информацию об обсуждении таких планов, но ни о какой конкретике со сроками я пока не слышал. Думаю, что не в следующем году точно.

Иван [22.12 15:53]

А правда, чем отличается смартфон от коммуникатора?

Изначально смартфон – телефон с функциями КПК. В то время как коммуникатор – карманный компьютер с телефонным модулем. То есть, пляшем с разных сторон.

Другой вариант определения этих двух терминов: смартфон – устройство без сенсорного экрана и без qwerty клавиатуры, коммуникатор, соответственно, имеет либо то, либо другое, либо и то, и другое вместе взятое.

Но в последнее время смартфоны по функциональности и мощи приближаются к коммуникаторам, появляются разного рода "промежуточные" форм-факторы, которые сложно классифицировать (например, Samsung BlackJack – классический смартфон, но с Qwerty клавиатурой, или BlackBerry). Традиционные производители смартфонов (Samsung, Nokia) все больше акцентируются на нише коммуникаторов.

Завершает картину "терминологический хаос". Многие люди, приходящие в индустрию (прежде всего, это PR-маркетинговые службы крупных компаний и "придворные" PR-маркетинговые агентства, отвечающие за внешние коммуникации) не вполне понимают различия (и даже не стремятся понять). А потому сплошь и рядом классические коммуникаторы называют смартфонами. Иногда наоборот (хотя значительно реже).

Границы между этими подклассами все более размываются.

Арина [22.12 18:35]

Михаил, а какую модель телефона используете лично вы?

У меня два телефона. Один - коммуникатор glofiish X650. Достался в "наследство" от работы в компании E-TEN Information Systems – до июня 2008 на протяжении 1,5 года я возглавлял офис компании в России. Второй – мой основной рабочий инструмент Ubiquam U520 сети "Скайлинк". Дело в том, что я живу достаточно высоко в новостройке. В нашем районе сети GSM (в том числе "Билайн", абонентом которого я являюсь уже почти 10 лет) не перестроены на работу на "высоких" этажах. А "Скайлинк" работает. К тому же весьма недорогой безлимит – очень удобно. :)

Денис [22.12 17:19]

Как вы относитесь к названию дебильник, учитывая данные медиков?

Биологи утверждают что мобильная связь влияет на фауну. Вы бы отдали жизнь на земле за мобильную связь?

Учитывая, простите, какие данные медиков? Про сезонность психических обострений? Это, как мне кажется, с телефонами не сильно связано. Тут другие факторы. :)

А вообще, ученые утверждают, что жить вредно. От этого умирают. :) А жить в современном мире, в техногенной цивилизации еще вреднее, чем обычно. Хорошо это или плохо – я не берусь судить. Впрочем, выбор у каждого из нас есть: можно как Лыковы уединиться в таежной избушке, жить при свечах, а вместо туалетной бумаги использовать лопух. Кто ж мешает? :)

Михаил [22.12 18:09]

Несколько лет назад в прессе были хорошо освещены изменения на рынки мобильных устройств – попытки уничтожить ‘черных’ и ‘серых’ дилеров, подавить контрабандистов, переделить рынок посредством силовых структур (зачастую, в этом всем можно было видеть заказной характер ‘проверок’). В результате цены на мобильные устройства подскочили вверх, начался откровенный дефицит, многие (и зачастую невинные) компании понесли огромные потери.

Скажите, какова настоящая ситуация на рынки мобильных устройств –

1. Насколько ситуация нормализировалась (или до сих пор происходят рейды на товарные склады)?

2. Кто был прав в той ситуации? Кто-нибудь производил проверки действий силовиков и, если да, были ли выявлены нарушения?

3. Какова доля на рынке ‘белых’ мобильных устройств/коммуникаторов?

4. Какие существенные юридические/фактические изменения были произведены государством за последние несколько лет (например, какова ситуация по пошлинам на мобильные устройства)? Какой реальный эффект они оказывают на рынок?

5. Какие перспективы дальнейшего изменения правил игры? Какие изменения стоит ожидать в ближайшем будущем?

