Нашли вторую вращающуюся задом наперед экзопланету

"Горячий Юпитер". Иллюстрация с сайта cfa.harvard.ed

Сразу две группы исследователей заявили, что им удалось обнаружить вторую планету, которая вращается вокруг собственной звезды по обратной орбите. Это означает, что небесное тело движется в направлении, противоположном направлению вращения звезды. Препринты работ исследователей доступны (здесь и здесь) на сайте arXiv.org. Краткое изложение обеих работ приводит журнал New Scientist.

В рамках обоих исследований ученые наблюдали планету HAT-P-7b, которая вращается вокруг звезды, расположенной на расстоянии около 1000 световых лет от Земли. Этот объект был открыт в 2008 году при помощи так называемого транзитного метода. HAT-P-7b относится к классу "горячих Юпитеров" - масса планеты составляет 1,8 юпитерианской, а диаметр - 1,4 юпитерианского. Период обращения планеты - всего 2,2 дня.

Авторы первой работы, которая подана в журнал The Astrophysical Journal Letters, использовали данные, полученные телескопом Subaru. Используя компьютерное моделирование, исследователи установили, что для угла наклона орбиты планеты имеется всего два варианта. Первый вариант - угол наклона траектории к экваториальной плоскости звезды составляет 180 градусов. Фактически, это означает, что планета лежит в экваториальной плоскости, однако движется в направлении, противоположном вращению звезды. Другой вариант не менее экзотичен - угол наклона орбиты может составлять 90 градусов. Это означает, что планета вращается вокруг звезды по полярной орбите.

По словам ученых, неопределенность связана с тем, что по имеющимся данным они пока не могут определить как расположена ось вращения звезды по отношению к наблюдателю на Земле. Различные варианты расположения оси позволяют различным образом интерпретировать орбиту HAT-P-7b.

Другая группа исследователей, работа которых подана в журнале Publications of the Astronomical Society of Japan, использовали те же самые данные, что и первая группа. Их модели, однако, позволяют интерпретировать данные несколько иным образом: астрономы утверждают, что планета движется по орбите, угол наклона которой составляет 227 градусов. В этом случае HAT-P-7b однозначно вращается в направлении, противоположном направлению вращения звезды.

13 августа 2009 года, то есть за день до появления новых работ, сообщалось об открытии первой планеты, вращающейся по обратной орбите. Наблюдения, проведенные при помощи телескопа NASA, позволили ученым установить, что орбита планеты WASP-17b наклонена под углом 150 градусов. Кроме этого планета является одной из самых "неплотных". Масса этого небесного тела составляет всего около 0,6 юпитерианской при радиусе 1,5-2 юпитерианских. В результате средняя плотность планеты примерно в 70 раз меньше плотности Земли и сравнима с плотностью пенопласта.

Планета HAT-P-7b уже раньше привлекала внимание астрономов. Так, она стала первой планетой, на которой телескопу "Кеплер" удалось найти атмосферу.

00:03 2 декабря 2016