В недрах Луны могут храниться древнейшие следы земной жизни: попав на спутник нашей планеты с астероидами, они, как показали эксперименты американских ученых, имели все шансы законсервироваться в лунной лаве. Новое исследование на эту тему опубликовано в журнале Astrobiology, а коротко о нем сообщает New Scientist.
Жизнь возникла на Земле примерно 3,8 миллиарда лет назад, но как именно это произошло, остается одной из величайших загадок науки. С тех пор тектонические силы (движение литосферных плит) уничтожили практически все породы, хранившие следы зарождения жизни.
Однако, как гласят многие современные теории, органические соединения (или их прекурсоры) могли попасть на Землю на астероидах и кометах. В таком случае те же объекты могли попадать и на Луну, а органические соединения имели все шансы пережить жесткую посадку. Наконец, относительная геологическая стабильность спутника создала гораздо лучшие условия для их консервации, чем поверхность Земли.
Самое уязвимое место этой теории — опасность со стороны жидкой лавы. Когда на Земле возникала жизнь, лава на Луне вытекала через отверстия в коре, затопляя круговые бассейны, оставшиеся на поверхности после ударов астероидов (будущие лунные моря).
Чтобы проверить, как лава взаимодействует с органикой, Ричард Мэтьюмэн (Richard Matthewman) из Имперского колледжа Лондона и его коллеги провели эксперимент. Они поместили различные органические соединения в лунную пыль и нагрели ее до 700 градусов по Цельсию. Лава оказалась отличной упаковкой для долговременного хранения: всего нескольких десятков сантиметров породы астероида оказалось достаточно, чтобы изолировать молекулы от жара лавы. Более того, в дальнейшем лава могла выступать в роли изолятора, защищая органику от солнечного ветра, радиации и ударов метеоритов.
Ученые говорят о высокой вероятности того, что важнейшие химические соединения времен возникновения жизни «законсервированы» в недрах Луны. «Следы добиологической эволюции на астероидах и кометах, свидетельства первых этапов развития жизни на Земле и Марсе — все это могло сохраниться. Есть доля иронии в том, что лучшим местом для поиска признаков древнейшей жизни оказалась сухая и безжизненная Луна», — заявил коллега Мэтьюмэна Марк Сефтон (Mark Sephton).