Бывший командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Геннадий Трошев стал фигурантом уголовного "дела армейских снабженцев", рассматриваемого в гарнизонном суде Ростова-на-Дону, сообщает издание "Газета".
Главными обвиняемыми в процессе о злоупотреблениях в тыловых службах СКВО являются бывший начальник продовольственной службы округа полковник Сергей Серкин и заместитель командующего по тылу генерал-майор Александр Соловьев. По данным следствия, эти офицеры закупали для нужд армии некондиционные продукты, лоббируя интересы конкретных поставщиков, и получали определенный процент с каждой сделки. Уже в зале суда стало ясно, что непосредственное участие в выборе "партнеров по бизнесу" принимал участие генерал-полковник Геннадий Трошев, в ту пору занимавший должность командующего округом.
Согласно представленным материалам дела, занимавший в 1995 году должность начальника центральных военных продовольственных складов Серкин вместе с начальником тыла СКВО генерал-лейтенантом Валерием Московченко совершили незаконную операцию по закупке картофеля. При наличии этого продукта у местных производителей, сделка через белорусских посредников была заключена с поставщиками из Польши. В то время, как средняя цена картофеля в то время составляла 300 неденоминированных рублей за килограмм, тыловые службы СКВО приобрели его по 1500 неденоминированных рублей. Всего было закуплено два состава картофеля. Сделав прямой запрос в Польшу, журналист "Газеты" выяснил, что в действительности с учетом доставки килограмм картофеля обошелся СКВО в 400 рублей. Таким образом, доход организаторов незаконной операции составил не менее 100 миллионов рублей.
Для обоих снабженцев эта история тогда не имела никаких негативных последствий. Валерий Московченко занял должность начальника Военной академии тыла и транспорта в Санкт-Петербурге и получил звание генерал-полковника. Сергей Серкин по рекомендации Геннадия Трошева занял должность начальника продовольственной службы СКВО.
Как отмечает "Газета", советник президента России по делам казачества Герой России Геннадий Трошев играет в уголовном деле заметную роль. В материалах дела есть показания свидетеля, вспомнившего, что именно Трошев во время инструктажа нового начальника продовольственной службы порекомендовал ему для сотрудничества две коммерческие фирмы: "Донпродснаб" и "Эдельвейс-95". Этим организациям Серкин должен был отдавать предпочтение при заключении договоров. Несколько человек, опрошенных военной прокуратурой, сообщили что контролером всех закупок продовольствия являлась жена генерала Лариса Трошева.
Согласно свидетельским показаниям, одной из первых сделок Серкина стала закупка гороха и сухарей. Продукты были приобретены в количестве, в два раза перекрывающем потребности округа. В настоящее время срок годности этой продукции истек, и она перестала быть годной к употреблению. Объемы закупок продовольствия постоянно увеличивались, при этом поставщики отдавали заказчикам от 3 до 7 процентов от суммы сделки. Состоятельность этих обвинений теперь предстоит доказать суду.
Впрочем, Сергею Серкину инкриминируется лишь эпизод с закупкой свежемороженой рыбы путассу, не входящей в список продуктов для обеспечения нужд Министерства обороны. По свидетельству начальника группы Финансовой инспекции МО РФ полковника Михаила Кокорнова, рыба закупалась неразделанная, вместе с неотделенной головой. На заведомо незаконную операцию по приобретению 3,5 тысяч тонн рыбы был израсходован 1 миллион евро. Между тем, в кулинарии путассу используется для приготовления кулинарных изделий, рыбных палочек и фаршевых консервов. В необработанном виде ее используют, главным образом, для кормления пушных зверей.
После оглашения этих показаний в суде второй обвиняемый - начальник тыла округа генерал-майор Александр Соловьев. По его словам, когда путассу были заполнены все склады СКВО, он вмешался и дал команду возвратить ее поставщику. Тогда командующий Трошев лично вызвал генерала и заверил его, что больше эта рыба закупаться не будет. Закупленную же партию возвращать так и не стали. Как уверяет Соловьев, этот разговор состоялся в октябре 2002 года. Сам Трошев в свидетельских показаниях все отрицает.