Рынок мобильной розницы в последние 8-10 лет прошел период своего официального становления. На смену рынкам и палаткам с непонятно каким товаром пришли крупные федеральные сети, где весь товар "белый", сертифицированный, прошедший официальное "горнилово" таможни, обеспеченный гарантией и поддержкой. "Серые" устройства, безусловно, остались (никто не запрещает привезти 2-3 телефона для себя и друга Васи в чемодане). Никуда не делись и рынки. Из последней победы "серого рынка" - значительная популярность iPhone в России до октября 2008 при полном отсутствии официальных каналов продаж. Но сейчас это скорее исключение из правил, нежели распространенная практика. Доля серого рынка до недавнего времени была крайне не значительна по большинству брендов.

Рынок за последние несколько лет прошел период укрупнения, на нем появились четкие правила игры. Конечно, свою роль сыграло в этом и государство, ужесточив контроль над таможней и каналами поставок товара. К тому же крупные сети и контролировать легче. Да и есть за что бороться – склад с десятками тысяч телефонов – это, знаете ли, не подсобка с десятком аппаратов на рынке. Игра стоит свеч – можно и ревизию сделать.

Однако последние кризисные явления достаточно серьезно ударили по мобильной рознице. Появились очень большие проблемы с кредитными деньгами, сети вынуждены уменьшать закупки и сокращать ассортимент. Некоторые достаточно крупные игроки рынка или уже "по уши в банкротстве" или вот-вот выйдут на него. Активно идет передел сотовой розницы (надеюсь, что после Нового года ситуация, наконец-то утрясется). Доллар и евро растет, а товар-то весь импортный! Образуются немалые потери на росте курсов. В общем, в такой ситуации появляется "второй шанс" для шаромыжников: в ситуации нестабильного рынка выигрывает не тот, кто больше, а тот, кто быстрее. А сетки все-таки достаточно инерционные. Ничего хорошего в этом нет – рынок рискует откатиться на 3-5 лет назад. То есть опять будут "воевать ценами" ("У меня на 20 рублей дешевле!"), а не развитием сервиса и дополнительных услуг.

Михаил [22.12 18:20]

Совсем недавно силовые структуры узнали о существовании Wifi и других вариантов беспроводных домашних сетей. Как следствие, было поднято много шума, вплоть до обещаний конфисковать/штрафовать владельцев оборудования, которые не получили должного разрешения. Вопрос –

1) Какое продолжение получила эта история (я слышал, что начали закрывать крупные домашние сети с использованием беспроводной связи)?

2) Насколько правы были силовики? Ведь на настоящий момент половина ноутбуков оснащены необходимым оборудованием для создания небольших сетей… Что говорит закон?

3) Существуют ли перспективы изменения ситуации в ближайшем будущем?

Про историю с WiFi слышал. Про продолжение нет. По-моему, пошумели-пошумели и заглохли. По крайне мере, я ничего про "продолжение" не слышал.

Михаил [22.12 21:32]

Здравствуйте! Когда запустят ЗG в подмосковье? Коломна.

*anonymous* [22.12 22:37]

когда же все таки 3G сети развернутся в центральной России

Ой, боюсь не скоро. Если непонятно, когда в Москве будет, то когда до центральных регионов дело дойдет – боюсь даже предположить. Есть подозрение, что быстрее Yota 4G-WiMAX проведет, чем 3G появится.

Кстати, "Скайлинк" же у вас работает? Вот у них уже есть быстрый интернет со скоростями близкими 3G. И есть даже коммуникатор с весьма конкурентной и современной спецификацией, чтобы скорости эти использовать – AnyData ASP-505.

Андрей Бондаренко [22.12 22:32]

Насколько мне известно, интернет издания о мобильных устройствах переживают не лучшие времена. Ведь производители тратят меньше денег на рекламу. Как вы считаете, какой из интернет журналов о коммуникаторах обладает наилучшим потенциалом, чтобы выжить в трудных условиях? Спасибо.

Вы знаете, во-первых, интернет журналов именно про коммуникаторы и смартфоны на рынке не так много. Я бы даже сказал – единицы. На большинстве ресурсов коммуникаторы и смартфоны "замешаны" в общую мобильную тему. Из специализированных ресурсов, действительно популярных и интересных, могу назвать разве что Portavik.ru :)

Во-вторых, интернет сейчас все-таки в более выгодном положении, нежели бумажная пресса. Интернет более гибок в плане рекламы – можно делать очень бюджетные и эффективные программы с большим охватом. Интернет более мобилен – время от начала теста до прочтения публикации может измеряться единицами дней (в бумажной прессе есть еще подготовка тиража, печать, распространение). Хотя, конечно, кризис дойдет и до интернета – выживут только сильнейшие, самые читаемые и популярные.

