Назван триггер зарождения жизни на Земле

Солнечные супервспышки (выбросы огромных энергий в окружающее пространство) в древности могли запустить цепочку химических реакций на Земле с образованием соединений, сделавших возможной жизнь на Земле. Посвященное этому исследование ученых из НАСА опубликовано в журнале Nature Geoscience.

В атмосфере древней Земли присутствовал азот в молекулярной форме. Этого, по мнению ученых, недостаточно для возникновения жизни на планете, поскольку большую химическую активность проявляет не молекулярная, а атомарная форма азота, которая впоследствии может рекомбинироваться в биологически полезные формы.

Ученые наблюдали за бурями на солнечноподобных молодых звездах, в результате которых происходят массовые выбросы высокоэнергетических частиц. Специалисты пришли к выводу, что похожие супервспышки на Солнце могут исказить магнитное поле молодой планеты, в результате чего потоки заряженных частиц попадут в атмосферу Земли. В ней высокоэнергетические частицы вызовут образование при участии молекулярного азота закиси азота и цианистого водорода. Последний и станет источником атомарного азота для построения биологических молекул (в том числе аминокислот).

В свою очередь закись азота является парниковым газом, который может способствовать разогреву атмосферы планеты до температур, достаточных для поддержания воды в жидком состоянии. Указанные события могли происходить, по оценкам ученых, миллиарды лет назад, когда светимость Солнца была на 30 процентов меньше, чем сегодня.

Ученые отмечают, что исследованный ими механизм может означать, что шансы на возникновение подходящих для жизни условий имеют планеты (и экзопланеты), которые ранее для этого не были приспособлены. В частности, физики не исключают, что описанный ими механизм супервспышек мог иметь место и на Марсе.

В результате самых мощных вспышек на Солнце в окружающее пространство за несколько минут уходит до триллиона мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это примерно пятая часть энергии, излучаемой Солнцем за одну секунду, и вся энергия, которую выработает человек за миллион лет (при условии ее производства современными темпами).

Супервспышки происходят, как правило, на более крупных звездах спектральных классов F8 — G8, массивным аналогам Солнца (относящегося к классу G2). Эти светила обычно небыстро вращаются вокруг своей оси и могут находиться в составе тесной двойной системы. Мощность супервспышек превышает солнечные в десятки тысяч раз.

Не братья вы нам