Обнаружена ближайшая к черной дыре звезда

Телескопы Кека. Фото Ethan Tweedie

Астрономы обнаружили звезду, находящуюся на рекордно близком расстоянии от сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Звезда S0-102 имеет небольшую яркость и вращается с периодом в 11,5 лет. Работа опубликована в журнале Science, ее краткое содержание пересказывает Los Angeles Times.

Астрономы работали на телескопах обсерватории Кека, которая находится на пике горы Мауна-Кеа на Гавайях. В распоряжении ученых находились два телескопа, оборудованные зеркалами диаметром в 10 метров. Каждое из зеркал в этих телескопах собрано из 36 шестиугольных фрагментов и способно подстраивать свое положение в соответствии с требованиями астрономов.

Чтобы разглядеть наиболее близкую к черной дыре звезду, ученым понадобилось использовать систему коррекции изображения. Дело в том, что потоки воздуха искажают прохождение света звезд, из-за чего создается эффект мерцания. Чтобы его устранить, астрономы использовали лазерные лучи, направленные в сторону звезды. Проанализировав их искажение в атмосфере, исследователи вносили соответствующие поправки в геометрию зеркал. Это позволило сделать вычитающую корректировку и компенсировать влияние атмосферы.

Благодаря корректировке, астрономам удалось обнаружить довольно тусклую звезду S0-102, которая вращается вокруг центральной сверхмассивной черной дыры Млечного пути с периодом в 11,5 лет. Период вращения предыдущей ближайшей "соседки" составлял 16 лет.

Наблюдение за звездами, вращающимися вокруг черных дыр, имеет важное значение для проверки справедливости общей теории относительности Эйнштейна. Теория предсказывает, что сверхмассивные объекты должны настолько сильно искажать пространство, что вращение звезд вокруг них должно проходить по значительно искаженным орбитам.

Waaagh!