Zorik [23.12 01:25]

кто в России занимается утилизацией устаревших аппаратов ? (если имеется такой отдел)

Отдел, простите, чего? Федеральной Службы Безопасности или Федерального Управления по Исполнению Наказаний? :)

Утилизаций мобильников занимаются ларьки на Савеловском и Митинском рынках (и им подобным учреждениям по всей стране), а также свалки и мусороперерабатывающие заводы. :)

Николай [23.12 09:50]

Здравствуйте.

1. Какие перспективы использования гибких дисплеев в мобильных устройствах?

2. Ожидается ли новый стандарт SIM-карт или даже их альтернатива?

3. Какое будущее у устройств с двумя SIM-картами.

4. Куда подевался Siemens?

5. Ожидаются ли в связи с кризисом слияния, поглощения компаний-производителей мобильных устройств или даже кто-то возможно покинет этот рынок?

Отвечаю по порядку.

1. Перспективы широкие, но пока в области отдаленного будущего (не ранее, чем через год-два).

2. Отвечу вопросом на вопрос: а зачем? Какую проблему призван решить данный "новый стандарт"? Новый стандарт имеет смысл, если он дает шаг вперед, решает какую-то проблему. А стандарт ради стандарта…

В России и странах с неоператорской моделью бизнеса (Индия, Китай, СНГ) такие устройства, безусловно, найдут своего покупателя. По данным опроса, проведенного среди активных пользователей коммуникаторов и смартфонов компанией Spb Software, 45 процентов опрошенных из России и стран СНГ используют две SIM-карты, в общемировом масштабе эта доля заметно ниже - 27 процентов.

В странах с операторской моделью бизнеса, когда телефон продается вместе с контрактом, перспектив у дву-симовых аппаратов нет, так как ни один оператор не будет продвигать через свои торговые сети телефон, которые позволяет экономить на использовании голосового или интернет-трафика за счет "переключения на конкурента".

3. Siemens на месте. Никуда он не подевался. Делает поезда, промышленное оборудование. Мобильное подразделение Siemens (которое делало телефоны) было продано тайваньской компании BenQ, которая, не сумев его "переварить", испытала сильнейший кризис. Сейчас направление де-факто закрыто и особенного развития не имеет.

4. Все зависит от глубины кризиса. Напомню, что мы, скорее всего, лишь в начале пути и, вероятно, нас ждет дальнейшее ухудшение ситуации. А потому предсказывать, какие именно слияния-поглощения будут иметь место на рынке, сложно. Не лучшим образом обстоят дела у производителя телефонов Motorola. Компания в явном кризисе, причем пока усилия по выходу из него особенного успеха не дали. Эта компания – первый кандидат на пертурбации. Sony Ericsson также сворачивает свою активность: несколько новинок не увидят свет, а те, что появляются, приходят на рынок с задержкой и без должной поддержки (та же Xperia). Хотя, если говорить про A-бренды (первая пятерка производителей), то не думаю, что кто-то из них "схлопнется" до нуля. Все-таки внутренние ресурсы и рыночные позиции у всех компаний довольно значительны. Даже у Motorola, при всей кризисности ситуации, достаточно неплохие позиции на рынке Северной Америки. Хотя, как я уже сказал, многое будет зависеть от сценария дальнейшего развития кризиса. Точные прогнозы строить достаточно сложно.

Александр [23.12 12:16]

Какие вы видите препятствия для более эффективного использования коммуникаторов?

В чем причина что лишь 10-20% пользователей используют свои коммуникаторы на 20-30% функционала постоянно ? Через какой промежуток времени по вашим оценкам ситуация изменится и почему?

Основное препятствие – сложность в освоении интерфейса. Здесь, прежде всего, речь идет об интерфейсе Windows Mobile. Хотя интерфейс и привычный большинству пользователей, так как напоминает "настольный" Windows, освоение его на телефоне для многих требует некоторых усилий.

В этом плане модель HTC Touch стала своеобразным переломным моментом. Впервые интерфейс Windows Mobile коммуникатора был кардинально изменен по сравнению с классической Windows. Был сделан шаг к более простому и интуитивно понятному управлению телефоном. Сейчас эту идеологию активно внедряют разработчики софтверных оболочек. Spb Software со своим Spb Mobile Shell, Touch Commander от Mobility Flow и тому подобное.

