Принятые в 2006 году поправки в закон об НКО привели к закрытию 2,3 тысяч общественных организаций. Об этом, пишет газета "Газета", говорится в докладе главы Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмилы Алексеевой.
Вступившие в силу с апреля 2006 года поправки касались усиления госконтроля за деятельностью НКО, в первую очередь имеющих иностранных спонсоров, однако, как отмечается в докладе, от нововведений в итоге пострадали общественные объединения ветеранов, родителей погибших военнослужащих, инвалидов и даже детские коллективы.
В частности, Росрегистрации было предоставлено право обращаться в суд с иском об исключении организаций из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) за то, что организация не представила финансовую отчетность о своей деятельности. Это новшество, говорится в докладе, позволило регистраторам в некоторых регионах "массово исключать из реестра действующие организации" - например, "Защиту потребителей" и "Солдатских матерей России" в Воронеже, Российский коммунистический союз молодежи и "Международное молодежное правозащитное движение" в Нижнем Новгороде, Республиканский правозащитный центр в Бурятии. В тоже время в докладе подчеркивается, что закон применяется выборочно. Так, воронежская "Молодая гвардия "Единой России", которая не подавала отчетность с момента регистрации, отделалась приостановкой деятельности на полгода "для устранения нарушения".
Кроме того, с большими трудностями, говорится в докладе Алексеевой, сталкиваются НКО при перерегистрации по новой двухуровневой схеме - решение о регистрации принимает местное управление Федеральной регистрационной службы (ФРС), а осуществляет регистрацию налоговая служба. Теперь НКО приходится нанимать юристов, которые готовят документы, иначе Росрегистрация может вернуть их, сославшись на ненадлежащее оформление, а в этом случае придется оформлять все заново и вновь платить госпошлину, размер которой - 2 тысячи рублей - один из самых высоких в стране. "Большая часть организаций не находит в себе силы заново собрать сумму, нужные документы и действует без регистрации, что значительно ущемляет их права", - отмечает Алексеева.
Если же документы в порядке, то власти отказывают НКО в регистрации по другим причинам. Так, например, ханты-мансийскому гей-клубу "Радужный дом" отказали в регистрации в связи с тем, что ФРС сочло его деятельность "пропагандирующей нетрадиционную сексуальную ориентацию, подрывающей суверенитет и территориальную целостность России в силу сокращения ее населения", а значит, экстремистской.
Кроме того, новый закон создает для НКО еще массу бюрократических препон, приводящих в итоге к прекращению их деятельности, подчеркивается в докладе. Главными среди них называются бесконечные проверки со стороны органов ФРС и чрезвычайно усложненные формы отчетности, которые организации обязаны предоставлять в это ведомство.