Военно-следственное управление по Москве отказало в возбуждении уголовного дела по факту не санкционированного судом прослушивания сотрудниками ФСБ телефонных разговоров члена Совета федерации Левона Чахмахчяна, пишет в среду газета "Коммерсант".
Бывший сенатор, обвиняемый в мошенническом хищении 300 тысяч долларов США, в настоящее время находится в СИЗО. Заявление о незаконности прослушивания переговоров Чахмахчяна, в мае-июне 2006 года еще представлявшего Калмыкию в Совете федерации, подал адвокат Роберт Зиновьев. Он является защитником уехавшего в Германию Бориса Кузнецова, в отношении которого возбуждено дело о разглашении секретной справки ФСБ по делу его подзащитного Чахмахчяна.
Столичное следственное управление СК при прокуратуре РФ разделило заявление Зиновьева на две части: прослушивание разговоров сенатора в течение одного дня без санкции суда и его прослушивание еще две недели с санкции судьи Верховного суда. По второй части адвокату отказали в праве проверять законность судебных санкций на оперативно-розыскные мероприятия.
Первая же часть жалобы была переправлена в военно-следственное управление. Там сослались на статью 8 закона "Об оперативно-розыскной деятельности": "в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности РФ" допускается прослушивание телефонных переговоров без санкции суда с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов.
В свою очередь, Роберт Зиновьев обвинил ФСБ и судью Верховного суда Анатолия Бризицкого, давшего санкцию на прослушивание, в нарушении статьи 98 Конституции РФ: "члены Совета федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий". Согласно статье, лишить действующего сенатора неприкосновенности вправе лишь Совет федерации по представлению генпрокурора РФ.
Адвокат намерен ознакомиться с результатами доследственной проверки, после чего обжаловать отказ в возбуждении дела против сотрудников ФСБ в СК при прокуратуре РФ. По данным Зиновьева, решение о прослушивании лица без санкции суда должен был принять "один из руководителей органа, осуществляющего оперативную деятельность", а не старший оперуполномоченный службы экономической безопасности ФСБ, подписавший этот документ.