На более активное использование функций коммуникатора сможет сыграть также переход к модели интегрированных в интерфейс сервисов. Примеры я уже приводил выше: это – HTC 4G MAX, это AnyData ASP-505, это, в конце-концов, WiTu от Samsung.

С другой стороны, надо понимать, что коммуникатор – это все-таки компьютер + телефон. А как вы думаете, какой процент владельцев ПК используют мощь своего компьютера хотя бы на 50 процентов?

Так что 100 процентов используемых мощностей мы вряд ли когда-то достигнем.

Артур [23.12 14:25]

Здраствуйте Михаил!

Интересуют следующие вопросы:ё

1. Как влияет финансовый кризис на уровни продаж М/т в РФ

2. Когда в РФ запустятся 4G?

3. Какие реальные скорости в сетях 3G,3.5G?

4. Почему на территории РФ пока не поддерживаются видео звонки и когда решатся данный вопрос?

5. Какой минимальный % брак по всем фендерам, на какие модели оон сейчас минимален?

6. Какой должен быть минимальным коэффициент SAR, чтобы он не вредил здоровью человека?

7. Где лучше хранить телефон при использовании?

Заранее благодарю за полный ответ))

Ух, сколько вопросов сразу. :) Оk. Попробую ответить по порядку.

1. Здесь есть несколько негативных факторов:

а) общее падение покупательной способности населения. Про то, что люди теряют работу и заработок, я не говорю – это понятно. Но в условиях финансовой нестабильности снижается желание тратить деньги. Скажем, если год назад потребитель, особенно не задумываясь, тратил на покупку портативной техники 10-15 тысяч рублей за раз, то теперь порог "эмоциональных трат" (увидел-сразу купил) снизилися до 3-5 тысяч;

б) рост курса доллара и евро. Надо понимать, что все телефоны импортируются в Россию, значит, закупочная цена идет в долларах и в евро. При этом рыночная цена фиксируется в рублях. Следовательно, чтобы минимизировать убытки игроки начинаю или ограничивать поставки, вливая товар малыми дозами, либо, не снижают цены (а то и повышают), защищаясь от будущих потерь из-за падения рубля;

в) мобильная розница последние годы жила на кредитных деньгах и на растущем рынке. Рынок расти перестал, с кредитными деньгами сейчас большие проблемы. Как следствие, часть сетей на грани банкротства, часть разорилась, многие резко сократили закупки. Вы можете сами зайти в салоны крупных федеральных сетей и пронаблюдать, как со временем на полках становится все больше и больше свободного места.

Все игроки едины во мнении. Если динамика развития кризиса даже и поменяется и пойдет улучшение, в самом лучшем случае рынок 2009 года будет на уровне 2008. Если кризис и дальше будет укрепляться, то рынок начнет падать.

2. 4G уже запустили. Компания Yota уже развернула сети WiMAX в Москве и Питере. И в розничных сетях можно купить абонентское оборудование, включая коммуникатор HTC 4G MAX и USB-модемы-свистки.

3. Скорость зависит от загрузки канала. Думаю, вы можете самостоятельно найти ответ на вопрос в сети.

4. Смотрите ответ выше о перспективах видеозвонков.

5. По всем вендорам чего, простите? Не вполне понятно, как можно сравнивать процент брака по черно-белому телефону с 12 кнопками, смартфону и коммуникатору. Он (процент) может отличаться на порядок, но это ровным счетом ни о чем не говорит. Потому, как устройства сильно разные по своей технической сложности.

6. Эта информация, полагаю, есть в сети на специализированных сайтах. Я лишь скажу, что с моей сугубо личной точки зрения, цивилизация и любое ее проявление (будь это мобильник или автомобиль) отрицательно влияют на здоровье человека. И даже не только такими вещами, как излучение. Меняются ритмы жизни человека, сценарии его поведения. Вместо того, чтобы съездить и поговорить лично (читай "подышать воздухом, растрясти жиры"), мы сидим в душном офисе и звоним по мобильнику. Нагрузка на мозг возрастает. Все это никак не помогает чувствовать себя лучше.

Евгений Белянко [23.12 17:52]

Михаил, наша компания занимается разработкой программного обеспечения для телекома, но в последнее время всё чётче прорисовывается тренд развития рынка ПО для мобильных устройств и хочется "успеть вскочить в этот поезд".

