Гигантские вирусы назвали четвертой ветвью жизни

Модель мимивируса

Ученые из Марселя обнаружили у гигантских вирусов геномные кассеты CRISPR, связанные с защитной функцией и наблюдаемые ранее у прокариот. Это, по мнению специалистов, позволяет отнести вирусы с CRISPR к промежуточным формам жизни (между бактериями и вирусами). Исследование опубликовано в журнале Nature, кратко о нем сообщает Nature News.

CRISPR представляет собой геномные кассеты в ДНК прокариот (то есть бактерий и архей — безъядерных одноклеточных организмов), которые сохраняют информацию о вирусных и плазмидных атаках на клетку. Клетка с CRISPR вычленяет у противника фрагмент генома, встраивает его в свою ДНК и таким образом вырабатывает иммунитет от чужеродной ДНК.

В своей работе ученые проанализировали 60 штаммов мимивирусов — гигантских вирусов, капсид (внешняя оболочка) которых достигает в диаметре 0,5 микрона, что позволяет наблюдать их в оптический микроскоп. Биологи впервые обнаружили у таких организмов аналог CRISPR-иммунитета, характерного для прокариот.

Это укрепляет точку зрения биологов о том, что мимивирусы представляют собой четвертую ветвь жизни, наряду с бактериями, археями и эукариотами (организмами, в клетках которых есть ядро). Генетики полагают, что гигантские паразиты могут быть связаны с вирусами натуральной оспы, от которой их отличает возможность самостоятельного производства аминокислот и белков.

Последнее делает мимивирусы похожими на бактерии. Гигантские организмы, как и прокариоты, страдают от вирусов. Впервые это было обнаружено в 2008 году, сам вирус (Zamilon) выделили в 2014-м. Он поражает бактерии исключительно тогда, когда в них находится паразит-хозяин. Биологи надеются адаптировать CRISPR-иммунитет мимивирусов для CRISPR/Cas9.

Технология CRISPR/Cas9 позволяет при помощи белка Cas9 регулировать систему CRISPR. Биологи, используя технологию CRISPR/Cas9, надеются необратимым способом редактировать ДНК и таким образом избавить организмы от множества наследственных заболеваний. Между тем не все ученые полагают, что CRISPR у мимивирусов несет иммунные функции.

A protester reacts in front Moroccan police forces during a demonstration in the northern town of El Hoceima, Morocco, Thursday, July 20, 2017. Clashes between police and Moroccan protesters Thursday left at least 83 injured in clouds of tear gas and running battles at an unauthorized demonstration over inequality and corruption.Налетели на Риф