Энтомологи обнаружили у муравьев "запах жизни"

Муравей Linepithema humile. Фото с сайта mississippientomologicalmuseum.org.msstate.edu

Аргентинские муравьи отличают живых собратьев от мертвых по особому "запаху жизни". К такому выводу пришли ученые, опубликовавшие работу в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Краткое описание исследования приводит портал Science News.

Энтомологам давно было известно, что муравьи выносят погибших собратьев из муравейника и складывают в "трупные кучи". С точки зрения выживания сообщества это оправдано - в разлагающихся телах могут появиться паразитические микроорганизмы, опасные и для живых муравьев. Считалось, что насекомые определяют факт смерти по запаху веществ, образующихся при разложении - например, по запаху определенных жирных кислот.

В общепринятую теорию не укладывался тот факт, что муравьи начинают выносить из муравейника трупы насекомых, погибших менее часа назад. За это время процесс разложения не может достичь необходимой интенсивности для того, чтобы образовалось достаточное для определения количество жирных кислот.

Авторы нового исследования предположили, что узнавание мертвых муравьев происходит по обратному принципу - после гибели насекомые перестают выделять "запах жизни". В ходе экспериментов на аргентинских муравьях Linepithema humile ученые установили два вещества, которые, вероятно, определяют его. "Подозрительные" соединения присутствуют на внешних покровах живых муравьев и исчезают спустя 40 минут после смерти.

Исследователи наносили на куколок муравьев экстракты внешних покровов взрослых насекомых, убитых менее и более часа назад. Куколок помещали у входа в муравейник. В обычной ситуации взрослые заносят их обратно в муравейник (состав химических веществ на покровах куколок отличается от взрослого). В том случае, если на куколках присутствовал экстракт недавно убитых муравьев, живые сородичи игнорировали "подкидышей". Когда на куколок наносили экстракт муравьев, убитых больше часа назад, взрослые немедленно выносили их к "трупным кучам".

Запах является одним из основных средств коммуникации среди муравьев. Например, в недавней работе энтомологов из Университета Аризоны было показано, что именно по запаху рабочие муравьи вычисляют обманщиц, пытающихся оставить потомство (в колонии размножение является прерогативой королевы, а остальные самки остаются бесплодными).

Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая