Физики изучили спектр «шаровой молнии»

«Шаровая молния» (слева) и ее спектр (справа). Развертка узкой полоски видео по вертикали, показывающая движение и эволюцию шара.

Китайским ученым впервые удалось получить спектр «шаровой молнии» и заснять ее появление и эволюцию. Наблюдения физиков опубликованы в журнале Physical Review Letters, кратко о них можно прочитать на сайте Американского физического общества.

Заснять редкое явление удалось случайно — в ходе эксперимента по наблюдению за обычными молниями. Ученые предварительно установили соответствующее оборудование в одной из точек Тибетского нагорья в провинции Цинхай.

Разряд, описание которого приводится в статье, произошел в июле 2012 года. «Шаровая молния» возникла во время грозы непосредственно после разряда обычной молнии. Это произошло в 900 метрах от установленных авторами регистраторов, поэтому ученым удалось получить высокоскоростное видео процесса ее возникновения и снять спектр в диапазоне от 400 до 1000 нанометров.

Из-за низкого разрешения камеры раскаленная плазма на пленке выглядит как шар диаметром около пяти метров, хотя его реальные размеры, как полагают авторы, были значительно меньше. Шар продержался в воздухе около полутора секунд, после чего покраснел и погас. За это время «молния» переместилась горизонтально на 10 и поднялась на три метра. Анализ спектра плазмы показал наличие линий излучения, характерных для кремния, железа и кальция — элементов, в большом количестве присутствующих в почве.

Термин «шаровая молния» может применяться учеными к двум типам явлений. Одно из них, которое легко воспроизводится и изучается в лабораториях, представляет собой электрическую дугу над электролитом. Например, недавно американские физики сообщали о том, что им удалось продлить время жизни таких разрядов, которые еще называют «плазмоидами». В другом значении «шаровая молния» относится к описательным феноменам, о природе которых ученые знают крайне мало из-за отсутствия объективных наблюдательных данных.

По одной из множества версий, то, что принято называть «шаровой молнией» может представлять собой результат горения кремния: после «обычного» электрического разряда углерод почвы захватывает кислород песка (оксида кремния), в результате чего кремний восстанавливается. Свободный кремний затем относительно медленно горит в кислороде воздуха, что издалека выглядит, как раскаленный шар. Новые данные, полученные китайскими физиками согласуются с этой версией, но не исключают и другие объяснения.

Свадьба в БишкекеЗа кражу невест не берут под арест
Почему в Киргизии принято начинать создание семьи с преступления
A man lights a candle by a portrait of Pavel Sheremet surrounded with flowers and candles at a place of his death in Kiev, Ukraine, Wednesday, July 20, 2016. A prominent journalist was killed in a car bombing in Ukraine's capital, Kiev, on Wednesday, sending shockwaves through the Ukrainian journalist community that was shaped by the gruesome killing of the publication's founder 16 years ago. (AP Photo/Sergei Chusavkov)Ищите женщину?
Убийство Павла Шеремета: целенаправленная охота или роковая случайность