Президент Ассоциации региональных банков России и депутат Госдумы Анатолий Аксаков внес законопроект "О потребительском кредите" на рассмотрение парламентариев. Об этом сообщает "Интерфакс".
В частности, документ предусматривает обязательное раскрытие в договоре банка с клиентом ставки по кредиту и эффективной процентной ставки, а также срока, на который предоставляется кредит. Законопроект также запрещает рекламную рассылку кредитных карт.
По словам Аксакова, у Минфина есть ряд принципиальных замечаний к законопроекту. По планам министерства, "законопроект должен ограничивать только деятельность кредитных организаций", а не всех организаций, занимающихся финансовой деятельностью. Сам Минфин также подготовил свой вариант законопроекта "О потребительском кредите", однако его в правительстве не могут согласовать последние два года.
Весной сообщалось, что депутаты готовят поправки к закону "О банках и банковской деятельности", которые также обязывают кредитные организации раскрывать заемщикам эффективную ставку, но принять их в весеннюю сессию они не успели. Сейчас, согласно нормативным документам Центробанка, банки должны раскрыть эффективные процентные ставки, куда вошли бы все дополнительные платежи и комиссии. Нормативный документ ЦБ не имеет статуса закона, но обязателен к исполнению банками.
Отметим, что Роспотребнадзор уже около года предъявляет банкам претензии о незаконности банковских комиссий и штрафов и участвует в судебных разбирательствах по этому поводу. Летом 2007 года Генпрокуратура инициировала проверку банка "Русский стандарт", крупнейшего игрока на рынке розничного кредитования, а потом вызвало на беседу его владельцев. После этого банк решил отказаться от дополнительных комиссий по всем предоставляемым кредитам. Позже стало известно, что региональные отделения прокуратуры ведут проверки еще в ряде банков.
Банковское сообщество расценило действия сотрудников силовых ведомств негативно, а в письме Ассоциации региональных банков России Аксакова указывалось, что проверки в банках, занимающихся кредитованием потребителей, могут превратиться в "выкручивание рук".