Ученые нашли доказательства внеземного происхождения жизни

Фрагмент метеорита Мурчисон. Фото из метеоритной коллекции РАН.

Исследователи из США и Европы утверждают, что обнаруженные на метеорите молекулы, входящие в состав ДНК и РНК живых организмов, имеют внеземное происхождение. Работа ученых будет опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Ученые изучали химический состав метеорита Мурчисон (Murchison), который упал в Австралии в 1969 году рядом с городом Мурчисон. Они обнаружили, что в числе прочих веществ на Мурчисоне присутствуют урацил и ксантин. Эти азотистые основания выступают в роли предшественников при синтезе молекул нуклеиновых кислот - ДНК и РНК, - являющихся носителями генетического материала.

Исследователи решили проверить, какое происхождение имеют эти ключевые для образования жизни молекулы. Происхождение материала метеоритов можно установить с помощью радиоуглеродного анализа - оценки соотношения изотопов тех или иных элементов. В данном случае ученые определяли наличие тяжелого изотопа углерода 13C, который образуется преимущественно вне Земли. Они установили, что урацил и ксантин с Мурчисона содержат 44,5 и 37,7 процентов тяжелого углерода, соответственно.

Полученные результаты свидетельствуют, что азотистые основания, обнаруженные на метеорите, образовались не на нашей планете. Ведущий исследователь Зита Мартинс (Zita Martins) из Имперского колледжа Лондона утверждает, что данная работа может иметь огромное значение для понимания процессов зарождения и эволюции жизни на Земле.

Считается, что примитивные живые организмы образовались на нашей планете в период между 3,8 и 4,5 миллиарда лет назад. В это время на Земле наблюдалась высокая метеоритная активность. Многие из космических объектов, падающих на Землю, могли нести азотистые основания или другие молекулы, необходимые для образования ДНК или белка. Таким образом, ранняя жизнь могла опираться на уже созданные внеземные "шаблоны".

Кроме азотистых оснований на Мурчисоне были обнаружены окаменевшие останки того, что некоторые исследователи назвали примитивными микроорганизмами. С другой стороны, органические молекулы находили не только на австралийском метеорите, однако многие исследователи полагали, что они могли быть занесены на космические объекты уже на Земле.

00:02 31 августа 2016