Ваше мнение - на какую платформу стоит наиболее обратить свое внимание разработчикам ПО для России и для Европы:

- будет ли это iPhone, хотя такое оущение, что мода на него пройдёт через пару лет,

- или это будет Symbian, учитывая всё большую активность Nokia в интернете,

- или Windows Mobile?

спасибо.

Евгений, во-первых, было бы неплохо пояснить, что именно за ПО вы планируете разрабатывать? Если для корпоративных потребителей – это одно, у разных платформ разный потенциал в этом сегменте рынка. Если для конечных потребителей – это другое. Опять-таки, все зависит от конкретной функциональности вашего продукта. Где-то какой-то функционал уже закрыт – конкуренция высока и делать там нечего, где-то наоборот - можно попробовать занять рынок.

Если же говорить абстрактно, то отвечу так. Я 7 лет работал директором по развитию бизнеса компании Paragon Software, одного из мировых лидеров в разработке ПО для мобильных платформ. Одним из причин нашего успеха и того, что мы вышли в лидеры, была как раз мультиплатформенность, то есть стратегическая установка на покрытие максимального количества платформ.

Сначала "рулил" Palm, потом все большую силу стала набирать Windows Mobile. Но мы сразу же "схватились" за Symbian, как только появились первые устройства. Не забыли и BlackBerry, и iPhone. Мультиплатформенность на современном мобильном рынке – это правильно.

Если же поддерживать много платформ вы не можете или не хотите, я бы посоветовал начать с Windows Mobile. В плане разработки платформа наиболее проста. Практически любой девелопер, который пишет для десктопа, может быстро и без усилий освоить Windows Mobile. Symbian потребует несколько больших усилий. iPhone и другие – еще более специфичные. К тому же Windows Mobile – мультибрендовая платформа. То есть устройства на ее базе выпускают разные вендоры. А потому риски не продать никому ваше решение или риск, что платформа начнет стагнировать, меньше. Symbian – это практически равно Nokia, iPhone также платформа монобрендовая.

Григорий [23.12 18:19]

Когда наконец перестанут выпускать "глючные" смартфоны? И зачем вообще они нужны. Не вижу смысла...

Отвечу вопросом на вопрос. Как вы думаете, Григорий, когда перестанут выпускать "глючные" компьютеры и зачем они вообще нужны, когда есть счеты и калькулятор? Не вижу смысла… :)

Общее правило для потребительских IT-товаров таково: чем сложнее устройство, тем больше вероятность глюка или поломки. Так было, есть и будет.

Грей [24.12 01:29]

1. Чем отличается смартфон от коммуникатора? ;) Таки сформулируйте, плиз!

2. Мобильный Интернет ускоряется и дешевеет. Когда, наконец, вместо мобильника появится нормальный линуксный комп-наладонник с чем-то вроде Скайпа, для бесплатных разговоров не только "внутри сети", но и по всему миру?

3. Тот же Скайп показывает, что для видеотелефонии достаточно лишь трёхкратного увеличения потока данных по сравнению со звуком (1 кадр 180х120 в секунду вполне достаточен!), то есть технически это можно было сделать уже давно. Почему же провайдеры мобильной связи не развивают этой услуги, а единичные предложения дороже не в три, а в десятки раз?

Ответ на первый и третий вопросы приведены выше. Ответ на второй вопрос также частично приведен выше. Я только не понял сам вопрос в части "нормальный линуксный комп-наладонник". Что есть "нормальный" (у каждого норма своя)? И почему непременно "линуксный"? Чем же другие платформы не угодили? :)

Николай [25.12 09:45]

Здравствуйте.

1. Скажите, есть ли какие-либо предприятия по утилизации и переработке старых телефонов, коммуникаторов, смартфонов и прочей мобильной техники.

2. Какие существуют технологии в этом направлении и какие прогнозы на будущее?

3. Насколько это популярно у нас в России и вообще актуально ли?

4. Какие новые технологии ожидают нас в будущем (это уже касательно производства, а не утилизации:))? Ваши прогнозы на ближайшие 10 лет.

И на вопросы про утилизацию, и на вопрос про "прогнозы" я ответил выше.

Вкратце: в России с утилизацией все плохо. Утилизация – либо через рынки, либо через мастерские по разбору на запчасти, либо через свалки и мусоросжигательные заводы. Прогноз на 10 лет дать невозможно. То есть можно, но точность его будет невелика. Так как 10 лет – это ну очень длительный период для мобильной отрасли.

Подробнее – смотрите выше.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше