Предки слонов вели полуводный образ жизни

Moeritherium. Иллюстрация Heinrich Harder с сайта wikipedia.org

Ученые из Великобритании и США определили, что вероятные предки слонов, жившие 37 миллионов лет назад, вели полуводный образ жизни. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Останки зубов древних хоботных, принадлежавших к роду Moeritherium, были найдены при раскопках в Файюмском оазисе. Порода в том районе, где были обнаружены зубы, обнаруживала четкие признаки водной экосистемы. Однако палеонтологи не могли с уверенностью сказать, были ли возможные предки слонов водными жителями или их тела смыло в реку или болото после смерти.

Для того чтобы точно определить, какой образ жизни вели представители рода Moeritherium, палеонтологи из Оксфордского университета и Университета Стони Брук решили изучить изотопный состав найденных останков. Изотопный состав служит характеристикой параметров окружающей среды. Чаще всего ученые оценивают изотопный состав углерода и кислорода. Углерод и вода из окружающей среды используются растениями для строительства своих клеток.

Животные, поедающие растения, также несут на себе такую изотопную "метку". Изотопный состав углерода отражает особенности питания древних животных, а по изотопному составу кислорода можно судить о характеристиках воды в месте обитания.

Сравнивая изотопный состав зубной эмали останков Moeritherium с изотопным составом в останках наземных животных, ученые пришли к выводу, что древние хоботные вели преимущественно полуводный образ жизни.

Гипотеза о водном или полуводном образе жизни представителей рода Moeritherium была высказана очень давно - около ста лет назад. Однако до сих пор у палеонтологов не было четких доказательств, подтверждающих ее.

Впервые останки животных, оитносящихся к роду Moeritherium, были обнаружены в 1904 году в окрестностях Аль-Файюма. Они больше напоминали тапиров. У них не было хобота, а средняя длина тела составляла около 70-100 сантиметров.

Однако не все ученые убеждены, что Moeritherium являлись прямыми предками слонов. Многие полагают, что эти животные представляют отдельную линию эволюции.

Валентин Тимаков«Дальний Восток — дорога к рынку АТР»