В МВД России не считают репрессированными по политическим мотивам граждан, которые были осуждены в советское время как социально опасные элементы (СОЭ). Так в ведомстве объяснили уничтожение архивной карточки крестьянина Федора Чазова, попавшего в ГУЛАГ. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо замначальника ГИАЦ МВД России Алексея Березина партнеру Музея истории ГУЛАГА Сергею Прудовскому.
В документе говорится, что на хранении остаются карточки осужденных по статье 58 УК СССР («контрреволюционные преступления»), а Чазов проходил по другой статье. «Учетная карточка (на бумажном носителе) в отношении Чазова Ф.Н. изъята из картотеки ИЦ УМВД Магаданской области и уничтожена», — говорится в письме.
Как считает Прудовский, Чазова — сына кулака, обвиненного во вредительстве и приговоренного к расстрелу, — осудили по политическим мотивам и должны реабилитировать. Свое мнение он аргументировал выдержками из протокола одного из допросов, там говорилось, что Чазов может «распространять преувеличенные слухи о массовых расстрелах». «Тогда СОЭ были широким понятием. Это не только тунеядцы и карманники», — подчеркнул исследователь.
По его мнению, хранение карточек осужденных только по 58-й статье — не совсем правильное решение МВД. «Четвертая часть прошедших через ГУЛАГ была политическая, еще часть — уголовники, а остальные посажены по указам, не относящимся к Уголовному кодексу, например об опоздании на работу, "о трех колосках". И что, надо уничтожать весь этот массив?» — поинтересовался он.
Как пояснил один из разработчиков закона о реабилитации 1991 года, исследователь ГУЛАГа и научный сотрудник общества «Мемориал» Никита Охотин, в нем говорится об осужденных «по политическим мотивам», но это не значит «по политическим статьям». «Мы понимали, что дела о депортации, раскулачивании, статьи о социально вредных и опасных элементах могут быть с политической подоплекой. Предполагалось, что инстанции, рассматривая дела, будут изучать их суть», — добавил он.
В июне «Коммерсантъ» со ссылкой на директора Музея истории ГУЛАГа Романа Романова сообщил об уничтожении данных узников сталинских лагерей на основании засекреченного межведомственного приказа 2014 года, согласно которому такие документы требуется хранить только до достижения осужденными 80-летнего возраста.
Позднее в МВД эту информацию опровергли и заверили, что карточки репрессированных в СССР хранятся вечно. Также в ведомстве уточнили, что сведения о заключенных перенесены в электронную базу данных.
По данным международного общества «Мемориал», общее число жертв сталинских репрессий (с учетом раскулаченных и переселенных народов) составляет 10-12 миллионов человек.