Экспертиза действий штаба по освобождению заложников в ходе операции 1-3 сентября 2004 года в Беслане, а также сотрудников ФСБ, МЧС, 58-й армии и других служб будет готова в октябре нынешнего года. Об этом на пресс-конференции 3 сентября сообщил замгенпрокурора РФ Николай Шепель, передает РИА "Новости".
В ходе общения с журналистами Шепель представил ряд выводов, сделанных в ходе расследований обстоятельств теракта. В частности, он сообщил, что, согласно показаниям одного из бывших заложников, террорист, державший ногу на педали для приведения в действия одной из бомб, перед взрывом читал Коран, затем отложил его в сторону и убрал ногу с педали.
В то же время агентство "Интерфакс" цитирует слова Шепеля о том, что, согласно основной версии следствия, "взрыв мог произойти из-за неадекватного поведения террористов". "Уже установлено, что многие из них находились в состоянии наркотического опьянения и, возможно, это обстоятельство привело к тому, что бандит, который контролировал кнопку для приведения в действие взрывного устройства, вольно или невольно взорвал бомбу", - сообщил замгенпрокурора.
Одновременно, по словам Шепеля, рассматривается так называемая "техническая версия". "Мы выяснили, что самодельное устройство с кнопкой, которое находилось под ногой у одного из террористов, было выполнено кустарным способом и, скорее всего, было ненадежным. Возможно, из-за этого, а также ввиду высокой влажности внутри помещения произошло самопроизвольное замыкание сети и последовавший за ним взрыв", - сказал чиновник.
Шепель подчеркнул также, что при освобождении заложников в Беслане тяжелое вооружение применялось только тогда, когда в зоне поражения не было никого из заложников. "Огнеметы "Шмель" применялись только спецназовцами ФСБ. По спортзалу из него вообще не стреляли", - заявил представитель прокуратуры. Он отметил, что бойцы руководствовались информацией, поступившей вечером 3 сентября от сотрудников ФСБ, о том, что в столовой и других прилегающих к ней помещениях заложников нет.
"В общей сложности по огневым точкам террористов из огнемета было сделано девять выстрелов, а около 21:00 по московскому времени из танка - семь выстрелов", - сказал Шепель. Кроме того, для подавления сопротивления боевиков накладным зарядом были обрушены перекрытия в подвале, и в 23:45 операция была завершена, сообщил он, добавив, что "при осмотре места происшествия заложников в этой части школы обнаружено не было".
Замгенпрокурора также опроверг версию о том, что террористы могли заранее оборудовать тайник с оружием в бесланской школе. По его словам, проведенная экспертиза показала, что автомобиль ГАЗ-66, на котором террористы прибыли в Беслан, могли разместиться 32 человека с полным вооружением. Кроме того, отметил Шепель, опрос работников школы показал, что летом 2004 года ремонт в здании проводился собственными силами, без привлечения рабочих из Чечни, как об этом говорили некоторые из заложников.
Что же касается показаний некоторых бывших заложников о том, что во время штурма их заставляли вскрывать полы, где якобы хранилось оружие, то, по словам Шепеля, они не совсем верны. "Полы вскрывали в нескольких местах. Например, в спортзале террористы сделали это для того, чтобы убедиться, что внизу нет подвала, через который спецназ мог пойти на штурм. В других помещениях полы вскрывали для того, чтобы досками забаррикадировать окна. Ни один из заложников не видел, как из-под пола доставали оружие", - сообщил он.
3 сентября исполняется ровно год со дня гибели большинства жертв теракта в Беслане. В субботу в Беслане, Москве и ряде других городов России прошли траурные мероприятия.